Обучение или как прибыльно продавать на растущем рынке образования

Качалов Игорь
Trainings

Это материал большой. И очень интересный. Он о рынке бизнес образования (краткосрочного и долгосрочного). Это исследование полезно прочитать всем – и заказчикам услуг в области обучения и развития персонала, и игрокам этой отрасли.
Агентство «Качалов и Коллеги» известно своим профессиональным подходом к исследованиям. И креативом — исследуя рынок бизнес-образования, Агентство «Качалов и Коллеги» придумало для него логотип — БОБР (сокращение от Бизнес ОБРазование).
Мы попросили Игоря и Елену Качалову коротко прокомментировать, каково их общее впечатление о рынке краткосрочного бизнес-образования: «Несмотря на множество предложений и курсов качество краткосрочного образования оставляет желать лучшего. Менеджеры уже умеют самостоятельно читать книги. Основная задача краткосрочного образования — дать менеджеру практические навыки, кейсы, которые он может использовать в работе сразу после обучения, а не пересказывать зарубежные учебники или свои книги».


Рынок бизнес-образования в России развивается громадными темпами роста: от 30 до 70% в год. При этом емкость рынка сегодня еще очень мала и сильно отстает от рыночных параметров. Даже в пессимистичном варианте рост рынка составит 400-500%. А при оптимистическом варианте рынок вырастет в 60-70 раз (!). Однако, этот рост сопровождается резким изменением требований к качеству бизнес образования. В обзоре описаны ключевые требования заказчиков к образованию и программа действий для бизнес-школ и тренинговых компаний.

Тенденции в Российском Бизнес-Образовании

Хорошие Новости Российского БОБРа
Рост 70%. В 2005 году рынок российского бизнес-образования вступил в новую фазу своего развития. Его рост по отношению к предыдущему году составил около 70%. При этом можно выделить как положительные, как и отрицательные тенденции. Вначале перечислим положительные:

— Российскому бизнес-образованию исполнилось 17 лет. Можно сказать, что оно переживает возраст юности.

— На сегодняшний день в России насчитывается более 500 бизнес-школ, образовательных и тренинговых компаний.

— Ежегодно долгосрочное бизнес-образование получают свыше 60-70 тысяч менеджеров.

— По программам краткосрочного образования (семинары, тренинги и т.д.) учатся 350-450 тысяч менеджеров.

— Соответственно, рынок в 2005 году сформировался на уровне 300-400 млн долларов.

— При этом можно говорить не только о денежном, но и о качественном росте. Исследования показали, что за последние несколько лет качество образования существенно выросло, заложен хороший фундамент для дальнейшего роста и развития.

С такой оценкой согласны не только провайдеры бизнес-образования, но и клиенты из международных и российских компаний.

Плохие Новости Российского БОБРа – Оно Не Работоспособно.

Но, к сожалению, в бизнес-образовании много отрицательных тенденций. Все больше российских менеджеров выбирают для обучения зарубежные бизнес-школы. В среднем 200-300 человек ежегодно уезжают учиться за границу по долгосрочным программам. В результате российские бизнес-школы ежегодно теряют до $20 млн продаж, почти 8% рынка. Подобная ситуация сложилась и на рынке краткосрочного образования. Примерно 300 человек несколько раз в год выезжают в другие страны, предпочитая отдавать тысячи долларов зарубежным бизнес-школам за участие в семинарах и тренингах. Кроме того, ежегодно от 60 до 100 компаний приглашают зарубежных тренеров для проведения корпоративных тренингов и семинаров в России.

При этом необходимо акцентировать:

— В основном за границу уезжают учиться менеджеры высшего звена.

— Как правило, из зарубежных или сильных Российских компаний.

— Они готовы и платят за обучение в 3-5 раз дороже, чем в России, даже без учета проезда и проживания.

— При этом значительное количество менеджеров, особенно топов, забирают свои заявления из Российских бизнес школ, даже наиболее сильных.

— Все эти показатели растут драматически быстрыми темпами.

Все это лишает российское бизнес-образование перспективы развития в сегмент качественных и дорогих продуктов. Каковы же причины столь нежелательной тенденции? Обратимся к мнению менеджеров зарубежных компаний.

