Мировой рейтинг MBA-2016: общий анализ и характеристика школ

Перевод подготовлен бюро переводов Prima Vista

Первый случай в истории, когда годичная программа подготовки магистров делового администрирования (MBA) возглавила мировой MBA-рейтинг Financial Times (FT).

К элитному клубу участников, достигших позиции «номер один», присоединяется Insead, сравнявшись с такими бизнес-школами, как Гарвардская, Лондонская, Уортонская и Высшая школа бизнеса Стэнфордского университета. Insead и эти четыре двухгодичные школы и составили пятерку лучших.

Средняя зарплата выпускников 2012 года школы бизнеса Insead в течение трех последних лет составляла 167 тыс. долларов США, что почти вдвое (примерно на 96 %) больше, чем до прохождения курса MBA. Обучавшиеся в других школах из топ-5 получали зарплаты практически такого же уровня, причем за те же три года их доходы выросли.

А вот по соотношению цены и качества Insead на голову выше — 10-е место в рейтинге, тогда как четверка преследователей оказалась в последней четверти.

Программа лидера вдвое короче, а стоимость обучения ниже, чем в трех лучших американских школах. Как сказал один из выпускников, Insead дает «максимальную отдачу от вложенных средств».

Insead позиционирует себя как «бизнес-школа для всего мира», ее не без оснований можно считать одной из самых интернациональных. И не только потому, что более 90 процентов ее преподавателей и студентов — из других стран. Благодаря кампусам во Франции и Сингапуре школа занимает 5-е место по позиции освоения международных площадок. Кроме того, ее выпускники занимают 3-е место по международной мобильности.

В рейтинг 2016 года включено девять новых школ, две из них — впервые. Самое высокое среди новичков место, 43-е, заняла Школа бизнеса Китайского народного университета.

Другие семь школ появлялись и ранее, но не вошли в рейтинг 2015 года. Так, бизнес-школа EDHEC присутствовала в рейтинге 2004 года, а в этот раз она на 84-м месте.

Растет доля женщин, обучающихся в рейтинговых школах. В 2015 году среди студентов направления MBA их было 35 процентов против 30 процентов в 2005-м. В прошлом году до 40 процентов выросла доля студенток в 27 школах, а еще 10 лет назад таких школ было всего четыре.

Лидерами с этой точки зрения являются китайские школы, где доля обучающихся женщин в среднем составляет 44 процента, а в Школе бизнеса Китайского народного университета — 59.

Однако доля женщин в профессорско-преподавательском составе школ бизнеса в целом остается низкой — около 27 процентов. Самый высокий показатель гендерного паритета преподавательского состава отмечен в бизнес-школе Миредж (Merage) Калифорнийского университета в Ирвайне: доля женщин — 46 процентов.

Доступности обучения еще только предстоит перерасти в настоящее равноправие условий работы. До получения степени магистра делового администрирования примерно 80 процентов выпускников, как женщин, так и мужчин, принявших участие в исследовании FT, являлись «профессионалами», то есть находились на низшей карьерной ступени. Получив квалификацию MBA, через три года таковыми считали себя 40 процентов женщин и только 30 процентов мужчин.

Доли мужчин и женщин среди выпускников, занявших должности глав отделов и старших менеджеров, практически равные и составляют по 42 процента. Однако на более высоких уровнях управления — среди директоров, партнеров, президентов компаний и членов правления — женщин меньше.

Средняя разница в уровне зарплаты между женщинами и мужчинами выросла с 14 (до получения степени MBA) до 19 процентов спустя три годя после выпуска (с 9 тыс. до 22 тыс. долларов США).

Гендерный дисбаланс в разрезе высоких должностей может послужить одним из объяснений разницы в доходах. Однако данные, собранные FT, демонстрируют, что даже в одном секторе экономики и на одном уровне управления зарплаты разные.

Всегда в первых строках MBA-рейтинга: школа бизнеса Insead

Школа Insead была основана 58 лет назад в районе Фонтенбло, неподалеку от Парижа, с целью подготовки европейской бизнес-элиты. Это учебное заведение значительно отличалось от своих основных американских конкурентов тем, что делало упор на интернациональный состав студентов и разнообразие языков. А наиболее существенной разницей была продолжительность курса обучения магистров — один год, а не два.

В нынешнем году MBA-программа школы Insead, которую FT включает в десятку лучших в мире бизнес-курсов за последние 17 лет, впервые заняла самое высокое место в рейтинге.

Это случилось впервые не только со школой Insead, но и с годичной программой MBA, которая становится все более популярной во всем мире, включая и некоторые американские школы.

Илиан Михов, декан Insead, считает, что есть пять характеристик лидирующей бизнес-школы, включая глобальные перспективы и содействие многообразию. Он утверждает, что, помимо этого, бизнес-образование должно транслировать опыт преобразований. «Если мы будем просто давать материал, нас вытеснят онлайн-курсы».

