«Фальшивый заяц». Признаки некачественного бизнес-тренинга

Анастасия Иванова Элитный персонал

Времена, когда под видом тренинга клиенту могли подсунуть все, что угодно — от методической халтуры до занятий йогой — отнюдь не канули в Лету. Нафаршированные разными экзотическими приправами и лишенные практической пользы, эти программы напоминают «фальшивого зайца» в вегетарианской кухне. Многие проблемы и разочарования возникают из-за того, что заказчики просто не знают, как отличить подделку.

Признаки некачественного бизнес-тренинга:

*Жесткое следование программе без учета меняющихся обстоятельств.

*Акцент на развлечении участников, а не на решении профессиональных задач.

*Формат «шоу одного актера». Значительная часть времени уходит на личный PR тренера.

*Дрессура без понимания участниками смысла происходящего.

*Отсутствие «генеральной линии»: набор разрозненных упражнений без определенного стержня.

*Использование игр исключительно на отвлеченные темы — без привязки к профессиональному контексту участников.

*Пересказ «своими словами» методического пособия или учебника при минимальном количестве практических заданий.

*Принудительная психотерапия и «постановка диагнозов» без запроса заказчика или участников.

HR на заметку

Вы столкнулись с непрофессиональным бизнес-тренером, если он:

Дает некорректные отзывы о коллегах-тренерах и тренинговых компаниях.

Склонен вести себя авторитарно, пугать заказчика («если вы не проведете тренинг прямо сейчас, последствия будут …»), либо наоборот, заискивающе.

Насыщает рассказ о программе специальными терминами, малопонятными собеседнику. Если он на самом деле разбирается в предмете, то найдет способ объяснить сложную теорию простыми словами.

О бизнес-тренингах все что-то читали или слышали, а некоторые даже участвовали в них. Но четких критериев для оценки их содержания и качества до сих пор не выработано по причине отсутствия в деловой среде единого на сей счет мнения. Казалось бы, что плохого — сколько людей, столько и мнений; однако нередко эти тренинги не соответствуют заявленному формату и создают у потенциальных заказчиков ложные представления и ожидания. А обманутые надежды неизбежно порождают претензии и критику в отношении любых форматов, что ведет к постепенной дискредитации понятия.

Уравнение со многими неизвестными

Учить можно только тех, кто к этому готов, и если результаты незаметны, то ответственность за это должны нести сами участники, не проявившие достаточного рвения или настроенные критично по отношению к программе или ведущему. Такое мнение распространено в тренерской среде. Зачастую, когда заказчик, недовольный результатами, пытается разобраться, за что же он все-таки платил деньги, представители компании-провайдера обвиняют его в некомпетентности и в неумении должным образом оценить изменения, произошедшие с сотрудниками в процессе занятий.

По словам тренера-консультанта Анастасии Купавской, бизнес-тренинг можно представить себе как систему уравнений: содержание программы, методы, с помощью которых она подается, участники и ведущий. «Основной переменной, которая определяет ответ данной системы уравнений, являются цели и задачи заказчика. Именно от них зависит, каким будет тренинг, — считает она. — Неверное решение хотя бы одного уравнения или неточное представление о целях и задачах обучения ведет к снижению его качества».

Что это означает на практике?

Например, если на тренинге по переговорам вы активно работали, то к концу занятий должны приобрести навыки успешной коммуникации в тех ситуациях, которые ранее вызывали у вас затруднения; а тренинг по стратегическому маркетингу должен изрядно помочь, когда вы в следующий раз будете убеждать руководство в необходимости обновления ассортимента или изменения ценовой политики. Если этого не происходит, и вы по-прежнему пасуете на сложных переговорах или неубедительно пользуетесь маркетинговой методикой оценки возможностей и угроз, то, скорее всего, пройденные вами занятия были далеки от совершенства. Ведь бизнес-тренинг — активный процесс, всегда ориентированный на приобретение навыков.

«Если по окончании курса участники осознают, что полученные знания для них актуальны, но не понимают, как применить их на практике, то наиболее вероятная причина заключается в том, что тренинг был посвящен не выработке навыков, а получению знаний о них», — утверждает Анастасия Купавская. По ее мнению, эта ошибка, чаще всего, связана с неверным выбором методов работы ведущим. Если же участники не понимают, как обучение связано с их профессиональной деятельностью, очевидно, что ошибка была допущена на этапе переговоров и подготовки тренинга, и качество пострадало из-за неадекватной оценки задач: например, не была учтена специфика деятельности участников и т.п.

Не спешите глотать наживку

При подборе бизнес-тренинга лучше не попадаться на удочку рекламы, нужно ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные потребности компании. Стоит сравнить различные предложения — в таком случае вы сможете еще на стадии переговоров «вычислить» программы, которые не только не подходят для вас, но и порой даже тренингами заявленной тематики не являются.

