В чем секрет MBA?

Александр Чеканский Источник: Карьера

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на обучение по программе МВА. Сторонники первой уверены, что оно необходимо каждому менеджеру, если он, конечно, хочет сделать успешную карьеру. Приверженцы второго мнения, наоборот, считают, что знания, полученные на программе МВА, никак не отражаются на карьерном росте. Истина, как всегда, где-то посередине. Многие талантливые и трудолюбивые люди достигают блестящих успехов в бизнесе, не имея специального образования. Но когда оно есть, управленческая карьера обычно развивается намного быстрее. Об этом свидетельствует статистика.

   Опросы показали, что за два года обучения на программе МВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА) 39% слушателей меняют место работы с повышением и еще 35% получают повышение внутри компании. Кроме того, 92% выпускников отмечают карьерный рост или существенное улучшение финансовых результатов руководимых ими подразделений в течение первых двух лет после окончания программы.

   Но прежде чем штурмовать вершины бизнес-образования, стоит внимательно изучить предложения рынка. Бизнес-школ в России немало. И выбирать следует те, в которых программы МВА действительно нацелены на формирование и развитие практических навыков применения управленческих технологий. В обучении здесь преобладает не лекционный материал, а интерактивные методики, значительную часть учебных занятий проводят преподаватели-практики. «Известные бизнес-консультанты, руководители консалтинговых агентств, специалисты из успешных российских компаний составляют более половины нашего преподавательского коллектива, — рассказывает Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА. — Среди них Ашот Арутюнян, директор по маркетингу компании «Снежная королева», Аркадий Войналович, директор Института управленческого консультирования, Игорь Качалов, генеральный директор агентства «Качалов и партнеры», Наталья Туркулец, деловой партнер компании Shell Exploration, Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategica (Группа «Про-Инвест»), Александр Кузьмичев, исполнительный директор PRADO, Александр Павлуцкий, генеральный директор агентства «Павлуцкий и партнеры»… За два года на программах МВА в ИБДА слушатели обсуждают около 200 кейсов, проходят семь управленческих тренингов, участвуют в восьми деловых играх. Интерактивные методы обучения занимают здесь более 40% учебного времени».

   В качестве одного из важных конкурентных преимуществ ИБДА Александр Чеканский выделяет регулярное проведение на программах МВА и EМВА мастер-классов руководителей известных компаний. Они рассказывают о практике управления, о проблемах, с которыми пришлось столкнуться, и способах их решения. Слушатели могут задать интересующие их вопросы, попросить совет, проконсультироваться. В этом году мастер-классы в ИБДА проводили Борис Щербаков, вице-президент Oracle и генеральный директор Oracle СНГ, Ирина Кибина, вице-президент холдинга «Евро-финанс», Игорь Манн, директор по маркетингу компании Alcatel, Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России.

   Однако важно правильно выбрать не только школу бизнеса, но и программу обучения. Для собственников и руководителей компаний в ИБДА созданы две программы Executive МВА. Одна из них реализуется совместно со школой менеджмента Университета Антверпена и рекомендуется руководителям, свободно владеющим английским языком и работающим прежде всего на западно-европейских рынках. Другая программа — EМВА «Стратегическое управление» — для тех, кто делает бизнес в России.

   Менеджерам среднего звена больше подходит классическая программа МВА. В ИБДА она нацелена на подготовку менеджеров общего профиля, но наряду с этим дает углубленные знания по одной из трех специализаций: «Управление стоимостью компании», «Маркетинг и управление продажами», «Управление персоналом».

   Специальная программа МВА создана в ИБДА для руководителей, уже имеющих экономическое или управленческое образование. Ее цель — преобразовать теоретические знания, полученные слушателями в университете, в навыки практического менеджмента. Наличие у слушателей хорошей теоретической базы позволяет сократить срок обучения по этой программе.

   Однако поступить в ИБДА непросто. Для того чтобы стать слушателем, например, программы Executive МВА «Стратегическое управление», собственник или руководитель компании должен иметь не менее пяти лет управленческого стажа, представить две рекомендации от руководителей других фирм, написать эссе на заданную тему, пройти собеседование и, наконец, сдать экзамен в виде письменного анализа кейса по стратегии. Этой осенью конкурс на программу составил два человека на место. Был конкурс (1,25 человека на место) и на программу МВА.

   Конкурс в бизнес-школах — явление редкое. Да и зачем он нужен? Неужели нельзя открыть дополнительную группу и принять на программу всех желающих? «Нельзя, — утверждает Александр Чеканский. — Классные преподаватели — самый ограниченный ресурс. И увеличение учебных потоков неизбежно вынудит нас привлечь «второй состав». А это потеря качества. Кроме того, наличие реального конкурса позволяет формировать однородные по составу учебные группы, в которых собирается интеллектуальная элита российского бизнес-сообщества. Именно в таких группах обучение дает наибольшую отдачу».

   Конечно, «заочное» знакомство не может в полной мере передать дух школы и атмосферу учебных программ. Чтобы не ошибиться в выборе, стоит посетить пробное занятие по интересующей вас программе (лучшие школы предоставляют такую возможность) или прийти на день открытых дверей (в ИБДА они проводятся регулярно). Здесь можно подробно расспросить руководителей программ МВА об особенностях и преимуществах, побеседовать с преподавателями, а самое главное — пообщаться с выпускниками, чье мнение как раз и представляет наибольший интерес.