Каждый тренер в процессе своей работы то и дело сталкивается с «трудными» группами, и приходится прямо на «рабочем месте» искать пути выхода из сложившейся ситуации. Но… существуют ли на самом деле эти трудные группы или это некий миф, «страшилка» для тренера? А если и так, то как с этим фактом быть?
Что такое «трудная» группа. Виды «трудных» групп
У каждого ведущего тренинги в зависимости от опыта складывается свое представление о «трудной» группе. Давайте посмотрим, что может скрываться за понятием «трудная» группа.
1.«Выключенная» группа: каждый думает о своем, не хочет работать.
2. Группа «притворщиков»: все делают вид, что они умные, а на самом деле им просто скучно.
3. «Агрессивная» группа: два человека методично саботируют работу в группе, выступая в качестве противников тренера.
4. «Неровная» группа: у участников группы разное восприятие или уровень знаний, и одному надо дать одну тему, а другому – другую.
5. Группа «испытателей»: участники испытывают тренера на прочность.
6. Группа «выходного дня»: участников собрали на тренинг в выходной день, и они совершенно не понимают, ради чего они здесь.
7. «Топ-группа»: менеджеры, которые занимают высокие позиции в своих компаниях, привыкли руководить.
8. Слишком большая группа: количество участников смущает тренера.
9. Группа «знатоков»: у участников больше опыта, чем у тренера, у него не хватает компетентности.
Две стороны одной медали
Встречаясь в процессе работы с «трудными» группами, тренер должен уметь различать виды трудностей, которые имеют место. Трудности бывают субъективными и объективными, и эти два вида, соответственно, связаны друг с другом. Когда мы рассказываем о «трудной» группе, мы, по сути, отражаем наши субъективные представления о ней. Например, они – большие, я – маленький. Они – умные, я – глупый, некомпетентный.
Но есть и объективные трудности, с которыми может столкнуться тренер в процессе работы с группой. Например, людей «согнали» на тренинг в воскресенье. Или – вас пригласили играть на виолончели, а вы не умеете, вы играете только на пианино, а пианино не привезли. Или – вы пришли на тренинг, а группа застыла в некоей своей групповой динамике, в которой ей очень комфортно. И вы ничего не можете с этим поделать.
Выше, старше, умнее…
Часто бывает так, что тренер оказывается в ситуации, когда участники в группе в чем-то опытнее, умнее, старше тренера. У него растет ощущение того, что они родители, а ему еще надо до них дорасти. И кажется, что спасти его может только хорошо выученный урок. Однако это не всегда так. Давайте рассмотрим эти ситуации на некоторых примерах.
1. «Старший-младший»
На тренинг пришла молодая и красивая девушка-тренер и мило улыбается участникам. Но самой ей страшно: вдруг участники подумают, что она слишком молодая и ничего не умеет, только — улыбаться. Что ей делать в этой ситуации? Конечно, это не значит, что она должна надеть на себя маску «Бабы-Яги». Напротив, молодость, красота и улыбки – вот ее оружие в данной ситуации. Пусть она улыбается, и каждый из участников подумает, что она улыбнулась именно ему.
Как справиться с ситуацией, когда старшая группа начинает тыкать девушке-тренеру и называть ее девочкой? Надо пройти через это, пытаться парировать, переводить в шутку. Вывести их на короткий диалог. В результате, не заметишь, как перестанешь бояться и начнешь разговаривать с ними на равных.
2. «Умный-глупый»
Это вариант группы, когда участники более компетентны в какой-то сфере, чем тренер. В силу этого тренеру кажется, что у него «мало опыта». Он может сползать в непрерывный монолог, боясь, как бы они «не высунулись» со своими знаниями. Возникает боязнь: «я – глупенький, а они – умные. Час я еще продержусь, а потом они меня точно разоблачат».
Чтобы понять эту ситуацию, давайте разберемся, что мы имеем в виду, когда говорим «мало опыта». Какого именно опыта мало у тренера? Оказывается, речь идет об опыте отношений в группе. Но ведь опыт отношений в группе есть у всех, и у всех он разный. Мы приобретаем его с детства.
Например, дети играют в песочнице, одного выталкивают. У него возникает чувство, что ему нет места в общей песочнице. Другой пример: ты переехал в новый район и перешел в другую школу. В классе уже все давно друг с другом подружились, а ты для них чужой, не такой, как другие.
Из этого опыта складывается опыт наших отношений в группе. И каждому хочется всячески «держаться» за что-нибудь – за маму, за отличные отметки, за посещение школы. Всегда очень страшно «отпустить поводок», потому что боишься сразу же потеряться или того, что больше тебя не возьмут в эту группу. Так же происходит и на тренингах. У тренера всегда есть определенный багаж своих трудностей, который он несет с собой в очередную группу. Он уже готов к неудаче и считает про себя, что его может спасти только «полная готовность к урокам». Он тащит за собой этот короб возможных ожидаемых неудач, даже не подозревая о том, что выход может быть гораздо проще и легче.
Сам себе хозяин
Итак, что же тренер может предпринять?
Во-первых, тренер может скорректировать объективные обстоятельства. Взять на себя ответственность за организацию тренинга: не приглашать людей в воскресенье, формировать группы поменьше, не приглашать топ-менеджеров. Во-вторых, поработать над своим личным разогревом. Если вы знаете, как справиться с трудностями внутри себя, то эти группы могут для вас перестать быть трудными. Способов разогрева может быть несколько.
К примеру, тренер может поработать со своим символическим пространством, может сделать так, что участники станут «поменьше», а он – «побольше». Здесь главное — шевелиться, двигаться. Следите за тем, чтобы вам было легко двигаться на стуле, избегайте напряжения в теле, расслабьтесь и легко двигайтесь по комнате. Так вы справитесь с субъективными трудностями. А если вы наденете на себя грустное лицо, будете вилять хвостиком, спрячетесь в траве, чтобы вас не заметили, и станете бормотать про себя «какая же я дурочка, что не выучила урок», вы лишний раз привлечете к себе состояние «трудности».
Работу с трудной группой можно уподобить игре в теннис. Как в любой игре, в теннисе важно – двигаться, а не говорить. Говорить иногда полезно, но победа в игре мало зависит от того, что вы скажете «сюда бить – страшно, сюда – тоже». Однако если начать прыгать и отбивать шар ракеткой, ситуация начнет улучшаться. Теннис — это игра удар на удар. Опасность пропустить удар всегда есть. Однако партия рассчитана не на один удар: пропустили несколько, но ведь несколько уже отбили.
Тренинг тренеров: «трудные» группы
Леонид Кроль
Trainings