Приемный покой

Мария Подцероб

При приеме на работу нового сотрудника для работодателя важно произвести на него хорошее впечатление. Если в компании существует продуманная процедура обустройства новичков, это залог того, что вновь пришедший будет трудиться эффективно.

Полгода назад Лилия Кузнецова перешла в представительство специализирующейся на торговле бижутерией корпорации Swarovski в Москве, где заняла должность регионального менеджера. «В первый день на новой работе меня встретил офис-менеджер. Он провел меня по офису, показал, что и где находится, представил меня коллегам», – рассказывает Кузнецова. На второй день возникли сложности. «Мне сказали, что я должна заказать себе служебную машину, а как это сделать, не объяснили. Пришлось долго выяснять процедуру. В результате я переговорила с десятком людей и потратила на выяснения очень много времени», – говорит Кузнецова. Еще больше проблем возникло при оформлении зарплатной карточки в банке. «Мне не объяснили процедуру получения, и, когда я приехала в банк, служащая стала требовать с меня какой-то депозит. Я ничего об этом не знала. Мне пришлось возвращаться в офис и уточнять, как оформляется карта. В общей сложности я потратила на оформление две недели», – рассказывает Кузнецова. Она добавляет, что отнеслась к возникшим трудностям довольно легко. В конце концов, ей нравится ее новая работа, хотя, безусловно, проблемы с оформлением не дали сосредоточиться на ознакомлении с бизнес-процессами компании и особенностями новой работы.

Трудности, связанные с переходом на новое место работы, – не редкость во многих компаниях, утверждает Юлия Бевзенко, партнер консалтинговой компании ВРО Executive search & Consulting. Елена Елагина, директор сервисного центра кадровой компании «Анкор», говорит, что это связано с тем, что «российские компании сейчас стремительно растут, но немногие умеют планировать свой рост. Во многих компаниях бизнес-подразделения и сервисные службы плохо взаимодействуют. Сервисные службы не успевают отследить изменения в бизнесе и внести необходимые изменения в организацию жизни компании». К примеру, Анна Юшина, директор по развитию компании «Интермедсервис», которая торгует медицинской техникой, лекарственными препаратами и оказывает врачебную помощь, рассказывает: «Раньше за адаптацию нового сотрудника отвечал руководитель подразделения. Но сейчас наша компания быстро растет и численно, и технологически. Мы принимаем на работу по 4-5 человек в неделю и хорошо понимаем, что пришла пора менять систему. Наверное, мы начнем проводить групповые семинары для новых сотрудников с участием руководства».

Подобный комплексный подход многим российским компаниям в новинку. Но в мировой практике они существуют уже многие десятилетия. Например, в автомобильной компании Toyota Motor разработана программа для ориентации новых сотрудников. Она включает обзор работы всех отделов, основные принципы работы, сведения о структуре компании и ее целях на рынке. Курс читается раз в два-три месяца для всех сотрудников, находящихся на испытательном сроке. С бытовыми аспектами работы компании сотрудник может ознакомиться, прочитав Employee handbook («Настольная книга работника»). Рабочее место оформляется, едва в отдел по персоналу поступает заявка о принятии человека на работу, а в первые рабочие дни новичка вводит в курс дела непосредственный руководитель или сотрудник отдела персонала. «Мы хорошо знаем, что именно в первый день работы в компании сотрудник понимает, как долго он здесь проработает и насколько лояльным работником будет. Мы заинтересованы в том, чтобы он остался как можно дольше», – говорит Ольга Абрамова, HR-менеджер российского подразделения Toyota Motor.

Первый день чрезвычайно важен для выработки лояльности сотрудника в отношении компании, поскольку работник впервые получает возможность оценить реальное отношение работодателя к нему, считает Вера Васильева, руководитель центра психологического консультирования «Верфь». «Работодатель должен понимать, что лояльность важнее мотивации, потому что в кризисный момент любая мотивация – и материальная, и нематериальная – исчезает, а лояльность остается. Обычно в кризисные моменты компания опирается именно на лояльных сотрудников», – добавляет она.

«Многие компании тратят большие средства на организацию вводных курсов, на создание сложных процедур введения сотрудника в курс дела. Но все эти меры не подкрепляются нормальным человеческим гостеприимством. Человека в первый рабочий день никто не встретит и никто ему не улыбнется. Помню одного менеджера, которая была в шоке от того, что в первый день с ней никто в офисе не поздоровался. А ведь это типичная ситуация», – рассказывает Бевзенко из ВРО Executive search & Consulting.

Если во время появления в компании был обижен сотрудник младшего или среднего звена, его расстройство компания-работодатель сможет легко и безболезненно пережить. Последствия, к которым может привести непродуманность политики в отношении новичков, будут гораздо серьезнее, если новичок – ключевая для бизнеса фигура, полагает Бевзенко и вспоминает случай, произошедший с одним из ее клиентов. «Ему предложили место директора по операциям в одном российском производственно-торговом холдинге с оборотом в $50 млн. Причем холдинг очень долго искал человека на это место и уговорил этого человека с большим трудом: у него было пять предложений», – рассказывает она. В первый день на новом месте топ-менеджер обнаружил, что ему не подготовили даже компьютер. Его никто не встретил и никто ничего ему не объяснил. Он возмутился и покинул компанию после первого дня работы.

Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Набрать 250 сотрудников 20 специализаций — такая задача стоит перед HR-командой крупного завода в небольшом городе. Как её решить, если требуются сотрудники редких специальностей и приходится конкурировать за работников с другими предприятиями?

Какими качествами должен обладать хороший специалист по анализу данных?

Четыре критерия, на которые стоит обратить внимание при построении аналитической команды.

Ставка на работников без опыта

Иногда на предприятии складывается ситуация, когда руководитель понимает, что руководство вышло у него из под контроля...

Многим компаниям не по зубам привлечь тот персонал, который они хотят

Почему же не всем «по зубам» перспективный персонал?

Приемный покой

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.