Стоит ли обращать внимание на сертификаты и дипломы тренеров при заказе корпоративных тренингов?

Trainings

Сертификация тренера — это не только подтверждение его знаний в определенной области, но и свидетельство его способностей объяснять и учить. Однако сертификат сертификату рознь, и зачастую знания, прописанные в дипломе тренера, так и остаются на бумаге.

Позитивные изменения в этой сфере связаны с открывшимся в 2005 году представительством ASTD (American Society for Training & Development) в России и его пилотной программой сертификации по специальности «Сертифицированный Профессионал по Обучению и Развитию» (Certified Professional in Learning and Performance (CPLP)).

Но пока эта программа не стала повсеместным стандартом качества на нашем тернинговом рынке, вопрос о важности наличия сертификатов и дипломов у тренера остаётся открытым.

Редакция TRAININGS и корреспондент газеты «Элитный персонал» (номер от 13-12-2005) провели опрос среди заказчиков корпоративных тренингов и среди компаний-провадйеров обучения. Вопрос, заданный нами специалистам, звучал так:

«При заказе корпоративных тренингов стоит ли обращать внимание на сертификаты и дипломы тренеров?»

Заказчики тренингов

Татьяна Москалева, руководитель службы по связи с общественностью группы компании «DIXIS»:

«Мы всегда обращаем внимание на сертификаты и дипломы, ведь наличие базовых знаний по предмету дает определенную гарантию качества обучения. Сертификаты позволяют убедиться, что человек активно работал над собой и совершенствовал профессионализм. По нашему глубокому убеждению, приглашать к сотрудничеству нужно только «звезд». Даже в том случае, если приходится платить больше. Как говорится, каждый человек может отдать то, что имеет, а тренер – то, что умеет. Большое значение имеет соответствие дипломов и сертификатов характеру оказываемой услуги. Когда тренер позиционирует себя как профессионал в области бизнеса, но в его арсенале есть только курсы по психотерапии, это несерьезно. Целесообразно также посмотреть на наличие или отсутствие публикаций, на внятность изложения раздаточного материала. При выборе провайдера важно уделять внимание мелочам – именно они дают представление о компетенциях и навыках тренерского состава».

Евгений Горькаев, тренинг-менеджер компании «Ф. Хоффманн Ля Рош Лтд.»:

«При заказе обучения у внешнего провайдера для нас важно, чтобы программа была разработана под потребности и задачи нашей компании, а не являлась стандартным набором обучающих модулей по заданной теме. Еще один ключевой критерий при выборе провайдера обучения — тренер должен разбираться в бизнесе, в котором работает наша компания, большим плюсом является практический опыт работы в этой области, а не только тренерские навыки. Ведь участники тренинга всегда понимают, действительно ли ведущий разбирается в том, о чем говорит, или его знания в данной сфере ограничиваются прочтенной перед тренингом книгой. Профессионал обязан доказывать, что он сам умеет делать то, чему учит других, а для этого необходим практический опыт, который дипломами и сертификатами сложно заменить».

Наталья Лапшина, менеджер по персоналу Россия компании «Maersk Sealand»:

«Разумеется, имеет смысл обращать внимание на весь фактический материал, имеющийся в вашем распоряжении: опыт преподавания тренера, в каких компаниях он проводил обучение, какие сертификаты, дипломы он имеет и прочее. Но для принятия окончательного решения после подробного ознакомления со всей этой информацией, я предпочитаю назначить личную встречу и познакомиться с тренером, оценить насколько тренер подходит стилю нашей компании, насколько он сможет завоевать доверие наших сотрудников как личность, что часто является важным фактором для успешности тренинга».

Александр Блинов, начальник отдела подготовки специалистов по продажам департамента маркетинга и развития бизнеса ОАО «РОСНО»:

«Сертификат и диплом, естественно, не является абсолютной гарантией качества оказываемой услуги. Выбирать тренера следует исходя из нескольких критериев. Во-первых, необходимо обратить внимание на наличие специализированного образования, без которого по-настоящему квалифицированным специалистом быть очень сложно. Во-вторых, что не менее важно, оценить опыт работы: какие тренинговые проекты проводились этим человеком, и главное, в какой сфере бизнеса. Плюс ко всему, хорошо бы получить рекомендации и отзывы клиентов. По результатам анализа полученной информации о возможном качестве услуг, их стоимости, выбираются заинтересовавшие кандидаты. Далее переговоры, и лишь затем на основании полученных данных принимается решение».

