Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях? Согласно исследованию, проведенному PwC, одним из самых перспективных является обучение с помощью технологии виртуальной реальности (VR). 

Сейчас многие организации столкнулись с проблемой: работники должны обновлять набор навыков, но в ближайшем будущем возможности физического пребывания людей в аудитории с высокой вероятностью будут ограничены. Какие подходы к обучению являются наиболее эффективными в таких условиях?

В ходе исследования PwC изучалась эффективность освоения лидерских навыков 1) во время аудиторных занятий, 2) в ходе онлайн-обучения (e-learning), 3) с помощью технологии виртуальной реальности (v-learning). Всего в обучении приняли участие 1600 вновь назначенных менеджеров из 12 американских подразделений PwC. Каждый из участников прошел курс инклюзивного лидерства в рамках одного из заданных выше форматов. Знания оценивались перед прохождением курса, сразу и через 30 дней после его завершения. Также был проведен опрос участников обучения, который показал: большинство (78%) предпочли v-learning.

До последнего времени в большинстве отраслей VR-технология в основном использовалась как средство повышения эффективности процессов, среди прочего — для освоения чисто технических навыков (безопасность труда, работа с оборудованием, техническое обслуживание оборудования и т.д.). Но, как показало исследование PwC, VR также может быть действенным средством развития лидерских умений.

В ходе опроса участников обучения были выявлены следующие преимущества v-learning.

Уверенность. Менеджеры, которые прошли программу типа v-learning, с уверенностью выше чем их коллеги, которые учились в аудиторном и онлайн-форматах (на 40% и 35% соответственно) использовали полученные знания на практике. Кроме этого, исследование показало, что первые получили больше удовольствия от процесса обучения.

Частично большую уверенность участников программы v-learning можно объяснить тем, что этот формат позволяет отрабатывать новые навыки столько раз, сколько нужно. А поскольку менеджеры взаимодействовали не с преподавателем или коллегами, а с виртуальными человеческими существами, их не сковывал страх перед оценкой или сравнением с другими.

«Находясь в аудитории, вы не хотите озвучивать свои субъективные суждения или показывать недостаток знаний в чем-то, поэтому лучше — это промолчать», — отметил один из участников курса.

Эмоциональная вовлеченность. Сотрудники, которые учились с помощью VR-технологии, проявляли вовлеченность в контент в 3,75 раз более глубокую, чем участники аудиторного курса, и в 2,3 раза более глубокую, чем те, кто учился в онлайн-формате. Когда задействованы эмоции, человек лучше понимает и запоминает информацию, соответственно, результативность обучения повышается. Находясь в иммерсивной среде и взаимодействуя с аватарами пользователи получают реалистичный опыт и при этом могут свободно общаться, не боясь негативной реакции. Как отметил один из менеджеров:

«Разговаривая с виртуальными людьми, я могу говорить о неприятных вещах, не испытывая дискомфорта».

Фокусировка. Опрос показал, что участники VR-программы гораздо меньше отвлекались, просматривая email, SMS или отвечая на телефонные звонки. Уровень сфокусированности этих менеджеров был в четыре раза выше, чем у их коллег, которые учились в онлайне, и в 1,5 раза выше, чем у сотрудников, которые проходили аудиторный курс.

Симуляция в виртуальной реальности создает глубокое погружение в ситуацию: внимание индивида фокусируется, а отвлечение максимально устраняется. В конце концов, сложно украдкой заглядывать в телефон, имея шлем на голове.

«Во время занятий я не мог делать что-то еще, а потому глубже погружался в то, что происходило, и в итоге получил от учебы больше», — так охарактеризовал свой опыт участник программы.

Скорость. Чем быстрее работники осваивают новые навыки и начинают использовать их в работе, тем скорее компания получает отдачу от инвестиций в обучение. Сотрудники, которые проходили v-learning, завершили программу освоения лидерских навыков в четыре раза быстрее, чем те, кто учился в аудиторном формате, и в 1,5 раза быстрее, чем их коллеги, которые учились в онлайне.

Вещи, для изучения которых нужно 2 часа работы в аудитории, с помощью VR-технологии можно освоить за 30 минут. Даже если учесть время, необходимое для того, чтобы научиться пользоваться VR-шлемом, все равно, менеджеры, которые учились в формате v-learning, прошли курс быстрее чем те, кто учился в аудиторном и онлайн-форматах (в четыре и в 1, 5 раза, соответственно).

Рентабельность. Стоимость учебной программы обусловлена несколькими факторами: в частности, это формат обучения (аудиторные занятия, e-learning или v-learning), количество локаций, необходимых для проведения курса; численность работников, нуждающихся в обучении; стоимость работ по разработке курса; оплата труда преподавателей и полная стоимость обучения каждого сотрудника.

Исследование PwC показало, что v-learning может быть более рентабельным, чем обучение в аудиторном и онлайн-форматах, при условии масштабной реализации учебной программы. Подготовка курса в формате v-learning требует затрат в сумме примерно на 48% большей, чем разработка аналогичных аудиторных или онлайн-программ. Итак, чтобы этот подход окупился, компания должна охватить обучением достаточное количество людей. Если учесть, что время работника — это главный рычаг рентабельности обучения, тогда срабатывает принцип: чем больше сотрудников подготовила компания, тем выше окупаемость инвестиций.

В PwC расходы на обучение в VR-формате не превышали расходы на аудиторные и онлайн-курсы при условии, что количество участников составило 375 и 1950 индивидов, соответственно.

Вероятнее всего, что организации в дальнейшем будут использовать несколько форматов обучения в зависимости от темы, бюджета и количества людей, которые будут проходить курс. Но по мере того как стоимость VR-обучения будет снижаться, а результативность находить все больше подтверждений, популярность этого формата будет расти.

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Корпоративная система обучения и развития персонала (КСОРП): от «А» до «Я»

Обучение проводится в каждой компании. Как правило, оно начинается с появления единичных тренингов, лекций, инструктажей. Но рано или поздно возникает...

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.