История становления и развития программ МВА

Вячеслав Давиденко, Зоя Зайцева Источник: MBAConsult

Cтепень МВА впервые стала присуждаться в США. Весной 1902 года семь студентов Дартмутского колледжа (Dartmouth College) (из поступивших восьми) получили первые дипломы о прослушанном полном курсе предметов и дисциплин в рамках программы М.С.S. (Master of Commercial Science). Таким образом, члены этой «великолепной семёрки» стали первыми дипломированными бизнесменами мира, а Дартмутский колледж в небольшом городке Ганновер, штат Нью-Гемпшир, — колыбелью нового вида образования.  

На этапе становления программа МВА в буквальном смысле боролась за право своего законного существования. Представители многих университетов считали саму идею преподавания такого приземлённо-торгашеского предмета как коммерция неприемлемой и противоречащей моральным принципам.  

Преодолев неприятие со стороны большинства, бизнес-образование столкнулось с новой проблемой — чему обучать. Иностранным языкам? Географии? Истории? Экономике? Математике? На протяжении более сорока лет бизнес-школы лавировали между теорией и практикой, инновационными и традиционными предметами, имея своей целью создание такой программы, которая бы действительно готовила настоящих профессионалов для мира бизнеса.  

Как результат, к концу двадцатого века уже более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по программе МBA, только на территории США ежегодно выдают более 90 000 дипломов, что делает бизнес-образование вторым по популярности после общеакадемического. По самым скромным подсчётам, количество получивших диплом о присуждении степени МВА в США перевалило за миллион, то есть каждый двухсот пятидесятый житель Америки имеет на руках вышеупомянутый диплом.  

Классификация программ МВА  

По форме обучения программы подразделяются на Full-Time (аналог нашего дневного обучения), Part-Time (аналог вечернего), Distance Learning (аналог заочного) и Executive Program (программа для высшего менеджмента компании). Мы остановимся подробно на наиболее популярных — Full-time и Executive MBA.  

Традиционные дневные программы МВА (Full-Time Programs) почти всех американских бизнес-школ рассчитаны на два года обучения. Большинство программ МВА представляет собой тщательным образом разработанный системный подход к изучению предметов и дисциплин, без знания которых успешное ведение бизнеса мирового уровня практически невозможно. Учебный год разделен на два, реже три, семестра, в течение которых на первом году обучения студенты обязаны прослушать несколько обязательных курсов (составляющих около 40% от всей программы), а на втором — выбрать 12 и более предметов по выбору. Когда-то бизнес-школы принимали на учебу студентов, что называется, «с порога института», сейчас же от большинства поступающих требуют как минимум два года опыта работы.  

К преимуществам дневной формы перед другими формами обучения можно отнести то, что:  

  • это традиционный, хорошо известный способ получения степени;
  • большая часть программ удовлетворяет всем требованиям студентов;
  • предполагает активное взаимодействие с другими студентами;
  • предоставляет возможность выбора большого количества факультативных курсов;
  • подходит для людей, желающих перейти из одной специализации в другую, которым на это необходимо время и определенный набор курсов;
  • хороша для тех, кто хочет узнать американский рынок или специфические отрасли американской промышленности.

К недостаткам данной формы можно отнести достаточно высокую плату за обучение, необходимость оставить работу и тот факт, что большинство студентов, как правило, являются жителями Америки.  

Программы для руководителей среднего и высшего звена Executive MBA — новшество, появившееся во многих бизнес-школах относительно недавно. Европейские программы Executive MBA по своей сути близки к американским программам, поэтому различий по форме организации занятий не наблюдается. Необходимо осознавать, что программы Executive MBA отличаются как от обычных, дневных программ MBA, так и от других программ для руководителей высшего и среднего звена. Суть их состоит в том, что занятия проводятся либо по выходным, либо в один из рабочих дней в течение двух лет. Типичный студент, обучающийся по специальной программе для руководителей, имеет за плечами не менее семи лет опыта и не может или не желает оставить свою работу. Бывает, что компании настолько не хотят отпускать своих работников или, наоборот, столь сильно заинтересованы в повышении их квалификации в процессе работы, что готовы платить за их обучение. В таком случае человек будет работать неполный рабочий день и посещать школу несколько раз в месяц. Преимущества данной программы состоят в том, что, во-первых, за обучение платит работодатель и Вы не становитесь заложником долга, во-вторых, продолжаете работать, поэтому сумма так называемых «скрытых издержек» уменьшается разительно.  

Кроме того, Вы сразу же можете применить полученные знания на практике. Плюс ко всему, поскольку программы для топ-менеджеров являются наиболее выгодной статьей доходов, школа обычно старается предоставить своих лучших преподавателей и добавить в программу одну или несколько поездок за границу. Люди, с которыми Вам придется учиться, будут опытными специалистами, поэтому, скорее всего, смогут послужить источником знаний и мастерства. Проблема поиска работы по окончании школы, сопряженная с известной долей риска, Вас не коснется. Но, наряду с обилием преимуществ, программа Executive MBA имеет и некоторые недостатки. Многие из программ для топ-менеджеров предлагают ограниченный выбор курсов. Тот, кто хотел бы получить углубленные знания в какой-нибудь определенной специализации, а не только обучиться общему менеджменту, в итоге может быть несколько разочарован. Как правило, студенты не стремятся слишком сближаться со своими сокурсниками, поэтому полученными знаниями и заданиями обмениваются друг с другом намного реже тех, кто обучается на дневных программах МВА. Зачастую студенты живут далеко от школы, поэтому многие не остаются после занятий на кофейные или пивные вечеринки, во время которых и происходит обсуждение подобных вещей. Как и при обучении по программе Part-time, необходимость «разрываться» между учебой и работой, может негативно сказаться как на одном, так и на другом. Только чуткий, понимающий руководитель сможет найти правильный выход из сложившейся ситуации.  

С точки зрения продолжительности есть одно- и двухгодичные программы. Первые, иногда даже более короткие (до 10 месяцев), более распространены в Европе, вторые — в США. Считается, что первые хороши для людей с экономическим образованием и большим опытом работы, вторые более подходят для гуманитариев или людей с небольшим практическим опытом, поскольку позволяют основательнее изучить предметы и попрактиковаться во время каникул (summer internship).  

С точки зрения учебного процесса, существуют лекции, семинары, компьютерное моделирование ситуаций из области реального бизнеса, так называемые «кейсы» (case study — разбор ситуаций из бизнес-практики), проекты по заказам компаний, групповые занятия и другие виды работы, но превалирующая методика преподавания варьируется по усмотрению каждой конкретной школы.  

Есть бизнес-школы с очень гибким учебным планом, как, например, Чикагская школа бизнеса (Chicago GSB), где преподается всего один обязательный для изучения курс, или более традиционным, где первый год в основном посвящен обязательным предметам (core courses) типа маркетинга и бухучета, а второй — предметам по выбору (electives).