В статье будет подробно рассматриваться система образовательного портала: определение, используемые технологии, характерные черты, планирование контента, особенности и задачи.
Образовательный портал ― это система, включающая в себя комплекс программ, предназначенных для доступа пользователей к информационным, справочным и аналитическим ресурсам, а также к образовательным услугам.
Информация внутри образовательного портала представлена следующими цифровыми ресурсами:
- текст и интерактивные учебники;
- виртуальные лаборатории;
- видеофильмы и графика;
- аудио.
Цель ― предоставление необходимой информации пользователю в максимально короткие сроки (скрывая ненужные ссылки и лекции). «Находить, а не искать», ― принцип образовательного портала.
Технологии и цифровые ресурсы портала обеспечивают пользователей необходимой обучающей информацией, устанавливают отношения внутри образовательных групп (школы, колледжи, техникумы, ВУЗы) путём создания единого информационного пространства.
Преимущества образовательного ресурса:
- структурирование данных и их предоставление в определённой цифровой форме;
- отслеживание и фильтрация информации из Интернета;
- обеспечение открытого доступа к информации.
Основная ценность ресурса ― его информационная составляющая, которую можно охарактеризовать простым языком «контент». Контент для каждой системы определяется прямым назначением образовательного портала и меняется в зависимости от вида (электронная школа, онлайн курсы, библиотека, лаборатория).
Виды контента:
- картографическая информация;
- записные книжки;
- новости;
- анонсы информационных статей;
- электронные рассылки;
- объявление конкурсов.
Грамотный подбор информационных ресурсов и верное администрирование позволяет «притягивать» студентов. Сайт, имеющий хорошую структуру, упорядоченность, постоянное обновление контента и удаление устаревшей информации, будет цениться пользователями, вызывая у них больше доверия.
Как было сказано, важной составляющей в увеличении популярности ресурса является постоянное обновление контента. Помимо этого администраторы работают над единым стилем оформления научных работ и лично редактируют контент (добавляют его в тематические разделы).
Одной из форм предоставления контента на сайте является персонализация ― регистрация и распространение материалов пользователем. На сайте отслеживается вся информация, которую ищет и выкладывает пользователь, определяя её как «интересную», на этом основании сайт рекомендует определённые статьи и лекции, которые могут понравиться студенту.
В основе персонализации лежит два метода: использование правил (пользователь вводит информацию в личную карточку, на основе которой составляются правила его нахождения на ресурсе; например: поставив в карточке возраст 14 лет, будут не доступны статьи с тегом 16+ и выше), второй метод ― фильтры (контент формируется на основе запросов пользователя; например: посещение сайтов, поиск).
Области информационного контента на обучающем ресурсе:
- Личная информация студента ― электронная почта, расписание, календарь.
- Обучающаяся группа (ресурс использует весь курс или класс) ― ссылки на научные документы, электронная библиотека, связь с преподавателем и студентами.
- Корпоративная составляющая ― нормативные документы, документы отдела кадров, график сессий, отпусков и командировок.
- Локальная сеть (общение между ВУЗом и его партнёрами) ― заказы, образовательные услуги, мероприятия и будущие проекты.
- Материалы из сети Интернет (доступен определённым рабочим группам) ― web-узлы партнёров, подписки, рассылки.
Зарегистрированный пользователь получает индивидуальный логин и пароль для входа в систему. Если учащийся входит на сайт образовательного портала школы, в которой он обучается, в качестве контента для него доступны: курсы, программа обучения и академические часы, а также оплата.
Если на обучающем портале регистрируется преподаватель, он является создателем контента, для него открыт дополнительный набор инструментов: составление графика лекций и зачётов, публикация научных работ и презентаций.
Задачи обучающего портала
- Корпоративное обучение: используется большими компаниями с высоким уровнем корпоративной культуры.
- Дистанционное обучение: проведение уроков и лекций, вне зависимости от места нахождения преподавателя, ученика и ситуации в мире.
- Интерактивное взаимодействие: обучающий портал позволяет интегрировать в систему обучения наибольшее количество инструментов (просмотр видео и прослушивание аудио, удалённое тестирование и сдача экзаменов).
- Оценка полученных результатов: выполнение заданий и обсуждение их с преподавателем в онлайн формате.
Образовательный портал ― это современный метод получения доступа к любой научной и образовательной деятельности. Возможность оценки знаний позволяет студентам и преподавателям осуществлять полный процесс обучения, находясь на расстоянии.
Подробнее об образовательных порталах — www.ddplanet.ru