Как современные СМИ освещают ситуацию на рынке краткосрочного бизнес-образования (семинары и тренинги)?

Анастасия Иванова Trainings

Наталья Воеводина, руководитель отдела организационного планирования и развития РосЕвроБанка:

Я не совсем довольна тем, как пресса, особенно специализированная, освещает вопросы, связанные с тренингами. На страницах изданий представлены лишь 10-20 компаний, тогда как на рынке образовательных услуг несколько сотен игроков. Наверное, дело не столько в журналистах, сколько в политике самих компаний – «киты» не считают нужным уведомлять потенциальную аудиторию о новых корпоративных программах через СМИ. Как правило, они ограничиваются рассылкой по своим внутренним клиентам, и таким образом большая часть HR-сообщества остается без этих интересной и нужной информации.

Сведения о тренингах и семинарах я черпаю из нескольких источников, один из самых удобных – интернет. Но и он не лишен недостатков. Тематические сайты предоставляют информацию о новых программах, однако, ее сложно назвать полной – зачастую не представлены такие важные данные, как резюме тренера и подробное описание программы.

И все-таки по своему опыту могу сказать, что самую достоверную информацию можно получить только из личных бесед с тренерами и от коллег по цеху. Помогают и выставки, где опять-таки важным фактором остается непосредственное общение с провайдерами. Если мне необходимо выбрать программу, я ориентируюсь не столько на публикации, сколько на отзывы компаний, которые уже пользовались услугами конкретного бизнес-тренера: отправляю к нему на семинар сотрудника либо еду сама. Только так можно избежать разочарований и каких-то проколов.

Григорий Крамской, консультант компании «ЭКОПСИ»:

Большинство статей, посвященных бизнес-образованию, на мой взгляд, являются либо скрытой, либо прямой рекламой. В то же время детального изучения и анализа рынка тренинговых услуг в прессе практически нет. Одна из причин такого положения дел кроется в том, что до сих пор не выработаны критерии адекватной оценки качества того или иного продукта. Вторая – сами издания ориентированы на получение прибыли от продажи рекламных площадей, а не на удовлетворение читательского интереса.

Кроме того, существует рынок корпоративных тренинговых услуг, о котором СМИ практически не пишут. А ведь спрос на корпоративные программы в процентном соотношении к открытым тренингам довольно высок. Никто не занимается развитием культуры тренинга, на страницах газет и журналов отсутствуют серьезные статьи на эту тему. Хотелось бы отметить, что в деловом сообществе созрела потребность в получении аналитической и независимой информации высокого профессионального уровня.

Тренингового «промоушена» в СМИ вполне достаточно, не хватает независимых и объективных исследований рынка образовательных услуг. Появление подобных материалов наверняка вызовет значительный интерес у читателей и поможет изданию, которое будет их регулярно публиковать, подняться на новую ступень.

Елена Черненко, советник председателя правления КБ «Гарант — Инвест»:

Освещение краткосрочного бизнес-образования в СМИ — вопрос непростой. Далеко не все в этой сфере идеально, подчас бывает нелегко находить полезные материалы о семинарах и тренингах. Однако не могу не отметить, что есть отдельные деловые издания, дающие, на мой взгляд, довольно полную информацию.

Мне кажется, что должно произойти более полное разделение читательской аудитории «по интересам». Это разделение может осуществляться за счет специализации конкретной газеты, журнала или сайта, либо за счет более четкого структурирования материалов образовательной тематики. Что касается жанра подачи информации (аналитика, обзоры, интервью) — то, как всегда, истина где-то между всеми точками зрения, то есть посередине. С моей точки зрения, наиболее интересными и полезными являются статьи, представляющие собой разноплановое живое обсуждение предмета — «круглые столы», интервью с работодателями, кадровыми агентствами, самими участниками образовательного процесса. Очень полезны рейтинги и анонсы новых программ.

Дмитрий Дунаев, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Арс Витэ»:

В настоящее время СМИ уделяют большое внимание проблемам управления персоналом. Но, на мой взгляд, не хватает профессионального издания, целиком посвященного тренинговому рынку. Время от времени появляются тематические обзоры, аналитические рейтинги, но, видимо, отсутствие систематической работы на рынке тренинговых услуг приводит к тому, что они не всегда объективны. В качестве примера вспоминается один из последних рейтингов очень уважаемого издания. Согласно ему, компании, являющиеся признанными лидерами российского рынка тренингов, оказались только в начале второго десятка.

Проблемой можно назвать тенденциозность некоторых обзоров – например, берется некая тема и под нее подгоняется материал. При этом сам текст может быть написан живо и интересно, но вряд ли способствует развитию стандартов бизнес-образования.

Наибольшее доверие у меня вызывают специализированные интернет-ресурсы. Исследования и обзоры там нередко информативнее и достовернее, нежели в печатных изданиях.

Я не стал бы говорить о «полезности» той или иной формы подачи материала, на мой взгляд, все они полезны и необходимы. Часто из интервью тренера или HR-специалиста, можно почерпнуть не меньше информации для анализа, чем из хорошего обзора. Главными критериями профессионализма СМИ я бы назвал владение темой и стремление к объективности.