Как нелояльные сотрудники помогают решать сложные бизнес-задачи

Оксана Гончарова

Успев за два-три года набраться опыта в одной компании, сотрудники все чаще без сожаления покидают ее и отправляются на поиски новой. Работодатели хотя и относятся к «летунам» без особого воодушевления, научились их использовать.

Александр Смолин, президент компаний «Эниро Рус-М» и «Эниро Рус-С», работающих в сфере рекламно-справочных услуг, свою карьеру начал с должности атташе в МИДе, а уже спустя пять лет, получив от дипломатической работы «полное моральное и материальное удовлетворение», неожиданно ушел в бизнес, успешно выдержав в 1994 г. конкурс в отделе продаж компании Procter & Gamble.

По его словам, на тот момент руководство компании не требовало от соискателей специального опыта работы, но присматривалось к специалистам, «открытым к его накоплению». Достигнув через три года топовой для российского персонала позиции регионального менеджера, Смолин осознал, что «дальше двигаться некуда и профессионально расти можно только на новом месте». Это твердое убеждение привело его в новую компанию – Benckiser, которая занимается производством чистящих средств. Там он занял позицию регионального коммерческого директора, а еще через два года – в Ford Motor Company должность менеджера по развитию бизнеса.

Впрочем, через два года Смолин покинул и эту компанию, правда уже в должности директора по корпоративным продажам. Весь последующий год он обучался в одной из европейских школ бизнеса, а в 2003 г. принял решение параллельно с учебой продолжить карьеру, на этот раз в области информационно-справочных и рекламных ресурсов. «В какой-то момент мне захотелось приобщиться к хай-теку, поучиться у рынка интернет-технологий, создать не только новые виды рекламных продуктов, но и свою уникальную модель развития бизнеса в этой индустрии», – объясняет свой новый карьерный прыжок Смолин.

По его мнению, три года на одном месте «вполне оптимальный срок для молодых активных менеджеров, которые стремятся достигнуть карьерных вершин в отдельно взятой компании». «После этого времени, как правило, наступает ощущение дежа вю, и, если человек хочет развиваться дальше, он должен быть готов к крутым переменам в своей профессиональной жизни», – рассуждает Смолин.

Перекати-поле

Современному бизнесу все чаще нужны такие «летуны», люди с «горизонтальной ориентированностью» карьеры, их можно и нужно использовать для развития бизнеса наравне с теми, кто готов работать в одном месте годами, считает руководитель департамента персонала АКБ «Связь-Банк» Алексей Самохвалов. «Раз люди позиционируют себя опытными профессионалами, они должны уметь доказать это конкретными результатами в конкретные сроки», – говорит он. В его банке «горизонтально настроенному» специалисту предлагают работу на особо важном клиентском проекте и устанавливают трехмесячный срок, в течение которого он должен успеть дать ход этому проекту.

По словам Самохвалова, во многом благодаря таким специалистам в этом году банк всего за восемь месяцев по заказу «Почты России» создал расчетный центр, позволяющий в онлайн-режиме отслеживать движения всех средств почтамтов Ярославской области. Сейчас эта система переносится и на другие российские регионы, говорит Самохвалов.

Похожая политика у инвестиционного банка «Траст», где таких специалистов задействуют в «стратегически важных» проектах в области риэлторского, малого и среднего бизнеса и отводят на «успешное их внедрение» максимум два года. «Если с человеком заключается психологически недолгосрочный контракт, от него нужно требовать полной отдачи», – говорит HR-директор банка Руслан Шатохин. «Жертвуя стабильностью, взамен мы получаем качество, так как такие люди готовы отдавать больше, чем отдают все остальные», – добавляет он.

Целевой набор

Тот факт, что специалисты не привязывают себя на много лет к одной компании и строят карьеру в бесконечных поисках новых ощущений, эксперты объясняют несколькими причинами. «Сегодня сотрудники живут от события к событию, стремясь решать конкретные для своего профессионального роста задачи – закончить проект, отучиться на МВА, получить ценный опыт», – говорит управляющий партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group Руслан Никифоров. По его данным, в среднем 25% сотрудников работают в одной компании меньше года, примерно столько же готовы оставаться в ней 2-3 года и самый длительный срок у руководителей – от 1,5 года и больше. В свете этого меняется и понимание карьеры как планомерного движения вверх в одной структуре. «Если раньше организации придерживались стандартных штатных расписаний и человек четко понимал иерархию чинов, то теперь эти представления сильно корректируются», – отмечает руководитель направления консультирования по организационному развитию исследовательско-консультационной фирмы «Альт» Татьяна Андреева. По ее мнению, «сегодня акцент делается не столько на названии позиций, сколько на их содержательной части». А частую смену рабочих мест она объясняет двумя причинами: «с одной стороны, предложение высшего поста может быть невозможным в силу того, что он занят на много лет вперед другим, не менее способным человеком, а с другой – компания не всегда способна предложить сотруднику многообразие проектов, работая над которым он бы ощущал свое творческое развитие».

Впрочем, непостоянство – это детско-юношеская болезнь, считают социологи. Замдиректора Центра Юрия Левады Алексей Гражданкин полагает, что «поиск в карьере новых высот наряду с целями развития личности в наибольшей степени свойственен молодежи, еще не вступившей в брак», а по мере взросления и смены социальных ролей они уступают свои позиции консерватизму и семейным ценностям. «Приходящий со временем профессионализм не исключает творчества, но полученный опыт побуждает человека решать и вполне конкретные финансовые задачи», – соглашается Владислав Быханов, руководитель сектора «Нефть и газ» компании Penny Lane Consulting.

Не надо вкладывать

Смена понимания карьеры сотрудниками влечет за собой пересмотр политики по отношению к инвестициям в персонал, всевозможные тренинги для «летунов» – это неокупаемые инвестиции, считает Владислав Быханов. «Часто практикуемые в большинстве крупных компаний профессиональные тренинги не всегда порождают чувство благодарности со стороны сотрудников, и, воспользовавшись образовательными услугами, они отправляются на поиски новых сфер деятельности», – говорит он. «Для таких сотрудников важен факт работы у работодателя-брэнда», – поясняет он. В таком, в общем, циничном подходе честно признается и Смолин: «Благодаря программам, которые в немалом количестве предлагает для обучения своих сотрудников компания Procter & Gamble, я профессионально вырос, получил хороший опыт продаж и мог смело позиционировать себя для работы в других направлениях».

Не доставайся никому

Впрочем, не всегда компании готовы воспринять такую философию трудовых отношений и по мере возможного «инвестируют» лояльные кадры. «Мы заинтересованы в том, чтобы талантливые специалисты, начинающие у нас помощниками юристов, становились партнерами компании, поэтому и сотрудничаем с конкретными столичными вузами, выпускники которых имеют подходящие для нас моральные принципы, профессиональный стиль и культуру», – говорит гендиректор юридической компании Legas Сергей Айрапетов.

«Зачем нам работать с человеком, если через год-полтора он может от нас уйти?» – соглашается с ним президент маркетингового агентства IMS Group Грег Тейн. В его компании «верного» сотрудника пытаются разглядеть еще на стадии собеседования, а оценка результатов его деятельности, проводимая каждые полгода, позволяет определить дальнейшие цели коллеги. К такой же стратегии прибегают в другом рекламном агентстве – BBDO Russia, где, по словам HR-директора Елены Лойфер, «в ходе ежегодной карьерной дискуссии с каждым сотрудником обсуждается индивидуальный план развития в компании, рассчитанный как минимум на два года».

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Как нелояльные сотрудники помогают решать сложные бизнес-задачи

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.