Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Набрать 250 сотрудников 20 специализаций — такая задача стоит перед HR-командой крупного завода в небольшом городе. Как её решить, если требуются сотрудники редких специальностей и приходится конкурировать за работников с другими предприятиями? Для команды по подбору это настоящий вызов, с которым помогут справиться современные цифровые решения для рекрутмента.

Успешным опытом подбора персонала в промышленном городе Березники Пермского края поделилась HR-команда ведущего титанового производства «АВИСМА» (входит в «Корпорацию ВСМПО-АВИСМА»). Рекрутеры завода используют отечественную облачную систему для рекрутмента Talantix, которая позволила качественно изменить подбор на предприятии.

Уникальное производство — особенные профессии «АВИСМА» — химико-металлургическая промплощадка единственного в России производителя титана и титановых сплавов «Корпорации ВСМПО-АВИСМА». На заводе в Березниках локализован выпуск губчатого титана.

Продукция корпорации применяется в аэрокосмической отрасли и морском судостроении, в энергетике, нефтегазовой промышленности, строительстве. А ещё титан может спасать жизни — этот биосовместимый материал применяют в нейрохирургии, кардиологии, протезировании и эстетической медицине.

На предприятии трудится 5 000 сотрудников, из них коллектив бэк-офиса составляет лишь 500 человек, основная часть персонала — это работники производственной линии. За поиск, обучение и адаптацию сотрудников отвечают разные команды. В компании созданы бюро по подбору, работе с персоналом, кадровому учёту, развитию кадров, а также молодёжная организация. Все они входят в Дирекцию по управлению персоналом. HR-команда завода — это 20 сотрудников Дирекции. За направление подбора отвечает Станислав Балыш. Он и два рекрутера ведут поиск по всем открытым позициям на предприятии.

 

Химико-металлургическому производству «АВИСМА» постоянно требуются сотрудники разных направлений:

  • опытные инженеры — металлурги, химики-технологи, а также руководители ключевых направлений производства;
  • рабочие узкоспециализированных профессий, которые относятся к вредным в России;
  • сотрудники по ремонту оборудования;
  • эксперты по финансовому и экономическому планированию, логистике и т. п. (такие вакансии открываются реже).

Если для позиций бэк-офиса и белых воротничков процесс подбора выстроен как у многих компаний, то на этапе подбора сотрудников на ключевые производственные участки у «АВИСМА» есть свои особенности.

Команда по подбору персонала ведёт кандидата от этапа поиска до трудоустройства (на все процедуры отведено 10 дней). Рекрутеры находят соискателя, проводят телефонное интервью, сразу направляют на собеседование в цех, к мастерам участков.

На предприятии для кандидатов на технологические позиции есть обязательное тестирование. Соискателей проверяют на усидчивость, внимательность, быстроту реакции и другие качества, необходимые для ответственной работы в сложных условиях производства.

И только те, кто подошёл по всем критериям, отправляются на медкомиссию. Заключение врачей требуется для оценки здоровья соискателя — может ли он работать на опасном производственном объекте. Обследование организует и оплачивает завод.

«ВСМПО-АВИСМА» — производство для России уникальное, поэтому некоторые профессии (например, выбивщик титановой губки, электролизник расплавленных солей) востребованы только на этом заводе и требуют от сотрудников дополнительной квалификации, которую не дают в учебных заведениях. Поэтому, если у кандидата есть полное среднее (11 классов) или среднее профессиональное образование, его обучают на предприятии.

Но ситуация на рынке труда такова, что кандидатов на производственные вакансии мало. Нехватка синих воротничков — актуальный тренд для российской промышленности в целом. И Пермский край не исключение. Рабочие в этом регионе, по данным hh.ru, входят в тройку самых востребованных сотрудников. При этом число резюме в сегменте «Производство» в 2022 году от месяца к месяцу снижается: по статистике за май, количество активных соискателей уменьшилось на 15%, если сравнивать с весной-2021.

В городе Березники с населением чуть более 150 тысяч человек работают 5 больших заводов, включая промплощадку «Корпорации ВСМПО-АВИСМА». Так что работодателям приходится конкурировать за рабочих и специалистов на производство.

