Идите на вы. Какое местоимение лучше использовать при общении с подчиненными

Мария Подцероб Источник: Ведомости

Не нужно воспринимать обращение на «вы» или на «ты» исключительно как элемент этикета, считают эксперты. Этой возможностью русского языка можно и нужно пользоваться для того, чтобы создавать в компании нужную атмосферу и мотивировать сотрудников.

Принятая в компании манера обращения — на «вы», на «ты» или смешанная — только на первый взгляд является мелочью, над которой не стоит задумываться, говорит Дмитрий Куприянов, гендиректор управляющей инвестиционной компании Basis. «Форма обращения задает тон всей атмосфере в компании», — считает он. У себя в компании Куприянов к каждому сотруднику обращается на «вы». «Этим я достигаю сразу двух целей: не выделяю никого из сотрудников и демонстрирую каждому свое уважение», — говорит он.

В 1998-2003 гг. Куприянов был членом правления компании «Вимм-Билль-Данн», где была принята альтернативная точка зрения: обращаться ко всем на «ты», независимо от статуса, возраста и степени знакомства. «После поездки в Америку наши руководители решили изменить корпоративную культуру компании и сделать ее более демократичной. Для этого была введена система повсеместного обращения на «ты», — рассказывает он. По мнению Куприянова, этот опыт был неудачным: в компании с десятками тысяч сотрудников многие друг друга не знают в лицо, но при этом при первой же встрече начинают друг другу «тыкать». «Люди спотыкались на этом обращении. Им приходилось делать над собой усилие», — вспоминает Куприянов. Попытка демократизации местоимений провалилась: многие продолжали называть друг друга на «вы».

Психологи уверяют, что взаимное общение на «ты» руководителя и подчиненного больше характерно для молодых компаний, где все чувствуют себя одной семьей. «Нашу компанию создала группа альпинистов. Мы всегда были друзьями и в бизнесе, как и в горах, чувствовали себя одной семьей. Теперь компания стала больше, но я традиционно общаюсь со всеми на «ты», — объясняет Александр Федоровский, президент тим-билдинговой компании «Академия приключений».

Обращение на «ты» эффективно работает в творческих коллективах, а также в компаниях, занятых проектной работой. «Взаимное обращение на «ты» подчеркивает равенство статусов, взаимозаменяемость и командность», — говорит Юна Скобликова, директор консалтинговой компании Green Street. Если же в компании де-факто такого нет, то последствия могут быть драматичными.

Опасное «ты»

«В 90-е гг. вестернизация делового этикета приводила к тому, что во многих компаниях вводили обращение на «ты» и по имени. Это было «по-западному», очень современно для того этапа развития бизнеса», — говорит Галина Сартан, психолог и директор центра бизнес-технологий «Катарсис». Однако проблема в том, что с демократичной формой отношений никак не соотносится истинный, авторитарный характер менеджмента в большинстве российских компаний, говорит Скобликова из Green Street: «Это все игры в демократию. На деле во многих компаниях сотрудники во всем зависят от владельца бизнеса, и взаимное «ты» не дает им подразумевающегося равенства статусов». Авторитарные механизмы принятия решений в компании предполагают обращение на «вы» по вертикали и на «ты» только по горизонтали, добавляет Вера Александрова, психолог кадровой компании «Анкор». Юна Скобликова отмечает, что система взаимного «ты» — это мина замедленного действия: обращение на «ты» между руководителями и подчиненными — это очень сильный шаг, к которому компания должна быть готова. Велика вероятность того, что это может привести к открытому хамству. Когда демократизм декларативен и сотрудник не может симметрично ответить на «ты, дурак» начальника, это приводит к конфликтам и падению эффективности рабочих процессов в компании.

Высший пилотаж

Более разумно использовать «ты» только в отношениях между примерно равновесными по статусу фигурами. Например, топ-менеджеры инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» обращаются к подчиненным на «вы», а в разговоре между собой употребляют «ты». «За пределами компании или в присутствии гендиректора мы говорим друг другу «вы». Но здесь речь идет уже о статусе компании и проявлении уважения к ее руководству», — замечает Михаил Борзин, заместитель гендиректора ИФК «Метрополь». По словам Юны Скобликовой из Green Street, эта ситуация характерна для крупных компаний, где много бюрократии и формальностей. «Когда руководство и подчиненные взаимно обращаются друг к другу на «вы», то между ними возникает комфортная дистанция», — говорит Александрова из «Анкора».

Сами руководители отмечают, что обращение к подчиненным на «вы» может быть эффективным менеджерским инструментом. «Сравните эффект от двух фраз: «Петя, сделай то-то» и «Петр, сделайте вот это». Второй вариант, несмотря на его более вежливую форму, гораздо более ультимативен, от выраженного в таком виде приказания гораздо сложнее увильнуть», — замечает Скобликова. Кроме того, обращение на «вы» подчеркивает взаимное уважение и позволяет выстроить ровные, деловые отношения с людьми, добавляет Надежда Филиппова, исполнительный директор по работе с персоналом компании «Связьинвест». «Вы» позволяет людям общаться в корректной форме и по-деловому. Разговор всегда идет по существу, без ненужной фамильярности», — говорит она. Но у обращения на «вы» между подчиненными и начальниками есть свои недостатки: «Руководитель не получает обратной связи от сотрудников, потому что они от него дистанцируются», — говорит Юлия Пасс, HR-директор производственно-строительной компании «Наяда».

Смешение понятий

В российской бизнес-культуре наиболее распространена смешанная, патерналистская форма обращения: когда руководитель обращается к подчиненному на «ты», а тот ему отвечает на «вы». Несмотря на то что такая форма может верно отражать авторитарную схему управления компанией, «руководитель лишний раз подчеркивает свое положение и власть. В некоторых случаях он может просто унизить подчиненного таким обращением», — полагает Надежда Филиппова из «Связьинвест». А Вячеслав Давиденко, основатель консалтинговой компании MBA Consult, который на заре ее существования обращался к подчиненным на «ты», вспоминает: «Однажды подчиненные пришли ко мне и сказали: «Если уж мы обращаемся к вам на «вы», то и вы обращайтесь к нам в той же манере. Нам так комфортнее». Он пошел им навстречу. Более того, он сам не любит, когда старший по возрасту деловой партнер называет его во время переговоров на «ты».»Я не могу обратиться к нему тоже на «ты», потому что он старше, но начинаю нервничать и отвлекаться, когда он говорит мне «ты», — рассказывает Давиденко.

Как инструмент эффективна манипуляция местоимениями «ты» и «вы», чтобы дать сотруднику оценку его работы. Например, Алексей Волков, директор по маркетингу компании «Номенар», которая торгует одеждой под брэндами S. Olivier и Zollo, всегда обращается к сотрудникам на «ты». Но если подчиненный несколько раз провинился, то Волков моментально переходит с ним на «вы». «Это действует лучше, чем крик. Люди очень болезненно воспринимают такое дистанцирование», — говорит Волков. Он утверждает, что после «холодного душа» многие сотрудники пытаются завоевать снова его расположение и работают с удвоенной силой.