В мире, атакованном коронавирусом, онлайн-образование заиграло новыми красками. Университетам и колледжам, которые перешли в режим онлайн-обучения, пришлось срочно перекраивать учебные планы и разрабатывать новые образовательные онлайн-программы. Но эксперты полагают, что такое переформатирование поможет раскрыть настоящий потенциал дистанционного обучения.
В данной статье рассмотрены 13 тенденций онлайн-обучения – появившихся в период пандемии COVID-19 и существовавших ранее, ещё до коронавирусной атаки.
- Университеты и колледжи внедрят образовательные онлайн-программы
В прошлом году учебные заведения США запустили ряд успешных тестовых программ онлайн-образования, о чем говорят результаты опросов студентов из различных университетов. Большинство опрошенных предпочли бы перейти на постоянный дистанционный формат обучения, и это не может не вдохновить образовательные учреждения создавать больше условий для получения образования в формате онлайн. Трансформация обучения в дистанционный формат позволила университетам увеличить число студентов, потому что сделало обучение более доступным для многих абитуриентов из разных регионов.
- Появится больше открытых образовательных ресурсов (ООР).
Открытые образовательные ресурсы (Open educational resources, OER) – цифровые лицензированные материалы, в большинстве своём – бесплатные учебные и научные материалы вузов. По мнению Дженны Шефилд, помощника проректора по инновациям учебных программ в Университете Нью-Хейвена в Коннектикуте (University of New Haven in Connecticut), в дальнейшем ООР продолжат набирать популярность, ведь положительный аспект онлайн-образования – доступность. Проведенные исследования показали, что взаимодействие студентов с ООР, особенно если они еще и участвуют в разработке курсов, повышает качество обучения.
- Виртуальная реальность делает большое количество практических занятий доступными в онлайне.
Некоторые предметы и специализации перенести в дистанционный формат гораздо тяжелее, чем другие. Например, практические/лабораторные занятия по химии, на которых нужно присутствие в лаборатории. Однако часть экспертов считает, что виртуальная реальность способна избавить от подобных барьеров и сделать практические курсы доступными в онлайне-режиме. Другие специалисты склоняются к интерактивным видео, онлайн-трансляциям с демонстрацией нужных студентам навыков и онлайн-практик. «Многие научные курсы и курсы сестринского дела уже были перенесены в дистанционный формат. Интерактивные видео, записанные практические занятия – все эти инструменты онлайн-обучения позволили студентам не упускать важную часть учёбы», – говорит Райан Лафкин, старший маркетинговый директор платформы управления обучением Canvas компании Instructure, занимающейся образовательным программным обеспечением.
- Оперативный сбор данных об обучении поможет корректировать программы онлайн-образования.
По мере того, как в последние годы растёт популярность дистанционного обучения, университеты получают всё больше информации о том, насколько успешно студенты справляются с учёбой в новом формате. Благодаря отслеживанию прогресса обучающихся преподаватели могут выявлять проблемные места и улучшать качество передачи знаний. Какие лекции смотрят обучающиеся? Участвуют ли они в обсуждениях? Усвоили студенты материал или нет?
Технологии предоставляют новые способы взаимодействия с учащимися, которые преподаватели только-только начинают исследовать и применять.
- Смешанный формат обучения, скорее всего, останется надолго.
Несмотря на то, что учебные заведения открывают свои двери и студенты возвращаются в аудитории, большинство предметов преподаётся в смешанном формате – как в традиционной форме, так и онлайн. «COVID-19 изменил парадигму восприятия высшего образования, сделал онлайн-обучение по-настоящему интересным и современным способом получения знаний, и потребность в нём после пандемии никуда не пропадёт», – уверен Чип Паучек, соучредитель и генеральный директор онлайн-компании высшего образования 2U. – Университеты должны принять цифровое будущее, если они хотят быть стабильными и гибкими на рынке образовательных услуг. Высшее образование уже никогда не вернётся к своему прежнему виду».
- Оптимизация курсов и технологические совершенствования повысят доступность онлайн-обучения.
С переходом учебных заведений в онлайн обнажилась проблема цифрового неравенства. Студенты, которые испытывают трудности с доступностью к современным компьютерным устройствам и высокоскоростным Интернетом оказались в сложном положении. Некоторые университеты, стараясь помочь своим ученикам, устанавливали Wi-Fi, но так повезло не всем. Многие студенты толпились в кофейнях и на парковках фастфудов, чтобы выйти в Интернет. Эксперты считают, что курсы необходимо разрабатывать с расчётом на их доступность с любого устройства – от компьютера до смартфона. Обнадеживающе звучит заявление SpaceX о том, что в 2021 году компания планирует развернуть мировую сеть SpaceX StarLink, которая будет предоставлять высокоскоростной Интернет в отдалённые районы планеты.
- Расширение виртуальных пространств для студентов.