Кроме того, он считает, что точно так же, как высокий предпринимательский потенциал, жизненно важны аналитические способности и критический подход.

«Думаю, главный навык — это умение решать проблемы, — говорит профессор Михов. — Именно эта способность будет востребована как минимум еще лет тридцать».

Лидер по показателю карьерного роста: Индийский институт менеджмента в Ахмадабаде (IIMA)

Созданная всего год назад годичная программа PGPX (последипломной подготовки в сфере менеджмента для управленцев) Индийского института менеджмента в Ахмадабаде (IIMA) заняла первое место в рейтинге по показателю карьерного роста выпускников.

Широко признанная ведущей бизнес-школой Индии, завоевавшая репутацию благодаря своей двухлетней программе обучения менеджменту для дипломированных специалистов (PGP) и занявшая 15-е место в мировом рейтинге школ FT «Мастера менеджмента» 2015 года, IIMA также знаменита своим 100-акровым кампусом и образовательной средой, которую спроектировал американский архитектор Луис Кан. Эта школа, основанная местными предпринимателями совместно с Гарвардской школой бизнеса, которая и задала здесь основное направление, осуществляет обучение на базе ситуационных исследований — методе кейсов.

Самый успешный новичок: бизнес-школа Китайского народного университета

Школа бизнеса Китайского народного университета появилась в MBA-рейтингах FT лишь недавно. На магистров делового администрирования здесь обучают с 1991 года, но право участвовать в рейтингах школа получила только в 2010 году — после аккредитации по Европейской системе усовершенствования качества EQUIS (см. методику).

Пекинская бизнес-школа — самый успешный из новых участников, она заняла 43-е место, оказавшись между китайскими Антайским колледжем экономики и менеджмента (39-е) и Школой менеджмента Фуданьского университета (47-е). Средний уровень заработной платы выпускников 2012 года через три года после выпуска — 94 тыс. долларов США, что примерно на 168 процентов больше, чем до получения степени магистра делового администрирования.

Самый значительный рост: Кэррол

Школа менеджмента Кэррол Бостонского колледжа представлена в каждом ежегодном MBA-рейтинге FT со своего первого появления в 2006 году. С тех пор удача то сопутствовала ей (например, 47-е место в 2010 году), то изменяла (93-е — в 2013-м).

MBA-рейтинг № 18 оказался наиболее успешным для школы: повышение с 69-го на 21-е место.

Средняя зарплата ее выпускников спустя три года после окончания курса выросла с 6 тыс. до 120 тыс. долларов США по сравнению с данными прошлогоднего рейтинга.

Также зафиксирован большой прогресс школы с точки зрения соотношения цены и качества и карьерного роста выпускников.

Самый ценный международный опыт: школа бизнеса IPADE

Школа бизнеса IPADE последние три года не попадала в топ-100 программ MBA по версии FT, но теперь она снова в рейтинге — на 80-м месте, непосредственно опередив школу бизнеса INCAE, а также другие школы Латинской Америки.

Все ее студенты по крайней мере один месяц обучаются в примерно 75 партнерских учреждениях по всему миру по программам обмена. Им также дают возможность отправиться в образовательную поездку за половину стоимости за счет финансовой помощи школы. Ежегодно голосованием студентов в IPADE добавляют два новых международных направления. Последней группе выпускников было предложено поехать в Китай или Вьетнам.

Оригинальная версия: Financial Times. Автор: Лорен Ортманс

Пять инновационных изменений в онлайн-MBA в 2022 году

5 способов, которые позволили мировым лидерам онлайн-MBA раздвинуть границы эффективного обучения.

Онлайн-MBA: Советы для иностранных студентов

Онлайн-программы МВА в США: на что следует обратить внимание иностранному студенту Грейс Аткинсон (Великобритания) с 20 лет жила и училась за пределами своей родины. Она...

Мировой рейтинг MBA-2016: общий анализ и характеристика школ

Образовательные программы

MBA — Производственный и операционный менеджмент

Вы получите четкое представление о системе операционного совершенства производственных и сервисных компаний; сможете создать и реализовать программы эффективности, осмысленно сокращать издержки, увеличить прибыль, повысить производительность труда; сформируете системное видение для решения стратегических и тактических задач компании.

Управление снабжением и закупками. MBA

Программа МВА направлена на развитие навыков эффективного общения с поставщиками. Существенным преимуществом любой из программ является ее ориентирование на практику, то есть возможность быстрого применения полученных знаний.

MBA Эксперт: Управление компанией

Как наладить многоступенчатый процесс управления компанией? Как руководителю развить личностные, управленческие и профессиональные компетенции, чтобы выстроить эффективную стратегию развития? «MBA Эксперт: Управление компанией» — полный...

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.