Российское бизнес-образование сегодня малоэффективно для бизнеса. Большинство учебных программ перегружено теоретическими знаниями, а качество преподавателей оставляет желать лучшего.

Российские специалисты в области бизнес-образования только набирают практический опыт. Они еще не готовы систематизировать знания и ясно доносить их до слушателей.

Сотрудники отделов маркетинга зарубежных фармацевтических компаний.

Основные претензии менеджеров к российскому бизнес-образованию:

— Малая практичность или ее отсутствие.

— Пересказ устаревших зарубежных книг.

— Нет практического опыта преподавателей и тренеров.

— Теоретический формат обучения.

Разрозненность курсов.

Сценарии Развития Российского БОБРа

В то же время одной из главных особенностей российского рынка бизнес-образования являются большие перспективы роста. Проанализируем график потребления бизнес образования на человека (некий условный показатель, позволяющий легко сравнить рынки разных стран) на рисунке 1.

Рисунок №1. Среднедушевое потребление бизнес-образования, $/год.



Источники: статистические органы, открытые публикации и экспертные оценки специалистов разных стран, анализ агентства «Качалов и Коллеги». Россия — 2005 год, остальные 2004 год.

На сегодняшний день уровень потребления бизнес – образования в России составляет около двух долларов на человека в год. В странах Европы этот уровень составляет в среднем 80-90 $/чел, а в странах, мировых экономических лидерах, около 200 $/чел. На основе этих данных можно построить три прогнозных сценария развития рынка российского бизнес-образования. Они представлены на рисунке 2.

Рисунок №2. Сценарии развития российского рынка бизнес-образования, 2015-2020.



Источники: статистические органы, открытые публикации и экспертные оценки специалистов разных стран, анализ агентства «Качалов и Коллеги».

— Пессимистичный. Среднедушевое потребление вырастет только в четыре раза и достигнет уровня 10 $/чел в год. То есть душевое потребление бизнес-образования будет в 8-10 раз меньше, чем в среднем по Европе. В этом случае рынок бизнес-образования составит $ 1,200-1,500 миллиардов в год. И это можно считать самым минимальным вариантом развития.

— Среднеевропейский. Если Россия на пути рыночного развития достигает хотя бы европейского уровня, то душевое потребление бизнес-образования в России достигнет среднего европейского уровня — $ 100 на человека в год (с учетом динамики развития рынка европейская цифра, безусловно, вырастет за 10 лет). Рынок бизнес-образования в России в этом случае вырастет до $ 13 миллиардов в год.

— Оптимистический. Если экономика России в течение 10 лет входит в пятерку мировых лидирующих экономик, то минимальный уровень потребления бизнес-образования сложится на уровне 200 $/чел в год. Рынок тогда достигнет емкости $ 26 миллиардов.

— Еще раз подчеркнем, что сегодня рынок бизнес-образования составляет $ 300-400 миллионов. По мнению консультантов Агентства Качалов и Коллеги в течение ближайших 10-15 лет российская экономика станет одной из ведущих экономик мира. Именно поэтому мы считаем наиболее реалистичным сценарием размер рынка бизнес-образования более $20 миллиардов.

— Каким же будет рынок бизнес-образования будущего? Какие тенденции прослеживаются уже сегодня? Почему многие российские менеджеры выбирают для обучения иностранные бизнес-школ и тренинговые компании?

Ниже мы обсудим:

1.Требования менеджеров к бизнес-образованию.

2.Ключевые мероприятия, необходимые для успешной работы в бизнес-образовании (краткосрочном и долгосрочном).

Для чего необходимо бизнес-образование

Ключевая Выгода: Развитие.

Опрос 500 менеджеров России и Казахстана показал, что ключевым словом в ответах является развитие. Эти ответы группируются в три больших блока:

1.Развитие компании, в которой работает менеджер.

2.Развитие карьерных позиций менеджера через его профессиональный рост.

