МВА – способ заработать на иллюзиях

Елена Улицкая Источник: Интерфакс Время

В погоне за западными «новинками» мы порой напоминаем аборигенов, которые, напялив стеклянные бусы, воображают себя «настоящими европейцами». Зачастую у нас считается модным и престижным то, что для Запада уже пройденный этап. В начале 1990-х экономика страны стала нуждаться в специалистах нового поколения – грамотных управленцах, предпринимателях, которые могли бы работать в условиях рынка. Но сложившихся структур образования, способных обучать таких специалистов, не было. Под эту сурдинку в нашей стране появились распространенные во всем мире способы заработка на желающих научиться «делать деньги». Это всевозможные книжки типа «Стань миллионером», новые методики, курсы и «академии», выдающие «настоящие американские дипломы». Первый всплеск эйфории уже прошел. Но тем не менее и сейчас далеко не каждый разглядит, есть ли полезное зерно под рекламной шелухой раскрученных курсов и программ. Об иллюзиях, связанных с одной из самых популярных программ бизнес-образования – МВА, – мы и поговорим сегодня.

ЧТО ТАКОЕ МВА?

МВА (Master’s of Business Administration – в переводе с английского «мастер делового администрирования») – программа бизнес-образования, дающая магистерскую степень в сфере управления бизнесом. Она готовит менеджеров-управленцев высшего и среднего звена.

МВА – американское изобретение. Весной 1902 года Дартмутский колледж выпустил первых дипломированных бизнесменов, обученных по этой методике.

Программа МВА в России имеет статус дополнительного к высшему профессионального образования, после которого выдается диплом с присвоением дополнительной квалификации. Первые бизнес-школы, предлагающие освоить эту программу, возникли в нашей стране еще в 1992-м, но только к 1999 году МВА было узаконено (приказы Минобразования РФ №№50 и 574).

А государственный стандарт на программу бизнес-магистров, включающий, в частности, срок обучения, состав дисциплин, был утвержден лишь в 2003 году (Приказ Минобразования №3381).

Лицензия на преподавание МВА учебному заведению выдается лишь в том случае, если оно соблюдает все требования образовательного стандарта.

Учиться по программе МВА могут только те, у кого есть диплом о высшем образовании (по любой специальности). А у обучающихся с отрывом от работы должно быть к тому же не меньше двух лет стажа практической деятельности. Срок обучения для тех, кто не совмещает учебу с работой, – не менее полутора года. Работающие студенты осваивают бизнес-курс не меньше, чем за два года.

Учебный план для будущих «бизнес-мастеров» охватывает основные области менеджмента: бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами. Также возможно углубленное изучение той или иной дисциплины в рамках узкой специализации («МВА-маркетинг», «МВА-финансы», «МВА-международный бизнес»).

Российские расценки на МВА – приблизительно от 2,5 до 17 тысяч долл. за все время обучения. В западных бизнес-школах цена за MBA может быть 100 тыс. долл. в год и выше.

КОММЕНТАРИЙ

Как сообщил в интервью еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ» один из известных критиков МВА в России, генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков (который сам преподает в одной из бизнес-школ), «МВА привлекательна при найме на работу, только при прочих равных условиях». По его мнению, для работодателя не важно, в какой бизнес-школе человек учился, западной или отечественной. Равно, как и качество бизнес-образования не зависит от места в рейтингах или громкого бренда. Самый надежный вариант – прислушаться к отзывам знакомых, которые уже в этих школах учились.

Борис Щербаков отметил, что «МВА – очередная ступень образования, и как любое образование оно нужно и полезно. Но при этом не существует таких курсов, которые дают реальную практическую составляющую. Их не может быть. Летчиков тоже сначала учат «летать» на тренажерах. Но реальную жизнь можно почувствовать только, когда взлетишь».

Кроме того, он считает, что «короткие бизнес-тренинги – очень хорошая замена долгосрочным программам. Западные компании по этому пути и идут. Там у человека есть возможность в течение 3–5 лет пройти последовательно многие из тех курсов, которые составляют основу МВА, без отрыва от работы. Пятилетняя работа в серьезной западной компании, построенной по образцу корпоративного управления, приравнивается к формальному курсу МВА».

ОБМАН В КВАДРАТЕ

Несомненно, ученье – это свет. Однако маркетинговые ходы бизнес-школ рождают множество иллюзий. Самые распространенные заблуждения связаны с будущим карьерным ростом выпускников программ МВА. В рекламных проспектах и публикациях утверждается, что МВА – это автоматический пропуск в мир престижных руководящих должностей и высоких прибылей. Но миф о том, что выпускники бизнес-школ зарабатывают в России от 120 тыс. долл. в год и выше, шит белыми нитками. Поскольку, по словам экспертов, никто не подсчитывал доходы выпускников, работающих в разных странах мира, в различных компаниях и видах бизнеса.

Что касается 100-процентного трудоустройства на престижные должности, это тоже заблуждение. Еще несколько лет назад в России наличие этого диплома у соискателей являлось желательным (но не обязательным) условием. Сегодня работодателей уже МВА не удивишь. Согласно исследованию Begin Group, проведенному в прошлом году среди 89 компаний (в том числе Siemens, «Шок», «Северсталь», «НИКОЙЛ», «Нестле Фуд»), большинство опрошенных работодателей считают, что выпускники МВА себя переоценивают и требуют слишком высокой зарплаты. Тогда как в бизнес-школах, считают 60 проц. респондентов, не развивают профессиональные навыки и из выпускников сразу не получается готовых руководителей и бизнесменов. При этом примерно такой же процент начальников считают, что лучше «вырастить» своего сотрудника до топ-менеджера, чем брать человека со степенью МBА со стороны.

