МВА в Европе

Вячеслав Давиденко, Зоя Зайцева Источник: MBAConsult

Середина прошлого столетия была отмечена многими событиями: хрущевская оттепель, движение хиппи, запуск первого спутника, первые шаги по поверхности Луны. Именно в это время в Европе появляются первые бизнес-школы. Да, они не были пионерами в сфере бизнес-образования, потому что Америка к началу 50-х годов уже заявила о себе, как родоначальнике на этой арене. Но так или иначе, это был оправданный шаг со стороны европейского делового сообщества.  

Истоки бизнес-образования в Европе  

Взяв пятьдесят лет назад курс на создание системы профессионального бизнес-образования, европейские школы Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии сумели заложить основу, которая сейчас, в начале уже нового столетия, позволяет говорить о степени МВА европейского образца.  

Бесспорно, основное влияние на формирование первых европейских бизнес-школ оказали публикации Ford Foundation и Carnegie Corporation, появившиеся в 1959 году. В них говорилось о нарастающей академической стагнации, ухудшающемся качестве и некоторой оторванности от современных реалий американских бизнес-школ. Ответная реакция американских бизнес-школ последовала незамедлительно, но и «европейцы» не остались в стороне и начали интересоваться идеей профессионального бизнес-образования. В Великобритании в 1963 году Лорд Фрэнкс выпускает пробный вариант первой программы европейской бизнес-школы.  

Затем появляются профессиональные бизнес-школы в двух самых крупных британских бизнес-центрах – Лондоне и Манчестере. Заметим, что они появились сначала именно в бизнес-центрах, а не в составе традиционных, широко известных по всему миру учебных комплексов Оксфорда и Кембриджа. В основе подобного расклада лежала мысль о том, что обучение профессиональному менеджменту должно было проходить именно в сердце деловой жизни Европы. Однако уже в 90-х годах и Кембридж, и Оксфорд обзаводятся своими программами МВА. Французская Финансовая палата создает в таких крупных городах, как Лион и Париж, Grande ?cole (крупные школы), которые предлагают бизнес-образование, очень напоминающее обучение по программе МВА. Позже многие из них потом получат официальный статус МВА.  

В Европе чувствуется четкая граница между академическими, или лучше сказать теоретическими, и практическими МВА-программами. Дебаты между сторонниками данных направлений в бизнес-образовании имеют многолетнюю историю. Например, London Business School в Великобритании и IESE в Испании принадлежат к первой группе, Henley в Великобритании и GSBA в Цюрихе ко второй. Но, так или иначе, в каждой бизнес-школе можно обнаружить характерные черты обоих направлений.  

Стоит отметить, что в Европе многие бизнес-школы чаще появляются под эгидой правительства страны или каких-нибудь крупных компаний, объединений инвесторов и предпринимателей. Управление этими учебными заведениями напоминает управление компанией (INSEAD, Франция, IMD, Швейцария, Ashridge, Великобритания, Instituto de Empresa, Испания). При этом существуют школы при университетах, подчиняющиеся правилам функционирования обычного академического учебного заведения.  

Европейские и американские бизнес-школы: сходства и различия  

В данной статье сравниваются американские и европейские школы, потому что чаще всего соискатель степени МВА находится на распутье именно между этими регионами. В чем сходство?  

  • Присуждается степень Магистра делового администрирования.
  • Для поступления требуются результаты теста GMAT (Graduate Management Admissions Test), теста TOEFL (Test of English as a Foreign Language), а так же наличие законченного высшего образования.
  • Репутация бизнес-школы сказывается на жесткости условий приема в школу и успешном развитии карьеры выпускников.
  • Программы охватывают учебные предметы, содержание которых связано с общим менеджментом, стратегиями, работой с людьми, маркетингом, финансами.
  • Степень МВА оценивается как движущий фактор в развитии карьеры предпринимателя.
  • Обучение способствует развитию аналитических и лидерских способностей человека.
  • Бизнес-школы работают в рамках реального времени, а содержание программ учитывают новейшие тенденции и изменения в мире бизнеса.
  • Обучение в большинстве своем проходит на английском языке.