Здесь представлены два ключевых подхода к оценке бизнес-образования с точки зрения получаемых результатов. С одной стороны, процесс обучения должен способствовать реализации целей менеджера: карьерному и профессиональному росту. С другой, результаты обучения должны вносить вклад в реализацию целей компании — увеличению эффективности и конкурентоспособности предприятия. Вот как оценивают менеджеры варианты реализации этих подходов.

Менеджер одного из лидеров рынка напитков

Один из руководителей компании-лидера кондитерской отрасли

Я надеюсь получить новые знания и расширить свою квалификацию. Бизнес-образование может способствовать, как профессиональному, так и карьерному росту.

Важно, какую новую ценность обученные менеджеры могут привнести в компанию. Люди – ключевой актив компании, это то, что отличает нашу компанию от других, то что делает компанию сильнее и конкурентоспособнее.


Другими словами в оценке выгод получения бизнес-образования постоянно соседствуют два разных подхода. С одной стороны, люди приходят в бизнес-школу или обращаются в тренинговую компанию, стремясь к профессиональному и карьерному росту. С другой, компании платят деньги за обучение сотрудников с целью выжить на рынке, став более эффективными и конкурентоспособными.

Лучших успехов добиваются те менеджеры, которые умеют сочетать эти два результата образования: выстраивать карьерный рост, добиваться новых элементов конкурентоспособности компании.

Оценивают Бизнес-школу По 76 Критериям

По каким критериям люди выбирают того или иного провайдера бизнес-образования? Опросы менеджеров показали – существует около 76 критериев (атрибутов) выбора и оценки качества работы бизнес-школы или тренинговой компании. Эти атрибуты можно сгруппировать в шесть блоков:

1.Материалы обучения.

2.Характеристики процесса обучения.

3.Процедура обучения.

4.Характеристики бизнес-школы, как компании.

5.Профессионализм преподавателя.

6.Стиль и мастерство преподавателя, как выступающего.

А мы перейдем к ключевым выводам, которые можно получить из анализа двухлетнего исследования.

Кому Он Нужен, Этот Диплом

Наиболее интересный для подавляющего большинства бизнес-школ вопрос: насколько диплом/сертификат важен при выборе бизнес-школы/тренинговой компании, и какое доверие он вызывает у учащихся? На рисунке 3 представлены четыре графика, два из которых относятся к долгосрочному образованию, а два – к краткосрочному. Для каждого типа образования задавались два вопроса: насколько важно для учащегося получать котирующийся диплом, имеющий репутацию на рынке, и насколько важно получить диплом именно гособразца?

Рисунок№3. Динамика котировки дипломов среди учащихся бизнес-школ



Источник: исследование агентства «Качалов и Коллеги» среди участников краткосрочных и долгосрочных курсов в России и Казахстане, 600 менеджеров, 2004-2005. Д – Долгосрочное, К – краткосрочное обучение.

Полученные результаты представляются нам чрезвычайно интересными. Еще в начале 2004 года, 20 месяцев назад, уровень котировки диплома на рынке труда являлся одним из ключевых атрибутов выбора бизнес-школы для 60% обучающихся. К концу 2004 года значимость этой позиции упала в два-три раза. Сегодня лишь каждый третий человек выбирает бизнес-школу для получения долгосрочного бизнес-образования на основании котирующегося диплома.

С другой стороны, в начале 2004 года более 40% учащихся отмечало важность получения диплома гособразца по окончании бизнес-школы. Но к концу 2005 года требование к получению государственного диплома сократилось в четыре раза и составило 8% от всех опрошенных слушателей. То есть 92% учащихся не оценивают бизнес-школы по этому критерию. В краткосрочном бизнес-образовании ситуация принципиально не менялась на протяжении всего времени исследования с 2004 года. В среднем не более 7-8% менеджеров, приходящих на семинары или тренинги, интересуются весомостью и котировками диплома.

Можно сделать вывод о том, что уровень котировки диплома важен лишь для каждого третьего потребителя и только в долгосрочном бизнес-образовании. Для 95% менеджеров при выборе бизнес-школы важны совершенно другие критерии работы бизнес-школы.

