Виртуальные знания: взгляд работодателя

М.А. Светлова Источник: УНП

Интернет-образованием сегодня никого не удивишь. Новая профессия? Повышение квалификации? MBA? Десятки коммерческих и государственных вузов предлагают дистанционные образовательные программы на любой вкус и уровень достатка. А как к такому образованию относятся работодатели? Реально ли сделать карьеру, имея на руках диплом о «виртуальном» образовании? Об этом корреспондент «УНП» побеседовала со специалистами финансовых служб и руководителями компаний.

Интернет опыта не заменит

Проведя опрос, мы готовы развенчать устойчивый стереотип соискателей о том, что руководство компаний негативно относится к дипломам дистанционных вузов. Недоверие у потенциальных работодателей вызывают лишь те специалисты, которые получают в интернете свой первый документ о высшем образовании.

«Хотя нормативные документы Министерства образования и приравнивают дистанционное обучению к академическому, между ними все же есть существенная разница, — говорит Дмитрий Винокуров, заместитель генерального директора ЗАО «Horwath МКПЦН». — При дистанционном способе обучения человеку приходится самостоятельно проделывать колоссальный объем работы. Для этого нужна высокая степень самоорганизации. Но требовать этого от вчерашнего школьника неправильно. В итоге качество знаний, полученных студентом дистанционно, не всегда соответствует тому уровню, который требуют солидные компании при приеме на работу».

Недостаток контроля при дистанционном общении с преподавателем чреват еще одной неприятностью. «Наверное, многие согласятся, что организовать практические занятия на расстоянии сложнее, чем при очном общении со студентами, — говорит Наталья Васильева, специалист финансовой службы крупного столичного банка. — В результате очевидный минус интернет-образования — низкий уровень практической подготовки выпускника».

Но для трудоустройства это будет препятствием лишь в том случае, если кроме дистанционного диплома у соискателя ничего нет, уверен Валерий Бахтин, член правления КГ «Что делать Консалт». «Принимая специалиста на работу, мы смотрим на его послужной список. Если человек пять лет отработал в солидных аудиторских компаниях, я как потенциальный работодатель не откажу ему лишь на том основании, что диплом он получил посредством интернета».

Оценивать человека по его способностям, а не по диплому предпочитает и генеральный директор компании «АЛРУД-бухгалтерские услуги» Сергей Дегтярев: «У руководства компаний есть масса способов проверить потенциал будущего сотрудника. Тот же Трудовой кодекс дает до шести месяцев испытательного срока на то, чтобы оценить человека в деле. Но, как правило, хватает и гораздо меньшего времени. И, к сожалению, не всегда человек, получивший диплом в традиционной системе образования, превосходит по своим профессиональным качествам соискателя, учившегося в интернет-вузе».

Вверх по карьерной лестнице

Большое уважение у работодателей вызывают специалисты, которые получают дополнительные сертификаты к уже имеющимся дипломам о высшем образовании. «В ряде случаев интернет — пожалуй, единственный способ получить дополнительные знания», — комментирует Сергей Дегтярев.

В качестве примера Сергей Дегтярев привел международные бухгалтерские сертификаты: «Сдавать экзамены на очередную степень СРА вообще можно только дистанционно — экзамены проходят в США два раза в год. Зато у специалистов, прошедших испытание, блестящее карьерное будущее. Обладателей всех степеней СРА сейчас единицы, и, естественно, у работодателей они на вес золота».

А Валерий Бахтин привел более распространенный пример: одним из условий получения аттестата профессионального бухгалтера или аудитора является наличие документа о высшем образовании. Диплом, полученный в интернет-вузе, поможет соискателю выполнить эти квалификационные требования и получить необходимый аттестат.

И в том и другом случае карьерный успех налицо.

Несколько сложнее обстоит дело с работником, который получил второе высшее образование по интернету, но по этой специальности не работал. И тем не менее хочет занять должность, соответствующую второму образованию. «Не во всех областях деятельности это приведет к карьерному росту, — уверен Дмитрий Винокуров. — Специалисту по вэб-дизайну, например, даже работать можно из дома. Так же дистанционно он может получить и второе высшее образование. А если говорить, скажем, о юристе, то для него дистанционный вариант обучения явно не подходит. Ведь юрист набирается опыта, общаясь с коллегами. А если он получил лишь теоретические знания по системе дистанционного обучения, я бы такому специалисту не доверился».

Подведем итог: работодатели не имеют ничего против интернета как способа получения дополнительных знаний. Что же касается «виртуального» диплома, то соискатель с таким документом должен быть готов доказать потенциальному работодателю, что его знания и навыки ничем не уступают полученным в классическом очном вузе. А если они при этом подкреплены опытом работы, то хорошее место с перспективами карьерного роста соискателю обеспечено.