В кулуарах только что закончившегося Петербургского международного экономического форума ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в интервью газете «Известия» заявил, что образовательная неуспешность ведёт к экономической неуспешности и как следствие вынуждает общество в той или иной степени содержать иных граждан за счёт других граждан. И начался, по определению пресс-службы ВШЭ, хайп. Английское слово «hype» чаще всего переводят как «шумиха».
Кто-то обиделся за рождённых в СССР, потому что большинство экономически неуспешных россиян – люди средних лет и старше, значит малообразованные, по логике проинтервьюированного. «Обидчивые» пишут, что не все советские школьники поступали в вузы, а «шли сеять и пахать, лить металл, добывать уголь», получая за это хорошую зарплату, и не нуждались в опеке экономически успешных сограждан.
Другие увидели в высказываниях ректора ВШЭ «классическую подмену лошади телегой». Они утверждают, что «таковы социально-экономические условия, воспроизводящие бедность».
Третьи упрекают Я. Кузьминова в подходе к образованию на основе исключительно экономических критериев, то есть, родители, способные оплатить ребёнку дополнительное образование, успешны и авансируют новый успех. Правда, соглашаются с тем, что подход в образовании должен быть дифференцированным: одни ученики легко схватывают точные науки, другие – гуманитарные предметы, а третьим неинтересно ни первое, ни второе, значит, и стезя у них иная.
Многие просто не согласны с «объяснениями» о том, что бедность в России происходит от неправильного образования и несообразительности населения в отрыве от реальности экономического развития страны.
Достаточно пройти по интернет пространству, чтобы детализировать приведённую выше информацию. Однако для большей убедительности приводим мнение заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга. В сетевом издании «Свободная пресса» он заявил, что нет прямой связи между неуспеваемостью в школе и неуспешностью в жизни. Часто троечники и двоечники добиваются высоких результатов, так как это люди с нестандартным мышлением, которые просто не вписываются в программу обучения. И таких людей очень много. По мнению учёного, просто надо заниматься с проблемными детьми, для чего «вырабатываются профессиональные стандарты педагога».
А, собственно, что такого нового сказал ректор НИУ ВШЭ, что могло вызвать виртуальную дискуссию? О том, что образовательная неуспешность человека ведёт к его экономической неуспешности, Я. Кузьминов говорит давно.
На исходе 2010 года в дискуссии, проведённой «Полит.ру» в Политехническом музее, с участием социолога Даниила Александрова и писательницы Линор Горалик ректору тогда просто ВШЭ, без НИУ, был задан вопрос: «Ярослав Иванович, правда ли, что вы утверждаете: получение образования – одна из стратегий жизненного успеха?» Я. Кузьминова ответил: «Это реальность. Я даже не помню, когда именно появилась объяснительная модель, что образование есть стратегия успеха. По-моему, где-то в XIX веке. Огюст Конт, наверное».
По прошествии десяти лет, в марте прошлого года в интервью опять-таки «Известиям» ректор уже НИУ ВШЭ, говоря о проблеме экономически неуспешных людей, заявил, что экономическая неуспешность формируется в школе. Тогда же он назвал упомянутые неделю назад на полях Петербургского международного экономического форума 25% выпускников школ, «которые не освоили один или два основных предмета».
– Такого рода школьный брак отражается на дальнейшей судьбе этих людей. У нас очень высокая корреляция школьной и последующей экономической неуспешности, – сказал тогда Я. Кузьминов. – 2,5 млн человек в возрасте от 15 до 25 лет не учатся и не работают.
На вопрос: «Можно ли победить школьную неуспешность?» последовал уклончивый ответ: «И да, и нет», что судя по последовавшим затем словам, было связано с проблемой недофинансирования национального проекта «Образование». В качестве довода о том, что «денег на образование выделяют недостаточно», ректор НИУ ВШЭ добавил, что лауреат Нобелевской премии 2020 года Джеймс Хекман продолжает активно заниматься темой экономической отдачи от дошкольного образования, в том числе у детей из неблагополучных семей.