«Основой экономики города были и остаются крупные предприятия, поэтому и конкуренция за рабочих значительная. Высокие зарплаты перестали быть для сотрудников главной мотивацией. Мы столкнулись с тем, что гораздо проще найти специалиста в бэк-офис (бухгалтера, экономиста), чем кандидата с нужной квалификацией в цех — механика, старшего мастера, мастера по ремонту оборудования. Такие специалисты одинаково востребованы на всех предприятиях города, независимо от специфики. Город маленький, в списке вакансий в основном мужские профессии — металлурги и химики. Женских специальностей немного. Поэтому, как только мы открываем позицию «Экономист», «Юрист» или «Бухгалтер», приходит много откликов. Основная потребность предприятий другая — нужны работники производственного направления, а вот их как раз и не хватает», — поделился Станислав Балыш, руководитель бюро подбора завода «АВИСМА».

На это накладывается ещё одна особенность производственной сферы — высокая текучесть персонала. На производство в «АВИСМА» в месяц могут принять 60–80 человек. Но при этом также 30 человек могут уйти — с испытательного срока, на пенсию, из-за релокации и т. д. Но, несмотря ни на какие форс-мажоры, минимум 60% ставок на заводе должны быть закрыты.

Поэтому на «АВИСМА» уделяют особое внимание обучению сотрудников, повышению квалификации. Выплачивают корпоративные стипендии при получении среднего профессионального и высшего образования. Для привлечения и удержания специалистов в корпорации развивают различные программы поддержки: корпоративный соцпакет (льготы, медицинское обслуживание, компенсация питания), адресная помощь работникам в сложных ситуациях, бесплатные занятия спортом и др. Привлекают соискателей с опытом из других городов и сёл Пермского края. Иногородних обеспечивают жильём. Таким образом, активно развивают бренд работодателя.

Задачи бизнеса и трансформация HR-процессов 2022 год поставил перед HR-командой «АВИСМА» ещё более серьёзные задачи. Предприятие увеличивает мощности по производству титана. Чтобы обеспечить  компанию специалистами нужной квалификации, рекрутерам потребуется набрать 250 сотрудников более чем 20 специальностей и профессий. Основная доля — это персонал для производственных участков, лишь 20 позиций потребуется закрыть в бэк-офисе.

Таким образом, выросла нагрузка на эйчаров, и Станислав Балыш предложил прогрессивный и экономически обоснованный шаг — автоматизировать рекрутмент.

Внедрение нового цифрового решения закрыло бы пустующую нишу в ИТ-инфраструктуре предприятия — в компании уже работают российская система электронного документооборота и собственная автоматизированная система по управлению персоналом «Кадры». А вот рекрутмент до сих пор не был оцифрован.

3 веские причины для автоматизации рекрутмента на заводе:

  • Резюме кандидатов по всем позициям, от грузчика до руководителя направления, поступали на электронную почту команды подбора. Их сортировка, оценка кандидатов происходили вручную и на разных компьютерах.
  • Базу резюме вели на ПК в вордовских файлах или бумажных архивах. Такой подход неэффективный, долгий и, как следствие, дорогой.
  • Невозможно отслеживать источники откликов, а значит, оценивать эффективность каналов подбора и стоимость найма.

«С выбором CRM-системы определились быстро: я проходил обучение на курсах “Цифровой рекрутмент”, изучал разное ПО для специалистов по подбору, российская облачная система Talantix привлекла своим функционалом и интерфейсом. Ещё одна причина, почему стоило выбрать этот сервис, — это интеграция с hh.ru, с которой мы активно работаем», — рассказал руководитель команды по подбору «АВИСМА».

По словам Станислава Балыша, внедрение Talantix помогло бы снизить нагрузку на HR-команду. Это и стало главным аргументом для HR-руководства. Кстати, во время тестового периода CRM-системы директор по персоналу сама проверила, как работает программа, изучила её функционал, оценила скорость поступления откликов в систему.

Служба ИТ-безопасности предприятия быстро согласовала использование российского ПО. Все данные Talantix хранятся там же, где и данные самого hh.ru, — в дата-центрах, расположенных на территории РФ.

Как перестроили подбор на завод

Команда по подбору персонала в демопериоде Talantix протестировала сервис, опробовала весь арсенал опций и выбрала для себя инструменты, которые активно применяют на первом этапе и которые помогают настроить подбор на предприятии.

Шаг 1: собрали базу резюме в одном месте

Начали с того, что собрали в Talantix базу резюме со всех job-площадок и ПК, которые использует команда по подбору. Оценили, кстати, полезную функцию по работе с персональными данными: для кандидатов с hh.ru согласие на их обработку уже получено, а для тех, кто пришёл из других источников, можно запросить его отдельно прямо из системы. Подробнее о новшествах федерального закона о персональных данных и изменениях для рекрутеров читайте в нашей статье.