Шесть ключевых критериев качества бизнес-школы (тренинговой компании)

Ключевые требования к провайдерам представлены на рисунке 4. Их можно разделить на две группы. За атрибуты первой группы голосуют 60-80% менеджеров, получающих бизнес-образование. Необходимо отметить, что рейтинг и важность этих атрибутов не меняются уже в течение последних 20 месяцев, несмотря на многократные замеры в разных аудиториях:

1 место – в компаниях-провайдерах должны работать преподаватели, лидеры в своей отрасли;
2 место – эти лидеры должны иметь практический опыт в бизнесе;
3 место – материалы должны быть практичными и адаптированными к условиям современного бизнеса в России.

Рисунок №4. Ключевые атрибуты оценки бизнес-школы (тренинговой компании)



Источник: исследование агентства «Качалов и Коллеги» участников краткосрочных и долгосрочных курсов в России и Казахстане, 600 менеджеров, 2004-2005. По вертикали отложено количество менеджеров в %.

Кроме того, эти перечисленные атрибуты имеют ярко выраженную тенденцию к росту. Они выросли на 15-20% с 2004 года. Вслед за ними стоит еще одна группа критериев, которые требуют 40-50% менеджеров. Эти требования напрямую связаны с материалами, предлагаемыми на занятиях:

4 место – материалы должны быть систематизированы;
5 место — материалы должны описывать тенденции рынка;
6 место – материалы должны иметь доступную форму изложения и быть качественно оформлены.

Сравнивая эти две группы, можно сделать два интересных наблюдения. В отличие от первой группы, атрибуты второй группы практически не растут. Кроме того, первая тройка атрибутов направлена на личностные и профессиональные характеристики преподавателя. Акцент второй группы критериев смещен в сторону материалов.

Карта Оценки Бизнес-Школ

Посмотрим на совокупную карту оценки бизнес-школы или тренинговой компании с точки зрения менеджера, получающего в ней обучение (рисунок № 5).

Рисунок №5. Карта оценки бизнес-школы или тренинговой компании



Источник: исследование агентства «Качалов и Коллеги» среди участников краткосрочных и долгосрочных курсов в Москве, регионах и Казахстане, 600 менеджеров, 2004-2005.

По вертикали количество менеджеров в процентах. В стрелках – динамика роста с 2004 года.

Группа лидирующих требований, 60-80% менеджеров: лидер-практик и практичность материалов.

Мне, как директору, хотелось бы получить конкретный инструмент, который я мог бы использовать в своей повседневной работе.

Владелец мебельной фабрики.

Во-первых, информация должна быть полезна для меня в практическом смысле. Во-вторых, она должна быть доступной и ясной для восприятия.

Руководитель департамента маркетинга в холдинге, строительно отделочные материалы.

Полученные знания должны способствовать моему профессиональному росту. Кроме того, хочется получить реальный рабочий инструмент, ранее уже где-то апробированный.

Маркетинг менеджер в торговой компании.

Группа требований второго места, 40-50% менеджеров: систематизация материалов, тенденции рынка и раздаточный материал.

Это достаточно устойчивая группа. Важность этих атрибутов выросла за последние годы всего на пять процентов.

На третьем уровне находятся четыре атрибута, которые важны для 30-40% учащихся.

Ясность изложения материала – насколько преподаватель доходчиво преподносит материалы.

Много информации – возможность получить большой объем информации в короткий срок.

Использует компании – как сама бизнес-школа использует на практике методики построения бизнеса, которые преподает – в маркетинге, управлении персоналом, в разработке стратегии и т.д.

Котируется диплом – насколько диплом признается на рынке.

В последнем блоке собрано 10-12 атрибутов и они важны только для каждого пятого-третьего менеджера: возможность дополнительной консультации, искренность преподавателя, структурированность и другое. В отличие от атрибутов первых групп, скорость роста их важности для потребителей бизнес-образования составила 80%. Это говорит о том, что некоторые из этих атрибуты в ближайшие год-два потеснят атрибуты второго и третьего уровней.

15 Шагов: Как Стать Лидером-Практиком

Какие же мероприятия необходимо провести преподавателям и провайдерам бизнес-образования, чтобы соответствовать перечисленным выше требованиям со стороны потребителей по практичности и лидерству?

