Подыщите мне работящего сотрудника

Татьяна Ананьева

Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) при экспертной и организационной поддержке рекрутинговой компании «Агентство Контакт» провела второе исследование «Рынок рекрутмента в Москве».

Одна из важных тенденций, которую выявило исследование, – это отрыв лидеров рынка от остальных компаний. Все показатели двадцати ведущих кадровых агентств и executive search-компаний сегодня значительно выше, чем у остальных игроков рынка. Это касается как темпов роста объемов и доли рынка, так и увеличения производительности труда.

Несмотря на появление новых кадровых агентств, никому из новичков не удалось войти в число лидеров (не только в двадцатку, но и в «ТОП-50»). В целом по рынку разброс годового дохода весьма велик: 4-5 млн. долларов США у лидеров и около 40 тыс. у небольших компаний. Очевидно, что это дает возможность лидерам активно развиваться, создает фундамент для роста, укрепляет их позиции, позволяет им получать лучших профессионалов в свой штат.

Генеральный директор «Агентства Контакт» Анатолий Купчин так прокомментировал результаты исследования: «Безусловно, в этом году рынок рекрутмента вырос, однако он по-прежнему в разы меньше, чем в развитых странах, к примеру, в США или в Европе. Поэтому у нас есть перспективы развития. Но оно возможно только через консолидацию рынка, и процессы слияния и поглощения будут способствовать росту объемов. Кроме того, сегодня труд рекрутеров недооценен. Если весь консалтинговый бизнес работает на основе почасовой оплаты, то наши услуги оплачиваются по результату. Из-за этого у многих компаний низкая рентабельность проектов и недостаточно ресурсов для развития. Должны быть определенные изменения и в этом направлении».

Количество кадровых агентств в Москве и их распределение по группам.

Полученные в ходе двухлетних исследований данные показывают, что с ростом рынка значительного увеличения количества действующих на нем игроков не происходит, а увеличение объемов сопровождается усилением конкуренции, повышением требований к качеству услуг и эффективности работы агентств. Так, если рост рекрутмента за год составил 18,6%, то количество агентств выросло лишь на 3,8%. На рынке возникла ситуация «естественного отбора»: выделились группы компаний, сформировались явные лидеры, успех которых усиливается и чей отрыв от остальных агентств растет. Одновременно происходит уход слабых компаний, их вытеснение с рынка.

Всего в 2005 году на столичном рынке зафиксировано около 250 кадровых агентств (в 2004 г. – около 240). За год 18 агентств прекратили свое существование и 27 новых компаний вышли на рынок.

При проведении исследования все агентства были разбиты на шесть групп на основе таких параметров, как виды и объемы услуг, известность. Таким образом, по группам кадровые агентства распределились следующим образом:

1 группа – ведущие кадровые агентства – лидеры рынка рекрутмента по объемам и по известности (20 компаний);

2 группа – агентства, входящие по итогам различных рейтингов в ТОП-50, но не входящие в группу 1 (30 компаний);

3 группа – агентства, имеющие достаточный уровень известности и регулярно упоминающиеся в отраслевых исследованиях рынка рекрутмента (79 компаний);

4 группа – агентства, специализирующиеся на рекрутменте, но не имеющие высокого уровня известности (81 компания);

5 группа – агентства, у которых услуга по рекрутменту не является основной и оказывается на нерегулярной основе (29 компаний);

6 группа – компании, специализирующиеся на executive search и headhunting (10 компаний).


Объем рынка и его сегментация.

Объем рынка рекрутмента в Москве в 2005 году составляет 102,5 млн. долларов США, что на 18,6% выше прошлогоднего показателя, который равнялся 86,4 млн. долларов США.
Наибольший рост объемов, превышающий рост рынка рекрутмента, продемонстрировали компании, оказывающие услуги executive search/headhunting, и агентства, входящие в ТОП-20. Их доходы увеличились на 28,6% и 27,9% соответственно. Агентства, входящие в ТОП-50, но не вошедшие в первую группу лидеров, показали рост, близкий к темпу роста рынка. Он составил 18,4%. У оставшихся агентств темпы роста ниже, чем у рынка в целом (их объемы увеличились на 8-11%). Таким образом, можно констатировать усиление тенденции к концентрации объемов в сегменте ведущих агентств и увеличение доли дорогих заказов. Вероятно, в ближайшие несколько лет это явление будет усиливаться, ужесточится конкуренция, в которой выживут лишь наиболее эффективные и сильные компании.

В ходе исследования были получены данные, характеризующие средний годовой оборот одного агентства. В Москве эта цифра достигает 412 тыс. долларов США, что на 14,4% выше прошлогодних показателей (в 2004 году значение этого показателя было равно 360 тыс. долларов США). При этом разброс по оборотам очень велик – от 42 тыс. до 4-5 млн. долларов США в год.

Если рассматривать годовой доход одной компании из разных групп, то средние показатели в 2005 году будут следующими:

– Группа 1 – около 1,4 млн. долларов США;

– Группа 2 – около 500 тыс. долларов США;

– Группа 3 – около 300 тыс. долларов США;

– Группа 4 – около 185 тыс. долларов США;

– Группа 5 – около 138 тыс. долларов США;

– Группа 6 – 1,5 млн. долларов США.


Эффективность труда сотрудников кадровых агентств.

