Наливай и властвуй. Как провести корпоративный праздник с пользой для бизнеса

Анастасия Дагаева Источник: Ведомости

Во многих российских компаниях корпоративные праздники устраивают несколько раз в год. Таким способом руководство стремится объединить коллектив и понять настроения подчиненных. Это позволяет укрепить бизнес изнутри, а значит, сделать его непробиваемым снаружи.

«Я бы не стал рассматривать корпоративный праздник как действие, которое должно иметь обязательный результат в будущем. Такого рода мероприятия разумнее проводить, подводя черту, торжественно объявить итоги», – отмечает Александр Зыков, старший менеджер департамента консалтинга аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». «Руководитель обязан сообщать об успехах компании, – соглашается Дмитрий Страшнов, генеральный менеджер Philips Consumer Electronics в России. – Разослать сухое письмо с цифрами недостаточно. Надо использовать это как хороший повод собраться вместе».

Праздничное построение

Серьезные корпоративные мероприятия проходят не чаще трех раз в год, как правило, это профессиональный праздник, день образования компании и встреча Нового года, говорит Зыков. «Набор праздников остался тот же, что и в советское время, кардинальным образом поменялся стиль вечеринок», – отмечает Михаил Горшихин, руководитель агентства корпоративных мероприятий «Rba-холдинга».

Еще пять лет назад самым распространенным способом празднования были посиделки в ресторане под репертуар ресторанных же певцов, говорит он. Сегодня все изменилось. «Набирает обороты индустрия развлечений, есть качественная музыкальная и световая аппаратура, различные сценические конструкции, лазерное шоу, фейерверки. При этом сами компании хотят разнообразия, настоящего праздника», – утверждает Горшихин. Например, на день рождения АФК «Система» возвели парк аттракционов. А сотрудники московского офиса компании «Русал» в День металлурга играли в мини-гольф, делали ставки на специально организованных поросячьих бегах, рассказывает Павел Плетнев, начальник отдела организационной культуры и развития персонала компании «Русал».

«В течение последних пяти лет бюджеты компаний на корпоративные мероприятия неизменно растут, – отмечает Горшихин. – Мы не работаем с бюджетами ниже $7000. На эти деньги можно снять неплохой ресторан и чинно-благородно посидеть. Думаю, в этом случае компания обойдется и без нас».

Средняя стоимость программы развлечений для компании со штатом 300-350 человек равна $60000-70000. Максимальные бюджеты могут быть в 10-15 раз больше. Например, одна из телекомпаний заплатила за праздник $600 000, говорит представитель крупного агентства по организации шоу.

Пыль в глаза

Чтобы платить такие суммы, нужны серьезные причины. «На корпоративном празднике укрепляются горизонтальные связи внутри компании. Ведь компания – это не только фундамент, стены и крыша, без связующих перекрытий строение легко может распасться, – утверждает Олег Алексеев, директор Института корпоративного развития группы компаний «Ренова». – По мере роста компании увеличивается число сотрудников, нередко они разбросаны по региональным предприятиям и живут достаточно автономно, поэтому цель любого корпоративного мероприятия – позиционировать компанию и, разумеется, персонал в ней как единое целое».

Корпоративные мероприятия – это не только инструмент, укрепляющий лояльность сотрудников. Это еще и повод в неформальной атмосфере пообщаться с партнерами по бизнесу, пригласить бывших сотрудников, отмечает Зыков из аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». «В формате деловых встреч и переговоров, которые происходят в рабочее время в рабочей атмосфере, просто нет возможности построить или поддерживать человеческие отношения. Корпоративный праздник – это всегда повод для очень занятых, но приятных друг другу людей встретиться и получить от общения искреннее удовольствие», – говорит он.

Игра на местности

Для компаний, у которых есть разветвленный бизнес в регионах, организация корпоративных праздников на местах может стать «окном возможностей» для образа компании в глазах внешнего мира, считает Зыков.

«Помимо сплочения сотрудников внутри коллектива концерты, которые выливаются в мероприятия городского масштаба, решают и другую не менее важную задачу – формирование положительного имиджа компании в глазах всех жителей», – говорит Павел Плетнев, начальник отдела организационной культуры и развития персонала компании «Русал». Его точку зрения разделяет Анна Левитанская, директор по связям с общественностью Группы ЧТПЗ (названа по входящему в нее Челябинскому трубопрокатному заводу; в ее составе также Челябинский цинковый и Первоуральский новотрубный заводы): «Для маленького Первоуральска, в котором мы недавно купили предприятие, выступление Анжелики Варум и Николая Расторгуева на нашем празднике стали общегородским событием, которое вызвало массу позитивных эмоций». Когда компании устраивают громкие корпоративные праздники в регионах, они получают возможность выстроить добрые отношения не только с горожанами, но и с представителями местной власти, что важно для серьезной крупной компании, добавляет Алексеев.