Прошедшая рабочая неделя закончилась дружным заключением многих российских СМИ о том, что основным финансовым источником отечественного малого бизнеса являются деньги, взятые в долг у родственников или у друзей.
По версии «Ведомостей», «аналитики назвали займы друзей основным источником средств для малого бизнеса».
РБК утверждает, что «главным источником средств для малого бизнеса стали займы друзей».
Lenta.ru пишет: «Четверть малого бизнеса России призналась в существовании на займы друзей».
Агентство экономической информации «Прайм» сообщает, что «найден главный источник средств для начала малого бизнеса».
Версию о финансировании малого предпринимательства родными и знакомыми тут же подхватили сетевые издания.
И все – и претендующие на первоисточник, и их последователи – дружно ссылаются на совместное исследование общественного объединение малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research и комментарий к нему уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова о низкой доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса.
«Процент малых и средних предприятий, имеющих хотя бы один действующий кредит, в России составляет всего 22 против 42% в среднем по развитым странам. То есть с доступностью капитала для МСП у нас хуже, чем в других странах», — цитирует бизнес-омбудсмена, к примеру, РБК.
На сайте этого медиахолдинга, позиционирующего себя лидером новостных и бизнес-медиа, размещены диаграммы из исследования «Опоры России», Промсвязьбанка и Magram Market Research. Если оторваться от текста и посмотреть на эту инфографику, то можно сделать иные, чем у коллег, выводы.
Да, растёт доля субъектов МСБ, привлекающих дополнительное финансирование, – с 37% в 2014 году до 58% в этом году. Да, 27% малых и средних фирм занимали в течение последнего года у родственников и друзей.
Но 53% малых компаний воспользовались банковскими кредитами – обычными, льготными, беспроцентными и оформленными на физических лиц. Это почти вдвое больше, чем взаймы «у близких и других частных лиц».
И это свидетельство низкой доступности банковских кредитов для малого бизнеса?
Оставшиеся 17% источников привлечения финансов приходятся на частные инвестиции и «другое».
Значит ли это, что главными «спонсорами» малого бизнеса в России являются родные и друзья?
Может, предприниматели стали меньше занимать денег в банках? Или их перебивают более крупные заёмщики? Чтобы ответить на эти вопросы, UBO для наглядности представляет таблицу, сделанную по инфографике РБК на основе данных Банка России по общему объёму кредитов компаний малого и среднего бизнеса и по их доле в общем кредитном портфеле юридических лиц.
Год | Кредитный портфель МСБ, трлн. руб. | Доля МСБ в общем портфеле кредитов юрлиц, % |
---|---|---|
2016 | 4,89 | 16,3 |
2017 | 4,47 | 15,8 |
2018 | 4,17 | 14,3 |
2019 | 4,22 | 13,1 |
2020 | 4,76 | 14,3 |
2021* | 6,61 | 16,3 |
* Сведения на 1 апреля 2021 г. По остальным годам – на 1 января года.
Без комментариев. Но возникает справедливый вопрос: «Зачем нас убеждают в том, что малый бизнес в России выживает за счёт денег населения?»
У нас ответа нет. Есть лишь смутное предположение: а может это от лукавого?
Николай Петров