И все-таки образовательные модели Старого и Нового света не являются братьями-близнецами. Да, цели их во многом идентичны, но вот политика отличается. Европейские программы отличаются от американских следующим:  

  • Более интернациональный состав студентов и преподавателей.
  • Более глобальная направленность программ; лучше развиты программы обмена и корпоративного партнерства между школами (как европейскими, так и американскими и азиатскими).
  • Предлагается большее количество краткосрочных программ (рассчитанных на 1 – 1,5 года).
  • Требования к опыту работы более высокие.
  • Студенты старше по возрасту.
  • Разнообразие и оригинальность методов обучения – нельзя сказать, что в какой-либо из топовых школ преобладает один из способов подачи информации.
  • Наличие междисциплинарных курсов.
  • Более гибкая система аккредитации и сертификации бизнес-школ.
  • У выпускников европейских бизнес-школ бонусы не так велики, как у их коллег с американским дипломом МВА.
  • В европейских бизнес-школах наполняемость классов, количество преподавателей и вспомогательного оборудования значительно ниже, чем в американских.
  • А вот качество оборудования как правило значительно выше, чем в Америке – во многом из-за меньшего количества студентов и более индивидуального подхода.
  • Бизнес-школы не всегда являются составной частью какого-либо университета.

Можно с уверенностью заявить, и результаты последних рейтингов это доказывают, что европейские школы способны к более динамичному развитию и прогрессу, чем американские.  

Европа является многонациональным оазисом культур, сосредоточенных на довольно небольшой территории. Более того, государства Старого света преимущественно ориентированны на экспорт товаров, так как их внутренние рынки, например, как в Германии, слишком малы для существующего объема производства. Перспективы развития европейских компаний довольно широки. Кроме того, они могут поучиться на ошибках своих американских коллег.  

Европу ожидают перемены. Банковское дело должно подвергнуться длительной реформе, что в свою очередь отразится на сокращении количества кредитно-финансовых учреждений и связанного с ними бюрократического аппарата. Другие сферы экономики должны объединяться для того, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. Назрела необходимость уменьшить стоимость рабочей силы в таких странах, как Германия и Франция. Не совсем еще ясно, как скажется война в Ираке на состоянии мировой экономики. На подобные темы можно рассуждать довольно долго, ясно лишь одно – у европейских бизнес-школ есть шанс воспитать лидеров глобальных преобразований и тем самым существенно укрепить свои позиции.  

Впрочем, динамика развития европейских бизнес-школ способна подхлестнуть американские бизнес-школы к созданию краткосрочных программ, новых, более инновационных методов обучения, и увеличению количества иностранных студентов и преподавателей. Уже сейчас в таких ведущих бизнес-школах США, как Columbia, Kellogg, Rochester наряду с двухлетним образованием предлагается также и однолетнее.  

Хочется отметить, что одним из главных плюсов европейских бизнес-школ является именно обширный интернациональный состав студентов. Подобный принцип формирования учебной группы позволяет вам значительно расширить свои контакты по всему миру, а именно это и есть залог карьерного роста учащихся.  

Руководители и администрация европейских бизнес-школ понимают, что сильные в международном плане организации выпускников их учебных заведений будут способствовать увеличению числа абитуриентов и распространению их влияния на различные регионы мира. Выпускники также могут поспособствовать налаживанию тесных контактов с другими бизнес-школами и рекрутерами.  

Например, INSEAD имеет комиссии экспертов из известных бизнесменов в нескольких странах (Германии, Великобритании, Соединенных Штатах), которые добавляют свою толику в то, что мы называем престижем школы. Члены подобных комиссий являются авторами идей по наполнению учебных программ, а так же усовершенствований в системе школьного менеджмента.  

Система фондов в европейских школах не так сильно развита, как в американских. Однако это не мешает европейцам находятся «на плаву» за счет своих выпускников и деятельности вышеупомянутых комиссий экспертов, которые успешно находят ресурсы для развития новых проектов. А это, согласитесь, является довольно убедительным показателем качества выпускников конкретной МВА программы.