Как известно, любой преподаватель вовлечен в практическую деятельность. Трудно найти преподавателя, который не давал бы консультаций и не участвовал бы в практической работе. Однако, существует большая разница между просто работой и той работой, которая менеджерами воспринимается как практический опыт, достойный внимания и изучения.

Первые Три Шага: Стать Практиком

Перечислим основные параметры преподавателя как практика, предлагающего качественный апробированный материал:

— Необходимо вести как минимум 2-3 проекта в год объемом не менее 40 тысяч долларов. При этом компания, для которой консультант выполняет проект, должна иметь объемы продаж не менее 200 миллионов долларов в год. Именно к этому уровню продаж сегодня приближается бизнес многих успешных российских компаний. Поэтому менеджеров интересуют инструменты управления бизнесом именно такого масштаба. К сожалению, опыт российских консультантов и преподавателей в этом сегменте чрезвычайно низок. Кроме того, преподавателям необходимо иметь опыт работы и с международными корпорациями, где присутствуют четкие, отлаженные бизнес-процессы.

— Преподаватели или бизнес-школы должны проводить как минимум 1-2 регулярных исследований в год. Это помогает не только получать практический материал, но и обобщать, и систематизировать его.

— Преподаватели бизнес-школ должны иметь опыт работы на руководящих должностях в крупных международных или российский корпорациях с объемом продаж не менее 200 миллионов долларов.

Еще Пять Шагов: Создать Практичные Материалы

Отметим основные критерии практичности материалов, сформированные на базе проведенных глубинных интервью с учащимися бизнес-школ:

материалы должны применяться в бизнесе ряда компаний с большими объемами продаж (более 200 миллионов долларов в год!).

— Материалы должны быть сгруппированы в таблицы и формы.

— При этом менеджеру должно быть понятно, как использовать материалы в своей повседневной работе. Необходимо наличие инструкций по применению таблиц и форматов для решения конкретных бизнес-задач на рабочем месте. Создание таких инструкций, предлагаемых менеджеру в процессе обучения, полностью удовлетворяет требованию учащихся к ясности методик и материалов.

— Кроме того, в ходе подготовки материалов необходимо учитывать, что в группах присутствуют менеджеры из абсолютно разных бизнесов. Следовательно, необходимо создать инструкции по модификации материалов под конкретный бизнес. В этих инструкциях необходимо точно прописать порядок следования тех или иных управленческих действий, которые сотрудник может применить в своей повседневной работе. Образно говоря необходимы Инструкции по Применению Инструкций. Только при выполнении этого условия за партами бизнес-школ окажутся менеджеры с горящими глазами, активно участвующие в предлагаемых преподавателем дискуссиях и практикумах.

— Кроме того, необходимо описать ограничения действия тех или иных инструкций. Когда можно, а когда смертельно опасно для бизнеса вводить те или иные решения.

Заключительные семь шагов: можно попытаться стать лидером

Беседуя с учащимися школ и тренинговых компаний, мы спрашивали их об основных критериях восприятия преподавателя как лидера. Ниже приведены рекомендации, которые, на наш взгляд, позволяют преподавателю или тренеру войти в когорту лидеров на рынке бизнес-образования.

Ему необходимо:

1.Писать 6-8 обзоров в год.
2.Публиковаться в 10-12 изданиях в течение года.
3.Участвовать минимум в пяти-семи конференциях.
4.Давать интервью хотя бы 1 раз в месяц.
5.Один раз в 3-4 года выпускать книгу.
6.Хотя бы один раз в два месяца проводить бесплатные мастер-классы для менеджеров, показывая свои новые наработки.
7.Выпускать 10-15 пресс-релизов в год.

На рисунке 8 приведен полный набор рекомендаций для преподавателей и тренеров.

