Качественное образование доступно далеко не всем. Еще несколько десятилетий назад эта тенденция наблюдалась только в странах третьего мира. Сейчас же получить фундаментальные знания сложно даже в развитых государствах.
Например, в США в течение последних 20 лет стоимость высшего образования увеличилась в 6,5 раз. В России в вузы поступает только треть молодежи. Кроме того, в нашей стране отсутствует равное распределение доступности образования по регионам. Эту проблему должен был решить ЕГЭ. Но, как показывает недавнее исследование, проведенное Высшей школой экономики, единый государственный экзамен не справился с поставленной перед ним задачей. Неравенство в доступе к образованию продолжает расти.
Однако и успешное окончание вуза не гарантирует выпускнику трудоустройства. В США работу по специальности могут найти только 50% вчерашних студентов. В России дела обстоят еще хуже. В нашей стране по специальности работают только 27% выпускников.
Традиционное образование переживает не лучшие времена. Его проблемы приобрели глобальный характер и даже попали в поле зрения ЮНЕСКО. Одновременно в связи с развитием телекоммуникационных технологий возникла идея перемещения процесса обучения в интернет.
Перспективы онлайн-образования
Главное преимущество обучения студентов по интернету – его доступность. Онлайн-курс, записанный единожды, может быть продан неограниченному количеству желающих. Поэтому его можно реализовывать по минимальной цене и при этом все равно получать прибыль. А благодаря широкому распространению интернета курс может быть приобретен человеком, живущим практически в любой точке мира.
Некоторые предприниматели уловили эту тенденцию еще в нулевых годах. Тогда в индустрии EdTech начали появляться первые стартапы. Но если еще лет 10 назад объем венчурных инвестиций в эти проекты колебался на уровне 100 млн. долларов США, сейчас он перешагнул 3-миллионный рубеж. А эта сумма уже сопоставима с бюджетом, который выделяется на образование в некоторых странах.
Стартапы уже даже стали конкурировать за инвестиции с классическими вузами. Это и неудивительно. По оценкам Дениса Конанчука, главы образовательных разработок «Сколково», уже в ближайшие 10 лет количество людей, которые захотят получить знания онлайн, сравняется с количеством студентов, обучающихся в традиционных университетах. Себастьян Трун, профессор компьютерных наук в Стэндфордском университете, пошел в своих предположениях еще дальше. Он уверен, что через 50 лет на планете останется всего около 10 классических вузов.
Образовательные проекты, представленные в интернете, могут быть самыми разными: от гуманитарных программ до курсов, рассчитанных на подготовку новаторов будущего. Их объединяет одно – современные технологии. Если говорить о российском рынке, тут наиболее быстрый рост показывают стартапы, которые занимаются разработкой решений, основанных на игровых механиках. Ежегодно такие проекты показывают прирост в 22,4%. Второе место занимают технологии симуляции реальных процессов. Они показывают 17-процентный прирост.
По мнению Максима Шеховцова, управляющего партнера венчурного фонда Genezis Technology Capital, эти данные свидетельствуют о том, что в недалеком будущем полный цикл обучения будет возложен на виртуального учителя. Этот робот сможет полностью заменить человека. Он будет обучать не только русскоязычных студентов, но и носителей других языков. При этом никаких особых усилий для локализации образовательных программ в третьих странах не потребуется.