Занятия офлайн – это встречи с однокурсниками в аудитории, библиотеке, столовой, где угодно ещё. Онлайн-занятия такого общения предоставить не могут. Джон Уотрет, ректор Флоридского авиационного университета Эмбри-Риддл (Embry-Riddle Aeronautical University), ожидает, что учебные заведения будут создавать больше виртуальных пространств, чтобы студенты чувствовали себя частью университетского сообщества. «Мы создаём внеучебную среду для молодых людей, чтобы они могли получить полноценный опыт студенческой жизни», – говорит ректор Embry-Riddle Aeronautical University.
- Количество программ микро-квалификаций (microcredentials) продолжит расти.
Университеты и различные компании уже на протяжении нескольких лет предлагают курсы микро-квалификаций как альтернативу традиционным образовательным уровням. Микро-квалификации – это небольшие, краткосрочные программы обучения, состоящие обычно из трёх или четырёх курсов узкой направленности. Такой вид учёбы чаще выбирают взрослые люди для профессиональной переподготовки, а также люди, которые хотят повысить квалификацию или сменить сферу профессиональной деятельности. Подобные программы могут подойти и студентам, которые только окончили среднюю школу, колледж и не хотят переплачивать за обучение в вузе. Причина, по которой микро-квалификации притягивают всё больше внимания молодёжи – цена. Студенты думают: «Зачем переплачивать за обучение в университете?»
- Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) становятся всё популярнее
МООК в 2011 году вышли на пик своей популярности, а New York Times объявил 2012 год «Годом МООК». И сегодня продолжается экспансия МООК в сферу образования. «Из-за изоляции люди воспользовались появившимся временем, чтобы записаться на МООК», – говорит Рэй Шрёдер, заместитель проректора по онлайн-обучению в Университете Иллинойса в Спрингфилд (University of Illinois at Springfield).
Люди могут проходить эти (как правило, бесплатные) курсы, чтобы овладевать новыми навыками. Учебные заведения напрямую сотрудничают с платформами МООК, предлагая множество различных программ микро-квалификаций, а также и полноценные программы бакалавриата и магистратуры, которые гораздо дешевле, чем при традиционном обучении. Подобный вариант образования будет становиться всё более востребованным, так как люди ищут более доступные способы получить университетскую степень.
- Обучение на основе компетенций будет медленно, но стабильно развиваться.
Обучение на основе компетенций (компетентностное обучение) – подход к образованию, цель которого развить у обучаемых способности к самостоятельному решению задач в разных сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников. Согласно опросу, проведённому некоммерческими американскими исследовательскими институтами в 2019 году, три основные образовательные области, в которые можно внедрить компетентностное обучение – медицинские профессии, компьютерные и информационные науки, бизнес-администрирование. Обучение на основе компетенций может поспособствовать более высокой доступности высшего образования в целом, учитывая, что 39% опрошенных студентов заявили, что их программы обошлись дешевле, чем традиционные аналоги.
- Государственно-частное партнёрство будет способствовать популяризации школ интенсивного обучения
Школы интенсивного обучения (boot camps) существуют уже долгое время, предлагая студентам ускоренные курсы по программированию. И, хотя онлайн-буткемпы – не новинка, специалисты ожидают, что их количество будет расти. Такие школы дают возможность учащимся обучаться в командном режиме, получать новые навыки и тренировать имеющиеся совместно с другими обучающимися, сообща решать задачи и создавать проекты.
- Студентам нужно быть внимательными и осмотрительными при выборе программ онлайн-обучения
Само собой разумеется, что качество программ различных вузов может быть разным. С появлением большего количества возможностей в сфере онлайн-образования студентам стоит тщательно взвешивать свой выбор. К сожалению, существует много «ужасных» образовательных программ, разработчики которых преследуют лишь одну цель – получить деньги. Качество материала и навыков их не волнует. Поэтому студенты должны быть осторожными, обращать внимание на следующие признаки низкокачественных программ:
- слишком лёгкое и быстрое обучение,
- отсутствие аккредитации и коммуникаций создателей со студентами.
- Всё больше студентов будут выбирать онлайн-обучение.
После пандемии коронавируса студенты, в конце концов, вернутся в аудитории. Однако количество обучающихся, которые предпочитают учиться в формате онлайн, продолжает расти. По результатам опросов, молодые люди удовлетворены опытом дистанционного обучения во время изоляции.
По мнению американских экспертов, большинство старшекурсников и аспирантов делают выбор в пользу онлайн-обучения. Они говорят, что такой режим даёт им больше свободы, они продуктивнее планируют свой день и им проще совмещать учёбу с работой. Ученики старших классов, в отличие от студентов, тяжелее принимают дистанционный формат. Старшеклассники хотят учиться в оффлайне. Поэтому школам следует подумать над тем, как создать для учеников благоприятные условия, которые позволят им совмещать уроки в школе с дистанционными занятиями.
Перевод www.usnews.com