Теория VS практика

23.12.2005 / MBA в России
Елена Анисимова Источник: Карьера

Российское бизнес-образование часто упрекают в излишней теоретизированности. Однако профессор Александр Сазанович, проректор по современным образовательным технологиям и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», уверен, что ситуация меняется.

   — Как определить оптимальное соотношение теории и практики?

   — Работая над созданием программы МВА, следует исходить из того, что сегодня перед бизнесом стоят комплексные задачи, решение которых находится на стыке различных дисциплин и видов деятельности. Это обуславливает интегрированный подход к построению программы. Необходимо не просто совместное обсуждение кейсов, проведение общих семинаров и осуществление комплексных проектов, но и содержательная и смысловая интеграция, которая заключается в определении «узловых точек» — фундаментальных основ деятельности менеджера. Их принято называть «ключевые компетенции». Без них программа становится просто набором курсов.

   Часто менеджера учат исключительно аналитике, не учитывая, что в повседневной работе ему приходится решать и поведенческие задачи, а значит, и самому соответствовать поведенческим стандартам. Поэтому мы разработали список из ключевых навыков, которыми должен обладать наш выпускник. Этот перечень не является конечным: сегодня на рынке востребованы именно эти навыки, завтра ситуация изменится и вполне возможно, что будут нужны другие компетенции.

   — Часто отечественные программы МВА упрекают в излишней теоретизированности…

   — Действительно, большинство программ отличается явным доминированием теории над практикой и лишь немногие реально соответствуют запросам бизнеса. Поэтому важно сместить акцент с «я знаю» на «я умею». Это требует не только новых методов подачи материала, но и нового мышления. Для бизнес-образования характерны активные формы преподавания, когда слушатель вовлечен в постоянный открытый конструктивный диалог. Это позволяет лучше отработать и развить практические навыки, но и требует больше времени, а значит, надо учиться жертвовать теорией.

   — К дипломным работам вы применяете тот же принцип?

   — Да. Дипломная работа также должна иметь практическую направленность. В России рынок меняется очень быстро, и для любой компании очень важна инновационная составляющая. Аттестационная работа играет здесь особую роль, поскольку она основана не просто на практике, а, как правило, связана с одним из новых направлений. Дипломная работа представляет собой законченный бизнес-проект, следовательно, должна учитывать все аспекты работы компании: финансы, маркетинг, HR и др. При этом особое внимание мы обращаем на умение прогнозировать ситуацию, предвидеть результат.

   — Сколько человек работает над дипломным проектом?

   — Как правило, каждый делает свой проект. Но есть и групповые работы. Мы стараемся сделать так, чтобы команда состояла из людей со схожими взглядами на проблему. Особенно интересно, когда дипломный проект делают несколько человек из одной компании.

   За рубежом одно из основных требований к диплому заключается в том, что он обязательно должен основываться на первоисточниках, слушатель обязан проводить собственные исследования, использовать первичные, а не вторичные данные. Мы придерживаемся аналогичной точки зрения.

   — Какие еще методы отработки деловых навыков вы используете?

   — Это, конечно, ставшие уже традиционными тренинги, кейсы, деловые игры. Но стараемся применять и новинки. Например, stretch-метод, или стресс-метод обучения, который мы только начали вводить в практику. Суть его заключается в том, что в условиях умеренного стресса человек начинает быстрее и четче думать и действовать. Для студента таким стрессом может стать обязательность выполнения задания с его оглашением перед микрофоном или цейтнот (например, на ответ дается не более трех-пяти минут при включенном таймере). Последнее наиболее для нас актуально. Менеджер часто сталкивается с ситуацией, когда на совещании или презентации ему необходимо в течение трех-семи минут изложить свою позицию. Данный метод обучения направлен как раз на отработку этого навыка.