Выбор внешнего тренера

Марк Кукушкин HR-Digest

Как выбрать тренинговую компанию? По каким критериям? На эти и другие вопросы в беседе с HR Digest ответил Марк КУКУШКИН, автор проекта «Открытый Тренерский Университет» и директор компании «Тренинг-Бутик».

Выбирая внешнего тренера, нужно постараться не садиться, как на иглу, на какого-то одного тренера или тренинговую компанию. Однако одного-двух стратегических партнеров, которые реализуют базовые задачи, выбрать стоит. Конечно, всегда можно разнообразить отдельные темы программами других тренеров и тренинговых компаний. Главное – не терять независимость, держать определенную дистанцию, избегать ситуации, когда тренер или тренинговая компания начинают шантажировать Заказчика.

То, что рынок становится все более профессиональным и заточенным под задачи клиента, конечно, намного упрощает жизнь HR-менеджерам. C другой стороны, специализированных компаний уже не мало. Возникает вопрос: «Как выбрать между несколькими претендентами, если все они, на первый взгляд, одинаково хороши?» Есть критерии, которые обычно проверяются на входе. Давайте уподобим нашу ситуацию литературной премии, которая выбирается сначала из длинного списка, а затем – из «шорт-листа»..

Первый шаг — отбор претендентов, которые займут свое место в нашем «длинном» списке. Информация о тренинговых компаниях легко доступна на разного рода сайтах и выставках.

Но какие могут быть критерии перевода претендентов из «длинного» списка в «шорт-лист»? Первое, это опыт компаний на рынке. Нужно спросить: «С кем работали? Что делали? Какие проекты считаете предметом своей гордости?» После этого стоит прозвонить предыдущих клиентов. Обращаться с этим вопросом не стыдно. Более того, это надо делать обязательно.

Дальше надо посмотреть по какой методике работает компания. И в этом смысле очень важен вопрос: «Откуда дровишки?». Спрашивайте: «Вы сами это придумали? Вы это где-то взяли? Чьи это методики? В чем специфика вашего подхода?» Компания должна представить весь исходный материал. На основании чего он создан? На каких продуктах основан? На каких рынках? Например, компания проводила тренинги продаж только для автосалонов. Тогда ее опыт не пригодится для фармацевтической или страховой компании. Нужно понять: был ли опыт работы на аналогичном рынке? Для продаж и для менеджмента в ряде тем это имеет значение.

Еще важный момент. А кто из тренеров будет с вами работать? Бывает так, что на переговоры приходит лучший тренер компании или даже продавец. Но вам-то следует посмотреть на того тренера, который будет вести обучение. Иначе происходит так. Кто-то ходит на переговоры и продает очень хорошо. А потом появляется тренер, который не соответствует вашим ожиданиям.

Наконец, мы заполнили шорт-лист. Хорошо выводить в финал трех или максимум четырех соискателей. Теперь эти кандидаты должны встретиться с заказчиком. Потому что именно он будет делать выбор. Здесь важно, чтобы «совпали» тренинговая компания, тренер и заказчик. Например, если это тренинги для какого-то конкретного подразделения, будет логично, если руководитель этого подразделения сам выберет тренера. Подходит ли он ему по стилю, по манере, по скорости?

Обычно руководитель назначает получасовые встречи с каждым претендентом. Можно проводить их по-разному. Я знаю одного HR-а, который предлагает что-нибудь продемонстрировать, показать или рассказать. Он вкратце описывает задачу. Спрашивает: «Что Вы под эту задачу можете сделать?» Тогда тренер должен коротко рассказать, как он это может реализовать. Лучше, если компания заранее подготовила тестовое задание на предмет реального тренинга, который предстоит.

Удобно выбирать тренингового партнера на определенный срок, чтобы не тратить время на поиски тренинговой компании каждый раз, когда потребуется обучение. Так, разумеется, тоже можно, но затрачивается больше усилий. Да и тренерские манеры стыковать трудно. Я знаю примеры, когда одного клиента одновременно обслуживало до десятка тренеров и они находили между собой общий язык. Но это все-таки сложно. Поэтому сейчас действует принцип агентского обслуживания: выбираешь тренинговую компанию, заключаешь с ней договор на год, и она выполняет определенный объем. На Западе в основном все так и работают. А спустя некоторое время можно пересмотреть партнерские отношения.