Нестандартные собеседования и новый взгляд

Лора Хуан

Для слушателей программ МВА наступает пора активного рекрутинга. Слушательница школы INSEAD делится своим опытом общения со специалистами по подбору.

Недавно меня спросили: «Сколько леденцов поместится в самолет?» Это случилось не в разговоре с любопытным дошкольником, а во время моего собеседования со среднего возраста представителем одной из ведущих компаний в мире.


На том же собеседовании мне было предложено ответить на ряд других нестандартных вопросов, вроде: «Сколько будет 36 в кубе?» и «Какой, по-вашему, будет учетная ставка 17 февраля 2007 года? Пожалуйста, назовите показатель с точностью до сотой процента».

Интересно, что позиция, на которую я претендовала, не имела никакого отношения к банковским инвестициям или сфере финансовых услуг, как предположили бы большинство моих сокурсников по INSEAD. Меня интересовала работа в отделе маркетинга. Несмотря на то что большинство собеседований на позиции в сфере продаж протекают по вполне традиционным сценариям (по крайней мере, в сравнении с инвестиционными банками), интересовавшая меня компания решила в общении со мной использовать методику стресс-интервью.

Во время стресс-интервью соискатели попадают под град сложных вопросов. Темп проведения собеседования не предполагает раздумий. Главная цель такого собеседования – выявить вашу реакцию на стрессовую ситуацию. У этой методики есть различные варианты, когда, к примеру, соискатель встречается с несколькими рекрутерами, каждый из которых стремится вас по-своему «запугать» и «запутать».

Прямой противоположностью стресс-интервью является поведенческая модель ведения собеседования, когда кандидатов просят рассказать, к примеру, об опыте их работы, привести примеры успешного применения лидерских навыков, остановиться на опыте работы в команде, продемонстрировать свои креативные способности. Здесь принимается любой ответ. Важно то, как соискатель описывает ситуацию. Кроме прочих, существуют также модели информационного, структурного и полуструктурного собеседования.

В Сингапуре мы иногда участвуем в собеседованиях с компаниями, представители которых посещают только французский кампус INSEAD. Поэтому наши собеседования могут проходить в виде видеоконференций в учебном городке или в представительстве организации. Содержание дистанционных собеседований также может строиться по правилам одной из вышеперечисленных моделей.

Как оказалось, процесс подготовки к тонкостям методик каждого собеседования отнимает массу времени. Но есть один совет, универсальный для всех типов собеседований: «Расслабьтесь и помните, что вы с представителями компаний являетесь равноправными участниками собеседования».

Этот совет помог мне отказать одной компании. Ее представитель усмехнулся, когда я сказала, что через пять лет вижу себя в работе, которая приносит мне радость. Он ответил, что ни разу за всю свою 20-летнюю карьеру он не ощутил радости от работы, потому что для него это отдельная категория, не имеющая ничего общего с эмоциональной составляющей жизни. Мне стало ясно, что в этой компании строить свою карьеру я не стану.

Этот совет также помог мне принять решение и отказать другому работодателю, который только на заключительном собеседовании рассказал мне, что на самом деле предлагаемая позиция предполагает работу в другой стране, а не в Сингапуре, как было сказано ранее.

Этот совет помог мне отказаться от работы в сфере консалтинга, что в немалой степени удивило моих сокурсников. Я твердо решила остаться верной своим сильным сторонам и предпочтениям, не отвлекаясь на привлекательные контракты, и продолжить работать в сфере продаж и маркетинга, посвящая себя формированию потребительского поведения.

Возможно, это может показаться странным, но меня действительно удивляет, что большинство слушателей МВА полностью отказываются от предыдущей карьеры, меняют место работы, сферу профессиональной деятельности, уезжают в другие страны.

Так, люди с опытом работы в стратегическом консалтинге ищут работу на производстве. Профессионалы по развитию бизнеса стремятся получить должность в инвестиционных банках, а предприниматели – в консалтинге. Есть и такие, кто не хочет больше работать на других и поэтому стремится открыть собственный бизнес. По какой-то причине все хотят получить чужую работу.

Почему бы не создать для этих позиций внутренний рынок? Это напоминает мне проблему «двойного совпадения», которую мы изучали на занятиях по макроэкономике. Раньше людям приходилось менять хлеб на яйца, а яйца на хлеб. Для этого им приходилось искать тех, кто хотел бы произвести нужный обмен. И если пекарь хотел обменять свой товар на молоко, ему приходилось для этого искать другого человека. Чтобы решить эту проблему, были созданы денежные единицы. После этого пекарь мог продать свой хлеб и свободно купить то, что ему нужно. Подобным образом можно бы было создать «до-исеадовский» рынок труда.

В INSEAD учится огромное число слушателей, которые боятся, что не смогут найти работу после выпуска. Это преуспевающие люди, которые получали поощрения, продвижение по службе и годовые бонусы, но теперь они вынуждены признать, что недостаточно хороши.

Тем не менее, мы все сможем принести с собой в компании множество новых навыков. Даже меня удивили мои новые способности в пользовании Excel. Теперь я могу создавать макросы и сводные таблицы, а ведь еще год назад мне приходилось работать с бланками, содержащими по 30 тыс. строк, прокручивая их с помощью стрелочки.

Теперь я вижу все маркетинговые кампании в новом свете и мне непременно хочется рассказать всем желающим о том, каким образом их можно усовершенствовать. Теперь я могу мыслить структурно и мне жаль, что большинство людей не могут выражать свои мысли ясно и кратко. Я размышляю о новых возможностях и продуктах, которые имели бы в Сингапуре большой успех, а также о компаниях, не уделяющих этому достаточно внимания, в то время как большинству из этих компаний требуются серьезные изменения в управлении.

Начинается последний из пяти академических периодов. И я верю, что мы практически готовы к тому, чтобы вновь вступить в мир бизнеса. Осталось лишь понять, кто готов принять нас с нашими новыми знаниями. Компании предлагают нам работу, и теперь, готовясь к очередному собеседованию, я уверена, что все пройдет хорошо. Кроме этого, я знаю, что ответы: «шесть в шестой степени» и «это будет напечатано на главной странице Financial Times» — недостаточно умны.

Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Набрать 250 сотрудников 20 специализаций — такая задача стоит перед HR-командой крупного завода в небольшом городе. Как её решить, если требуются сотрудники редких специальностей и приходится конкурировать за работников с другими предприятиями?

Какими качествами должен обладать хороший специалист по анализу данных?

Четыре критерия, на которые стоит обратить внимание при построении аналитической команды.

Ставка на работников без опыта

Иногда на предприятии складывается ситуация, когда руководитель понимает, что руководство вышло у него из под контроля...

Многим компаниям не по зубам привлечь тот персонал, который они хотят

Почему же не всем «по зубам» перспективный персонал?

Нестандартные собеседования и новый взгляд

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.