Станислав Балыш:

«Нам понравился удобный поиск по меткам и разным категориям. В нашей базе резюме уже 300 кандидатов на должность бухгалтера. Более того, любое изменение в резюме кандидата сразу отражается и в системе — работает функция автообновления. Это очень нужный инструмент, который позволяет экономить время рекрутера. База резюме всегда актуальна. После недавнего запуска этой функции на завод наняли уже троих специалистов — ещё раз вернулись к базе резюме и нашли подходящих кандидатов».

Шаг 2: проанализировали источники

Аналитика Talantix позволила пересмотреть источники откликов и оценить самые эффективные. По словам Станислава Балыша, по дашбордам в системе чётко видно, какие каналы работают, а на какие не стоит тратить бюджет. В результате отказались от размещения рекламы в местных газетах. При этом выяснили, что для привлечения производственного персонала отлично работают социальные сети и городские паблики VK (пример: «Все Березники»).

Источники кандидатов, которые работают

Для поиска рабочего персонала:

  • ТВ — региональные рекламные блоки на федеральных каналах. Звонков много, доходит до 20 откликов в день.
  • Радио.
  • Городские паблики в соцсетях — аудитория социальных медиа активно откликается, рекрутеры «АВИСМА» получают в неделю 60–70 откликов. За короткий срок удалось нанять 15–20 человек на вакансии технологического персонала.
  • Реферальная программа (акция «Приведи друга») — премия 11 000 рублей, поэтапная выплата после 3 и 6 месяцев работы нового сотрудника.
  • Работа с техникумами, социальное партнёрство — программы профориентации, корпоративная стипендия для студентов; подъёмные для молодых сотрудников, отслуживших в армии (50 000 рублей).

Для поиска специалистов на производство и в бэк-офис:

  • Job-сайты
  • Рекомендации сотрудников.
  • Собственная база резюме.

Шаг 3: расширили воронку кандидатов

Кандидатов по рабочим профессиям не хватает, к тому же большая часть отсеивается на разных этапах трудоустройства. Чтобы расширить воронку кандидатов, Станислав начал использовать новый для себя инструмент — посадочную страницу в Talantix (лендинг вакансии/анкеты). Руководитель подбора публикует рекламное объявление с описанием вакансии в городских пабликах VK. Аудитория таких сообществ большая — десятки тысяч человек. Кандидат заполняет анкету на посадочной странице, нажимает «Отправить» и сразу попадает в базу Talantix. Откликов много, воронку кандидатов расширили.

Дополнительная опция — создать QR-код. Молодёжь сканирует код из рекламного объявления и сразу попадает на посадочную страницу с вакансией и анкетой. Анкету просто заполнить и сразу отправить в HR-службу завода.

Станислав Балыш:

«Я также использовал посадочные страницы для привлечения молодёжи. В июне этого года организовали “Pro-выпускной” для 11-классников школ и старшекурсников техникумов, чтобы в неформальной обстановке познакомить ребят с “АВИСМА” и возможностями трудоустройства. Посадочная страница в Talantix одновременно была и приглашением на мероприятие, и инструментом для рекрутмента. Участники регистрировались на акцию и отправляли в бюро по подбору свои контакты. Так нам удалось собрать кадровый резерв молодых соискателей».

Шаг 4: организовали простые и быстрые коммуникации с кандидатами

При большом числе откликов на рабочие вакансии  команде по подбору очень просто коммуницировать со всеми кандидатами в Talantix. Вся переписка с соискателем остаётся в истории. Из CRM-системы отправляют письма кандидатам на электронную почту или пишут сообщения в мессенджеры. Оценили рекрутеры и шаблоны ответов кандидату для разных этапов. Например, пишут образец приглашения на собеседование и отправляют сразу всем соискателям, откликнувшимся на вакансию. Если кандидат не подходит, стараются сохранить дружественный диалог с ним для работы над будущими позициями.

Кстати,Talantix помогает компании повысить индекс вежливости на hh.ru (сводный показатель работодателя, включающий в себя скорость ответов и процент просмотренных откликов на вакансии). Чем больше Индекс, тем выше вакансии компании в выдаче и тем эффективнее подбор.