Так почему только сейчас люди так бурно отреагировали на слова Ярослава Кузьминова, что начали приводить примеры успешных знаменитостей – вчерашних нерадивых школьников? Но это уже совершенно отдельная тема. Может, масла в огонь подлила пресс-служба ВШЭ, заявив телеграмм-каналу «Подъём», что слова ректора университета не нуждаются в уточнении, «а громкие заголовки – на совести журналистов»?
– Посмотрите первоисточник, там вполне всё понятно, – посоветовали в пресс-службе ВШЭ. – Просто некоторые гонятся за хайпом.
Совет услышан – вот цитаты из интервью от 7 июня 2021 года.
Преамбула:
«Борьбу с бедностью надо начинать со школьной скамьи — если у родителей отстающих детей нет денег, то такие выпускники выходят в мир в состоянии образовательной неуспешности, которая трансформируется в неуспешность экономическую, и государству приходится содержать этих людей. Об этом в интервью «Известиям» на ПМЭФ-2021 рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов».
Слова интервьюируемого:
«…Есть такой термин — образовательная неуспешность, или образовательная бедность. Условно говоря, в каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают. Если у родителей есть деньги, то таким детям нанимают репетиторов. А если нет?..
Ведь, что означает доля неуспевающих в школе в 20-30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счёт доходов от успешных работников.
У нас средний по миру уровень образовательной неуспешности — порядка 25%. Это уровень, например, Бразилии или Индии. Но эти страны — трудоизбыточны, у них традиционно высокая безработица. Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении. В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10%. России нельзя отставать».
«…Что можно сделать в России? Давать «выравнивающие» гранты школам, которые работают с большими группами детей, семьи которых находятся в сложных экономических обстоятельствах».
«…Но корень, основа образовательной неуспешности, лежит глубже — в основе самой классно-урочной системы. Она сформировалась еще в 17 веке и до сих пор лежит в основе школьной методики по всему миру. Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть 60%. Остальные выпадают».
«— Не является ли проблема образовательной неуспешности следствием проблемы с подготовкой педагогических кадров?
— Это не основная проблема. Мне кажется, что сейчас у нас лучше ситуация с учителями, чем была несколько лет назад. Изменения произошли в связи с майским указом президента 2012 года, который поручил обеспечить учителям среднюю зарплату по региону. Вернуть учителя в средний класс. И, собственно, это было сделано.
Сегодня мы видим — молодые мужчины пошли в школу. Не то, чтобы я считаю, что они умнее и профессиональнее женщин, но это слом многолетнего тренда. Есть еще один позитивный звонок — учительская работа перестала быть убежищем для школьных троечников. Еще десять лет назад это было национальной катастрофой. Но теперь этого нет. Средний балл ЕГЭ для поступающих в педвузы в районе 70, а в Москве – 80. Это «пятерка». Совсем недавно это был уровень только для врачей, юристов и экономистов. То есть, с качеством учителей сейчас у нас проблемы нет».
Выходит, мало что нового добавил Я. Кузьминов к ранее им же высказанному и к тому, что и до него было произнесено. Не одно поколение бабушек и матушек наставляло неслухов: «Не будешь учиться – пойдёшь улицы подметать». Учиться, в смысле хорошо учиться.
А hype (хайп) переводится ещё как «преувеличение», «гипербола», «пафос», «шум». Есть ещё синонимы — «назойливая реклама», «ажиотаж», «истерия», «информационный шум». На молодёжном сленге распространено выражение «необъяснимо, но хайп», означающее «ажиотаж вокруг объекта, который не имеет ничего особенного»,и далее «хайпануть» значит прославиться, а «хайпить» – продвигать , рекламировать .
Николай Петров
P.S. Автор закончил советскую среднюю школу с серебряной медалью, но экономически успешным не является. Или не стал по причине неправильного образования?