В первую очередь, должен насторожить отказ организаторов от обсуждения результатов обучения или же явно нереалистичные обещания (классика жанра — прирост продаж на 50%, снижение конфликтности на 20% и т.д.).

По словам Дмитрия Дунаева, заместителя генерального директора по маркетингу компании ARS VITAE, если провайдеры говорят, что после прохождения тренинга продажи вырастут на столько-то процентов, стоит поинтересоваться, какими методами они собираются рассчитывать эффективность занятий, будут ли при этом учтены «внешние» факторы (например, сезонное падение спроса или сбои в работе отдела закупок).

Серьезный повод для беспокойства — утверждения представителей тренинговой компании, что только их метод обучения — самый правильный и эффективный. «Любая категоричность в суждениях должна настораживать, — говорит бизнес-тренер Евгения Тополова. — Но бывает и наоборот: на все вопросы о том, какие методы будут использоваться в ходе бизнес-тренинга, заказчик получает невнятные уклончивые ответы». Кроме того, по ее мнению, если в ходе переговоров внимание провайдеров в большей степени обращено на организационные вопросы (где, когда, стоимость и т.п.), а не на содержание, это также может стать «маркером» некачественной программы.

Тест на профессионализм: лицом к лицу

Говоря о качестве, нельзя сбрасывать со счетов и значимость личностного фактора. Любую замечательную технологию обучения претворяет в жизнь конкретный тренер, и эффективность занятий в большой степени зависит от его профессионализма. Безусловно, может помочь «сарафанное радио»: отзывы о большинстве популярных бизнес-тренингов и об их ведущих можно получить в других компаниях, уже проводивших у себя краткосрочное обучение, или на тематических сайтах. Однако никогда не стоит забывать, что лучше всего проводить тест на профессионализм лицом к лицу с тем специалистом, которому вы намереваетесь доверить обучение ваших сотрудников. Как утверждает Кирилл Гуленков, ведущий тренер-консультант компании «Топ-кадр», уровень ведущего можно определить, задав ему несколько проверочных вопросов.

Вот главные из них:

*Позволите ли Вы руководителю присутствовать на тренинге?

*Знакомы ли Вы со спецификой нашего рынка, наших клиентов и сотрудников?

«На первый вопрос непрофессионалы часто отвечают, что руководитель своим присутствием может смутить участников, затруднить освоение новых навыков. Ответ профессионала будет другим: руководитель в реальной жизни часто находится рядом со своими сотрудниками. Важно, чтобы это не смущало и не сковывало людей, моя задача поработать над этим. Начальник должен знать, чему учат его подчиненных. Ведь именно он будет контролировать применение полученных навыков, — рассказывает Кирилл Гуленков. — На второй вопрос несведущий тренер ответит, что законы психологии едины для всех людей. Ответ хорошего специалиста будет конкретным: конечно, перед встречей с вами я изучил специфику вашего бизнеса, а также у меня есть опыт аналогичной работы — и обязательно приведет примеры».

Но даже если кандидат вполне благополучно проходит «перекрестный допрос», это еще не все. Нужно проявить внимание к мелочам, которые только на первый взгляд кажутся незначительными, а в действительности определяют, достигнет ли бизнес-тренинг необходимых результатов. Как полагает Евгения Тополова, о низкой квалификации потенциального ведущего свидетельствует отсутствие желания встретиться с будущими участниками и адаптировать курс в соответствии с задачами компании. «Не менее показательно «чтение мыслей» и скороспелые диагнозы — «вы еще не сказали, а я уже знаю, как будет лучше для вас», — отмечает она. Другой бесперспективный вариант — тренер быстро соглашается на все пожелания заказчика (готов сшить «семь шапок из одной шкурки»), но не уточняет предыстории вопроса и контекста задачи: например, почему именно сейчас ваша компания решила проводить обучение.

Любую услугу сложно «потрогать». «Не бойтесь потратить 1,5-2 часа своего времени на участие в демонстрационном модуле, если у вас есть сомнения в выборе тренера, — рекомендует Дмитрий Дунаев. — Это позволит не только убедиться в степени его компетентности, но и оценить, насколько его стиль соответствует задачам обучения вашей компании. Если же ведущий отказывается показать свои умения, это еще один тревожный сигнал». Не стоит думать, что вы понапрасну тратите время на кропотливую подготовку. Она вполне оправдывает себя, так как при заключении контракта вам будет точно известно, за какой результат вы платите деньги.

Итак, качественный бизнес-тренинг всегда дает участникам конкретные рабочие инструменты, алгоритмы действия и в типичных, и в нестандартных ситуациях, а также эмоциональный заряд. Важно отметить, что чем больше программ предлагается на рынке, чем выше поднимаются цены на «раскрученные» модули и курсы, тем яснее становится, что назрела настоятельная потребность сформулировать профессиональный стандарт, который унифицирует оценки качества бизнес-тренинга. Но эта задача может быть решена только совместными усилиями наиболее компетентных провайдеров и основных заказчиков программ.