Провайдеры обучения

Мария Чуркина, генеральный директор компании «Большая перемена»:

На мой взгляд, наличие сертификатов и разнообразных дипломов у тренера, скорее указывает на то, что тренер умеет учиться. Однако тяга к знаниям, не является гарантией того, что тренер умеет работать. В то время, как на тренинге от него потребуется именно восстановления рабочего контекста.

Еще одна проблема состоит в том, что многие наши тренеры, прошли достаточно специфическую подготовку. Так, например, плюсом считается наличие у тренера зарубежных дипломов, в то время как абсолютное большинство этих дипломов было получено в рамках программ политобразования, под руководством квалифицированных советологов (специалистов по борьбе с Советским Союзом).

Поскольку тренинг только метод для передачи знаний и навыков, очень важно обеспечить наполнение методической оболочки. Поэтому при выборе тренинга, по моему мнению, имеет смысл опираться на практический опыт работы тренера (как специалиста, и как тренера)».

Ройзман Сергей, директор по развитию «Huthwaite Russia»:

«Мы думаем, что стоит обращать внимание не столько на наличие сертификата, сколько на то, кем он заверен и о чем свидетельствует. Доверяете ли Вы организации, выдавшей сертификат? Что является основанием для сертификации? Какую подготовку прошел тренер? По каким критериям его оценивали, выдавая диплом? Например, в нашей компании сертификаты выдаются головным офисом в Англии и дают гарантию того, что качество проведения тренингов Huthwaite International едино в 28 странах мира.

Не стоит забывать, что провайдер предлагает не только личность тренера, но и сами тренинги, в основе которых лежит какой-то метод. Важно понимать, как разработан тренинг, есть ли инструмент оценки результата обучения и как этот результат измеряется».

Константин Харский, генеральный директор, тренер-консультант ООО «Профессиональный менеджер»:

«Это вопрос критериев и значимости. И вот почему. Вопрос критерия.

Что для конкретного заказчика является критерием подходящего тренера: его послужной список, его сертификаты, его принципы и убеждения, его способности сплотить и вдохновить участников тренинга, его способность пробудить продавца в каждом.

Не имея представления о том, что им требуется, некоторые заказчики идут по пути перекладывания ответственности на других. Это выглядит, как запрос рекомендаций («а вы можете научить наших продавцов продавать глобус Украины для седьмого класса?», «а кого вы раньше этому научили?») или как конкурс сертификатов. При этом пока нет независимого центра сертификации, пока нет единых стандартов работы, пока нет строгой ответственности за выдачу сертификатов, наличие сертификата скорее говорит о хороших отношениях между тренером и сертифицирующей организацией. Но всё же не стоит наличие сертификата нельзя рассматривать как компрометирующий факт.

Вопрос важности.

Принимая решения, мы всегда взвешиваем альтернативы. Что важнее: опыт работы тренера с розницей или новаторский подход, наличие монографий или размер гонорара и т.д. Поняв место сертификата в иерархии критериев принятия решения, вы сразу поймёте, надо ли на это обращать внимание и в какую очередь. Наш опыт показывает, что наличие сертификата никогда не было первопричиной заказа тренинга, а его отсутствие никогда не было единственной причиной отказа. Важность этого критерия находится где-то между размером гонорара и продолжительностью карьеры».

Мурат Шакирзянов, тренер-консультант «SellWell»:

«Любой человек понимает, что наличие сертификата не означает, что перед вами профи. Как и отсутствие сертификата не говорит о том, что перед вами неумеха.

Мне кажется, что выбор в пользу тренера с сертификатом помогает заказчику избежать ответственности за провал тренинга: «Как же так! У него же диплом Токийского университета! Кто мог подумать!?».

Для заказчика, которому нужен результат, диплом или сертификат — не панацея. Многие тренеры, уйдя из бизнеса, прошли обучение внутри компании, и сертификат им просто не давали. Думаю, лучше всего о тренере говорит сам тренинг. Сомневаетесь – не подписывайте сразу всю программу с незнакомым тренером, а проведите один тренинг. Или сходите на его открытый тренинг. Тогда картина будет полной, ведь вы увидите тренера в деле.

Лично бы я полностью на дипломы, тем более российские, не полагался».