Еще одна расхожая иллюзия – что на программах МВА завязываются перспективные деловые контакты. Польза от таких знакомств зависит исключительно от карьерных способностей вашего сокурсника по МВА. И с большим успехом полезные связи можно установить на практике, работая в сфере бизнеса.

БИЗНЕС-ШКОЛЫ ТЕРЯЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ В США

Российским абитуриентам зачастую навязывают мнение, что «MBA во многих странах мира воспринимается как символ высокого профессионализма, социального престижа и принадлежности к управленческой элите» (цитата из рекламы одной из бизнес-школ). Однако в той же Америке за последние несколько лет популярность МВА стала заметно падать.

По данным американской Ассоциации высших школ бизнеса (AACSB), с 2001 по 2005 год число заявок, поданных на программы MBA, сократилось на 15 процентов. Эксперты AACSB утверждают, что одна из причин снижения популярности МВА в том, что такой диплом перестал быть автоматическим пропуском вверх по карьерной лестнице. Слишком много стало самих бизнес-школ, и стремительно растет число их выпускников. Если в 1990 году было 259 бизнес-школ, аккредитованных американской AACSB, то сейчас их уже 505. За 1955 год диплом МВA получили 3 тыс. человек, в 2000 году их было уже более 100 тысяч. Между теми, кто уже получил степень MBA, сейчас огромная конкуренция, а потому желающих учиться по этой программе становится меньше, ведь эти инвестиции могут и не окупиться.

Кроме того, в США появились исследования ведущих профессоров-теоретиков менеджмента, имеющих большой преподавательский опыт (в том числе и на МВА), которые критикуют существующие сегодня программы бизнес-школ и считают, что подход к преподаванию в них нужно менять.

Согласно публикациям в американских СМИ (в частности, Times Online, October 2004 и The Globe and Mail), один из самых громких критиков традиционной системы МВА – профессор Генри Минцберг McGill University – прекратил преподавать по этим программам еще в начале 1980-х. Профессор считает, что программам МВА можно позволить продолжать работать только в случае, если они в дипломах выпускников будут ставить печать «Осторожно: руководить НЕ готов!» Традиционные бизнес-школы, утверждает он, готовят специалистов в отрыве от реальной ситуации, и на практике выпускники не способны применить полученные знания.

Другой критик – Джефри Пфефер, профессор школы Stanford, – считает, что МВА «может обеспечить уверенность в своей карьере и финансовое благополучие, но на обучение по этим программам стремятся те, кто заинтересован лишь в высокооплачиваемой работе».

Очевидно, что бизнес-школы – очередной способ зарабатывания денег на тех, кто рассчитывает одним махом перешагнуть десяток ступенек на карьерной лестнице и попасть сразу в высшее руководство. Собирающимся закончить МВА вопреки всем маркетинговым уловкам не стоит переоценивать значение этой программы: например, верить в то, что стоит пройти дорогостоящие бизнес-курсы, и после их окончания у вас, как по волшебству, появятся и деловые связи, и престижная должность с баснословным окладом. Степень – это только приложение к вашему опыту и способностям. Тем более нужно быть готовым к тому, что автоматически подобные курсы никого не способны сделать успешным предпринимателем в России. Страна сейчас находится в стадии смены формаций, когда новая экономика только развивается. А тому, как работать на молодом национальном рынке, не научит ни одна бизнес-академия мира.

МНЕНИЯ

Первый заместитель гендиректора группы РОЭЛ Василий Тренев считает, что при приеме на работу важнее опыт и наличие у соискателя успешно реализованных проектов. «Бизнес-школа – это обучение кейсами (разбор конкретных бизнес-ситуаций) на примере развитых рынков, которые отличаются сложившимися отношениями собственности и хорошей прогнозируемостью. В нашей стране этого нет. Российский бизнес последнего десятилетия – бизнес предпринимательский. Западные бизнес-школы учат не поиску новых возможностей, а регулярному менеджменту, направленному на стабильное эволюционное развитие», – отметил он. По его мнению, у нас в стране стандартное бизнес-образование поможет человеку, только если он сможет адаптировать его к собственному опыту и российским реалиям.

По мнению председателя совета директоров Объединенной плитной группы Игоря Беккера, выпускники бизнес-школ – «люди толковые, но неадекватные». За последние несколько лет компания наняла 10 молодых управленцев, но отдача от найма этих людей оказалась ниже, чем ожидало руководство. Он считает, что «в западных компаниях менеджеры даже высокого уровня – часто лишь операционисты в уже отлаженных процессах, а в России многие процессы еще только нужно отладить. Именно за это российские работодатели готовы платить высокую зарплату, а вот услуги операционистов ценятся гораздо ниже». По словам Игоря Беккера, менеджерам, занимающим позиции уровня руководителей технических и коммерческих подразделений, следовало бы платить 30–36 тыс. долл. в год, но наиболее амбициозные из них требуют в два раза больше.

КСТАТИ

Президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко считает, что сегодня одна из ключевых проблем бизнес-образования в России – низкий уровень развития форм дистанционного обучения. Он объясняет такую ситуацию прежде всего проблемами в организации дистанционного бизнес-образования, качестве учебных материалов и форм контроля за студентами.