Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным, как структурный кризис, начавшийся в России в 2014 году.
Согласно проведенному анкетированию ведущих игроков, объем рынка MBA по количеству обучающихся (без учета онлайн-программ) составил в 2018 году около 7,1 тыс. человек, что на 2% ниже, чем в 2017 году. Безусловно, тренд на снижение количества обучающихся на классических MBA-программах связан не только с кризисом в экономике (хотя кризис серьезно ударил по расходам компаний на MBA, а также спрос на открытом рынке), но и с появлением онлайн-MBA, повсеместным распространением коротких программ, в т.ч. онлайн, развитием корпоративных университетов и других видов бизнес-образования.
Впрочем, рост цен на программы MBA, который происходит как в Москве, так и в регионах, который игроки характеризуют как «ползучий», позволил увеличить объем рынка в денежном выражении. По итогам 2018 года, по оценке РБК Исследования рынков, объем рынка MBA достиг 3,3 млрд руб., показав рост по сравнению с 2017 годом на 2,5%.
Безусловно, рост рынка за счет повышения цен при падении реальных доходов населения — не самый лучший тренд, однако рост расходов на приглашение зарубежных преподавателей и взаимодействие с зарубежными партнерами, цифровизацию и привлечение клиентов приводит к необходимости повышения цен.
Онлайн-сегмент бизнес-образования
Рынок бизнес-образования продолжил свое активное развитие и в онлайн-сегменте — так, среди игроков, принявших участие в исследовании, и оказывающих услуги по бизнес-образованию в онлайн-сегменте, были получены следующие цифры:
- средний прирост числа занимающихся (2018 к 2017 году) — 33,5%;
- средний темп прироста цен 1,01%.
Все больше бизнес-школ меняют мнение о полностью дистанционных программах на оптимистичное, хотя далеко не все готовы начать внедрение даже простых дистанционных методов обучения.
Прогноз развития рынка
Прогноз рынка предполагает стагнацию с точки зрения количества занимающихся — ключевые тренды, которые будут определять состояние рынка:
- отсутствие предпосылок для значительного улучшения экономической ситуации, которые могли бы перезапустить рынок бизнес-образования;
- снижение предпринимательской активности бизнеса и инвестиций частного бизнеса из-за неопределенных «правил игры» и повышения «турбулентности»;
- рост числа коротких программ и смещение части спроса на них;
- рост доли получающих MBA и псевдоMBA в онлайн бизнес-школах с аккредитацией и без нее;
- медленная активизация корпоративных клиентов (собственные академии и школы, разработка совместных программ с бизнес-школами, обновление кадров и т.п.).
Согласно подготовленному прогнозу, в 2019 году число обучающихся на программах MBA (без учета онлайн программ) незначительно увеличится и составит 7 150 чел.
По материалам исследования «Рынок MBA и бизнес-образования России 2019», подготовленного аналитическим агентством РБК Исследования рынков в апреле-июле 2019 года.
Подробнос комментариями экспертов MBA.SU