Станислав Балыш:

«Появилась у меня задача — набрать 50 электролизников. Получил много откликов, с помощью автофильтра по заданным критериям отобрал подходящих кандидатов. Отправляю приглашение на собеседование сразу всем соискателям из Talantix. Это в разы снижает объём рутинных операций, которые должен провести специалист по подбору».

Шаг 5: выстроили коммуникацию с нанимающими руководителями

До 10 числа каждого месяца руководители подразделений «АВИСМА» присылают в HR-службу свои заявки на подбор рабочего и офисного персонала. Пока рекрутеры работают по стандартной схеме и не перенесли заявки в Talantix — это будущая точка роста для команды по подбору в применении функционала системы. Но отчасти этот подход помогает распределить нагрузку между ресёчерами и привычен для нанимающих руководителей.

По заявкам внутренних заказчиков заводят вакансии в Talantix и начинают поиск сотрудников по базе резюме, внешним каналам. А вот этап согласования кандидатов с нанимающими начальниками уже перевели в CRM-систему, несколько руководителей  обучили использовать ПО. Такой подход на данный момент удобен и рекрутерам, и внутренним заказчикам.

Станислав Балыш:

«Как только приходит отклик от релевантного кандидата, я или рекрутер отправляем письмо руководителю прямо из Talantix. Письмо приходит на электронную почту — нанимающий начальник подразделения проходит по ссылке, смотрит резюме и отвечает, подходит ли кандидат, приглашать ли на собеседование. Вся обратная связь по кандидату отражается в системе, сразу можно отследить, рассмотрено ли резюме руководителем или нет. Многим внутренним заказчикам такой порядок нравится».

Как CRM-система стала драйвером HR-развития

Сегодня без автоматизации HR-процессов сложно построить эффективную работу любой компании, а особенно крупного бизнеса. Чтобы дела предприятия шли в гору, нужна максимальная результативность его сотрудников. Цифровизация подбора не только позволила команде Станислава Балыша проанализировать проблемные места в подборе персонала, оценить качество поиска сотрудников, но и помогает развиваться в профессии, стала драйвером HR-развития.

Раньше KPI рекрутмента в компании измеряли процентами от закрытия вакансий (минимум 60% позиций должно быть закрыто), но это не самый объективный инструмент оценки работы команды по подбору, и он не может выявить всех проблем, мешающих быстро и эффективно нанимать сотрудников. Когда в «АВИСМА» внедрили CRM-систему, убрали часть рутинных операций, взялись за аналитику — посмотрели, какие источники наиболее эффективны для быстрого закрытия вакансий и на какие каналы стоит тратить бюджет, на каких этапах происходят недоработки, начали отслеживать продуктивность каждого сотрудника.

4 важных изменения у команды подбора «АВИСМА» с Talantix:

  • Оптимизировали бюджет на подбор, получив объективную картину по источникам.
  • Структурировали взаимодействие с заказчиками и дисциплинировали их с точки зрения рассмотрения резюме кандидатов.
  • Увидели проблемные места в работе специалистов по подбору: что стоит улучшить и на каком этапе, чтобы быстрее закрывать вакансии.
  • Изучают новые цифровые решения для рекрутмента, получают новые HR-компетенции.

«Сервис сделал нашу работу прозрачной и для нас, и для наших нанимающих менеджеров. Все участники подбора видят, как мы отработали заявку внутреннего заказчика, просмотрел ли руководитель резюме, почему вакансия до сих пор не закрыта и т. д. Быстро выгружаем аналитику в любых необходимых форматах: в цифрах, диаграммах, графиках — как удобнее для руководства. При наших объёмах работы это незаменимый инструмент. Таким образом, мы ушли от неудобного и устарелого способа поиска и найма сотрудников и выбрали современное цифровое решение, которое позволило структурировать подбор. Сервис стал точкой роста для команды, а значит, и для бизнеса», — поделился Станислав Балыш.

Фото «АВИСМА»

Какими качествами должен обладать хороший специалист по анализу данных?

Четыре критерия, на которые стоит обратить внимание при построении аналитической команды.

Ставка на работников без опыта

Иногда на предприятии складывается ситуация, когда руководитель понимает, что руководство вышло у него из под контроля...

Многим компаниям не по зубам привлечь тот персонал, который они хотят

Почему же не всем «по зубам» перспективный персонал?

Оценить на расстоянии

Ежегодно на российский рынок приходят новые зарубежные компании, а отечественные компании открывают филиалы в регионах. Им необходимо оперативное формирование команды и закрытие вакантных позиций,...

Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.