Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях? Согласно исследованию, проведенному PwC, одним из самых перспективных является обучение с помощью технологии виртуальной реальности (VR).
Сейчас многие организации столкнулись с проблемой: работники должны обновлять набор навыков, но в ближайшем будущем возможности физического пребывания людей в аудитории с высокой вероятностью будут ограничены. Какие подходы к обучению являются наиболее эффективными в таких условиях?
В ходе исследования PwC изучалась эффективность освоения лидерских навыков 1) во время аудиторных занятий, 2) в ходе онлайн-обучения (e-learning), 3) с помощью технологии виртуальной реальности (v-learning). Всего в обучении приняли участие 1600 вновь назначенных менеджеров из 12 американских подразделений PwC. Каждый из участников прошел курс инклюзивного лидерства в рамках одного из заданных выше форматов. Знания оценивались перед прохождением курса, сразу и через 30 дней после его завершения. Также был проведен опрос участников обучения, который показал: большинство (78%) предпочли v-learning.
До последнего времени в большинстве отраслей VR-технология в основном использовалась как средство повышения эффективности процессов, среди прочего — для освоения чисто технических навыков (безопасность труда, работа с оборудованием, техническое обслуживание оборудования и т.д.). Но, как показало исследование PwC, VR также может быть действенным средством развития лидерских умений.
В ходе опроса участников обучения были выявлены следующие преимущества v-learning.
Уверенность. Менеджеры, которые прошли программу типа v-learning, с уверенностью выше чем их коллеги, которые учились в аудиторном и онлайн-форматах (на 40% и 35% соответственно) использовали полученные знания на практике. Кроме этого, исследование показало, что первые получили больше удовольствия от процесса обучения.
Частично большую уверенность участников программы v-learning можно объяснить тем, что этот формат позволяет отрабатывать новые навыки столько раз, сколько нужно. А поскольку менеджеры взаимодействовали не с преподавателем или коллегами, а с виртуальными человеческими существами, их не сковывал страх перед оценкой или сравнением с другими.
«Находясь в аудитории, вы не хотите озвучивать свои субъективные суждения или показывать недостаток знаний в чем-то, поэтому лучше — это промолчать», — отметил один из участников курса.
Эмоциональная вовлеченность. Сотрудники, которые учились с помощью VR-технологии, проявляли вовлеченность в контент в 3,75 раз более глубокую, чем участники аудиторного курса, и в 2,3 раза более глубокую, чем те, кто учился в онлайн-формате. Когда задействованы эмоции, человек лучше понимает и запоминает информацию, соответственно, результативность обучения повышается. Находясь в иммерсивной среде и взаимодействуя с аватарами пользователи получают реалистичный опыт и при этом могут свободно общаться, не боясь негативной реакции. Как отметил один из менеджеров:
«Разговаривая с виртуальными людьми, я могу говорить о неприятных вещах, не испытывая дискомфорта».
Фокусировка. Опрос показал, что участники VR-программы гораздо меньше отвлекались, просматривая email, SMS или отвечая на телефонные звонки. Уровень сфокусированности этих менеджеров был в четыре раза выше, чем у их коллег, которые учились в онлайне, и в 1,5 раза выше, чем у сотрудников, которые проходили аудиторный курс.
Симуляция в виртуальной реальности создает глубокое погружение в ситуацию: внимание индивида фокусируется, а отвлечение максимально устраняется. В конце концов, сложно украдкой заглядывать в телефон, имея шлем на голове.
«Во время занятий я не мог делать что-то еще, а потому глубже погружался в то, что происходило, и в итоге получил от учебы больше», — так охарактеризовал свой опыт участник программы.
Скорость. Чем быстрее работники осваивают новые навыки и начинают использовать их в работе, тем скорее компания получает отдачу от инвестиций в обучение. Сотрудники, которые проходили v-learning, завершили программу освоения лидерских навыков в четыре раза быстрее, чем те, кто учился в аудиторном формате, и в 1,5 раза быстрее, чем их коллеги, которые учились в онлайне.
Вещи, для изучения которых нужно 2 часа работы в аудитории, с помощью VR-технологии можно освоить за 30 минут. Даже если учесть время, необходимое для того, чтобы научиться пользоваться VR-шлемом, все равно, менеджеры, которые учились в формате v-learning, прошли курс быстрее чем те, кто учился в аудиторном и онлайн-форматах (в четыре и в 1, 5 раза, соответственно).
Рентабельность. Стоимость учебной программы обусловлена несколькими факторами: в частности, это формат обучения (аудиторные занятия, e-learning или v-learning), количество локаций, необходимых для проведения курса; численность работников, нуждающихся в обучении; стоимость работ по разработке курса; оплата труда преподавателей и полная стоимость обучения каждого сотрудника.
Исследование PwC показало, что v-learning может быть более рентабельным, чем обучение в аудиторном и онлайн-форматах, при условии масштабной реализации учебной программы. Подготовка курса в формате v-learning требует затрат в сумме примерно на 48% большей, чем разработка аналогичных аудиторных или онлайн-программ. Итак, чтобы этот подход окупился, компания должна охватить обучением достаточное количество людей. Если учесть, что время работника — это главный рычаг рентабельности обучения, тогда срабатывает принцип: чем больше сотрудников подготовила компания, тем выше окупаемость инвестиций.
В PwC расходы на обучение в VR-формате не превышали расходы на аудиторные и онлайн-курсы при условии, что количество участников составило 375 и 1950 индивидов, соответственно.
Вероятнее всего, что организации в дальнейшем будут использовать несколько форматов обучения в зависимости от темы, бюджета и количества людей, которые будут проходить курс. Но по мере того как стоимость VR-обучения будет снижаться, а результативность находить все больше подтверждений, популярность этого формата будет расти.