Рисунок№8. 15 шагов: как стать лидером-практиком



После реализации этих шагов можно легко проверить успешность проведенной работы. Необходимо попытаться продать и провести семинар (тренинг) в дорогом ценовом сегменте. Стоимость такого семинара (тренинга) составляет в среднем $1,200 c человека за 2 дня на открытый семинар или $4,000 в день с компании на корпоративный семинар (тренинг). Если провайдер или бизнес-школа смогут реализовать этот проект, значит программа реализована успешно. И данная школа или компания практична, и в ней работают лидеры.

Выводы

1.Провайдеров бизнес-образования в России ждет блестящее будущее. Через 10-15 лет емкость этого рынка составит до $ 20 миллиардов.

2.Основные проблемы российского БОБРа: отсутствие практичности и теоретический формат.

3.В оценке качества работы бизнес-шолы или тренинговой компании лидируют критерии:

oпреподаватель-лидер и практик;
oпрактичность материалов;
oвысокая степень систематизации материала;
oучтены современные тенденции на рынке;
oкачественный раздаточный материал.

4.Ключевое требование к качеству бизнес-образования: менеджерам необходимы инструменты, которые они смогут применять на рабочем месте. Если бизнес-школа снабдит свои учебные материалы таким инструментарием, то она обеспечит себе большой приток учащихся. Инструментарий должен быть снабжен инструкцией по его использованию и адаптации под конкретный бизнес.

Соответственно, основной целью российских бизнес-школ и провайдеров бизнес-образования должно стать повышение качественного уровня своих материалов и преподавателей. Они должны соответствовать стандартам ведения бизнеса компаний с уровнем продаж $200 млн долларов, работающих на одном из самых быстрорастущих и перспективных рынков мира – рынка России.

Приложение: Полный Список Критериев Оценки Бизнес-Школ (Тренинговых компаний)

Материалы Обучения:

*Большой объём информации в короткий срок

*Широкий охват тем в программах компании

*Детализация материала

*Адаптация к Российскому рынку

*Современные тенденции на рынке

*Новизна и Современность методик

*Взгляд на проблемы с разных сторон

*Высокая степень систематизации информации

*Практичность и применимость полученных знаний

*Материалы в электронной форме

*Учеба на английском языке

*Предоставленный инструментарий для повседневной работы: рабочий материал, кейсы, таблицы, формулы

*Новизна и современность материала

*Регулярное обновление материала

Характеристики Процесса Обучения

*Свобода выбора дисциплин

*Можно поменять специализацию в процессе обучения

*Детальная расшифровки специализаций

*Техническая база: ПК, сеть, Инет и пр

*Обучение в нерабочие дни

*Чередование различных форм обучения — лекция, тренинг, практикум

*Большое количество менеджеров, прошедших обучение

*Электронная версия материалов

*Число участников в группе от 15 до 25 человек

*Наличие в группе продвинутых участников

Материалы Обучения:

*Большой объём информации в короткий срок

*Широкий охват тем в программах компании

*Детализация материала

*Адаптация к Российскому рынку

*Современные тенденции на рынке

*Новизна и Современность методик

*Взгляд на проблемы с разных сторон

*Высокая степень систематизации информации

*Практичность и применимость полученных знаний

*Материалы в электронной форме

*Учеба на английском языке

*Предоста

Плюсы и минусы тренингов

Тренинги разных видов и форматов поглотили современную цивилизацию. В нашей стране они иногда приобретают несколько причудливые формы. Появилось разделение на бизнес-тренинги и их имитации. Слушателей...

Обучающие курсы помогут усовершенствовать работу компании

На сегодняшний день конкурентоспособными оказываются компании, постоянно работающие над своим усовершенствованием. В частности, перспективы развития светят тем, кто уделяет должное внимание обучению всего штата...

Как выбрать правильный тренинг по продажам. Часть 2. Правильный тренер

Первый и наиболее легко определяемый критерий – возраст. Минимальное значение – 40, если только вы не ищете ходячий эффект Даннинга – Крюгера. Обучать других можно если...

Какие бизнес-тренинги предлагают специализированные компании?

На сегодняшний день в деле развития бизнеса любого уровня нельзя останавливаться на одном месте, следует постоянно совершенствовать деятельность компании, получая при этом конкурентные преимущества...

Обучение или как прибыльно продавать на растущем рынке образования

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.