В 2005 году производительность одного сотрудника в год составила 22,8 тыс. долларов США (в 2004 г. – 24 тыс. долларов США, падение на 5%). По разным группам кадровых агентств производительность труда сотрудников выглядит следующим образом:

– в первой группе она равняется 78 тыс. долларов США на 1 сотрудника в год;

– во второй группе – 29 тыс. долларов США;

– в третьей группе – 18 тыс. долларов США;

– в четвертой группе – 11 тыс. долларов США;

– в пятой группе – 8 тыс. долларов США;

– в шестой группе – 82 тыс. долларов США.

Как и в прошлом году, в Москве больше всего агентств, в штате которых от 11 до 20 сотрудников (30% от общего числа). Однако сократился их отрыв от группы агентств, в которых работают от 5 до 10 человек. Доля этих агентств сегодня составляет 29%. Значительно выросло количество рекрутинговых компаний, в штате которых более 20 сотрудников. Их сегодня практически четверть. Увеличение доли небольших агентств (менее 5 человек) связано как с созданием новых компаний, так и с сокращением численности персонала в работающих на рынке агентствах, которые не могут обеспечить стабильности заказов и необходимый уровень дохода.

В целом можно сказать, что в сфере рекрутмента в столице сегодня работают 4500 человек, что на 900 человек (или на 25%) больше, чем в 2004 году (3600 чел.).

В Москве по-прежнему больше всего агентств, работающих на рынке менее пяти лет. Их зафиксировано более половины от числа всех игроков. Это молодые компании, делающие первые шаги в бизнесе. При этом виден рост числа компаний, работающих на рынке более 10 лет (их доля выросла с 18% до 21%). А вот численность агентств, работающих от 5 до 10 лет, сократилась. Причинами этого являются как переход части агентств в разряд «старожилов», так и уход компаний с рынка.

В среднем срок работы агентства в 2005 г. составил семь лет, что на год выше показателей предыдущего 2004 г., когда средний срок равнялся шести годам.


Распределение объемов рынка рекрутмента по отраслям.

Одним из главных показателей, изучавшихся в ходе исследования, было проникновение рекрутмента на рынок. Он характеризует долю компаний, которые используют при подборе персонала услуги кадровых агентств. Практически во всех отраслях увеличивается число компаний, работающих с кадровыми агентствами. Более того, в 2005 году произошел значительный рост проникновения рекрутмента. Так, в 2005 году в сфере IT и телекоммуникаций проникновение рекрутмента составило 55%, в сфере финансовых услуг – 51%, в фармацевтике – 51%, в рекламной и медиа-индустрии – 73%, в сфере инженерных систем и оборудования – 51%, на рынке розничных сетей – 53%, на рынке пищевой промышленности – 54%, на рынке консалтинга – 55%.

Объемы рынка рекрутмента в разных отраслях характеризуются различной динамикой. Если в одних отмечен существенный рост, то в других прирост минимален, что говорит о стабилизации ситуации и насыщении рынка.

Если говорить об объеме рынка рекрутмента в сфере IT и телекоммуникаций, то в период с 2001 по 2005 год он постоянно увеличивался. И если в 2001 г. он составлял около 2,6 млн. долларов США, то в 2005 г. он достиг 11,1 млн. долларов США. Таким образом, за три года произошел рост более чем в четыре раза. Объем рынка рекрутмента в сфере финансовых услуг в период с 2003 по 2005 год постоянно рос. И если в 2003 г. он составлял около 2,9 млн. долларов США, то в 2005 г. он достиг показателя в 10,2 млн. долларов США. Таким образом, за два года объем рынка увеличился в 3,5 раза. За период с 2002 по 2004 год объем рынка рекрутинговых услуг в фармацевтической отрасли несколько снизился. Однако в 2005 г. был зафиксирован рост, и его объем достиг 4,2 млн. долларов США (таким образом, за три года он увеличился более чем в два раза). В ходе исследований рекламной и медиа-индустрии в 2002 г. было названо 39 агентств, а в 2003 г. в 3,7 раза больше – 144 компании, в 2004 г. их количество сократилось до 73. В 2005 г. снижение продолжалось, и в ходе исследования 2005 г. респонденты назвали лишь 44 рекрутинговых агентства, с которыми они взаимодействуют по вопросам подбора персонала. В период с 2002 по 2004 год объем рынка рекрутинговых услуг в сфере инженерных систем и оборудования увеличился в 4,6 раза. Если в 2001 году он составлял 0,8 млн. долларов США, то в 2004 году достиг 3,7 млн. долларов США. Однако в 2005 году произошло его снижение, и по итогам исследований он составил 3,2 млн. долларов США.

По ряду отраслей отмечено снижение числа активных игроков, например, в сфере IT и телекоммуникаций, в сфере финансовых услуг, в рекламной и медиа-индустрии. Это связано с уменьшением числа случайных заказов и активным структурированием рынка, которое наметилось в этом году.

Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Набрать 250 сотрудников 20 специализаций — такая задача стоит перед HR-командой крупного завода в небольшом городе. Как её решить, если требуются сотрудники редких специальностей и приходится конкурировать за работников с другими предприятиями?

Какими качествами должен обладать хороший специалист по анализу данных?

Четыре критерия, на которые стоит обратить внимание при построении аналитической команды.

Ставка на работников без опыта

Иногда на предприятии складывается ситуация, когда руководитель понимает, что руководство вышло у него из под контроля...

Многим компаниям не по зубам привлечь тот персонал, который они хотят

Почему же не всем «по зубам» перспективный персонал?

Подыщите мне работящего сотрудника

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.