Мотивация лидерства в области безопасности на всех уровнях организации: Три важных аспекта

Томас Р. Краузе Источник: Trainings

Предисловие:

В течение последних 20-ти лет автор и его коллеги работали над повышением уровня безопасности деятельности в более чем 1650 компаний. В ходе работы мы обнаружили, что организация способна оптимизировать свои усилия в этой сфере, если будет оказывать поддержку личностям, играющим важную роль на каждом из ключевых уровней организации: менеджеры низшего звена, начальники отделов и высший руководящий состав. Если люди подобраны верно, то эти три роли, которые они исполняют, обеспечивают организацию небывалыми возможностями.

Из этих трех аспектов лидерство оказалось наиболее эффективным для повышения уровня безопасности в организации. Но вместе с этим лидерство представляется наиболее сложным с точки зрения понимания и контроля. Доказательством этому может служить проведенное исследование, объектом которого стали земельные участки, занимаемые организациями, на которых применялись одинаковые методики по улучшению естественных условий. Несмотря на разницу в сфере деятельности, размере занимаемой территории и системах, установленных на этой территории, некоторые организации добиваются стабильных улучшений, в то время как другие не могут сдвинуться с места. Уровень успеха, которого может достигнуть компания, в большей степени зависит от качества лидерства в организации, в частности от его влияния на организационную культуру.

Никто не спорит о том, что лидерство является необходимым фактором, для достижения результатов, а вот в вопросе о том, как это лидерство должно осуществляться, нет единого мнения. Что позволяет лидеру эффективно контролировать и повышать уровень безопасности? Какими качествами должен обладать такой лидер? Выполнение каких задач должно входить в обязанности лидера, чтобы он смог добиться желаемых результатов?

Несмотря на то, эта статья, прежде всего, адресована лидерам из числа высшего руководства, описанные в ней принципы могут быть применены для любого уровня в организации.

Как лидерство влияет на безопасность.

Каким образом лидерство обеспечивает улучшение результатов деятельности компании?
Основная цель программ безопасности, будь-то на уровне безопасности территории или корпорации в целом, снизить количество опасных ситуаций. Притом, что не все опасности равны по степени серьезности, все происшествия происходят из-за незащищенности организации от рисков. Поэтому укрепление защиты организации является основным механизмом повышения уровня безопасности. Незащищенность возникает вследствие проблем управленческого и системного характера, а также влияния организационного климата.

Как следствие, под угрозу ставится безопасность самой организации и ее работников. Прямым или косвенным образом, лидеры оказывают влияние на систему и климат внутри организации, и, следовательно, на уровень рисков и степень подверженности этим рискам.

Для того, чтобы эта взаимосвязь стала более очевидной, в следующей части будут представлены результаты текущего исследования, которые помогут найти ответы на некоторые важные вопросы о лидерстве в сфере безопасности.

Четыре элемента успешного лидерства в области безопасности Задача лидера заключается в определении направления и оказании помощи людям при движении по этому пути. Иными словами, обязанности лидера сводятся к выполнению следующих двух функций:

*Руководство работой подчиненных: определение приоритетных задач и контроль правильности исполнения.

*Поддержание хороших отношений с сотрудниками, выполняющими данные задачи.

В большинстве организаций, особенно тех, которые работают в сфере безопасности, эти две функции рассматриваются как противоречащие друг другу. Зачастую руководители полагают, что для выполнения одной из них необходимо пожертвовать выполнением другой. Несмотря на то, что между этими функциями существует очевидный дисбаланс, который должен быть сведен к минимуму, наши исследования показали, что руководители организаций, совмещающие решение обеих задач, способны поддерживать между ними необходимый баланс. Деятельность таких лидеров способствует росту уровня безопасности в рамках организации.

Успешное достижение такого баланса, как на межличностном уровне, так и на уровне организации в целом, будет зависеть, прежде всего, от личности и приоритетов лидера. Именно эти факторы окажутся определяющими при выборе методов воздействия на сотрудников в важных для компании вопросах. Характеристики личности лидера также найдут отражение в списке его/ее ежедневных обязанностей и том, как эти обязанности исполняются. Кроме того, эти характеристики влияют на формирование девяти элементов организационной культуры и атмосферы безопасности, тех элементов, которые напрямую связаны с безопасностью в организации.

Личность и Ценности

Личность и ценности, которыми обладает лидер, лежат в основе его/ее сущности как лидера, и, соответственно, предопределяют его/ее эффективность в роли лидера в сфере безопасности. От этих двух элементов будет зависеть то, на чем сконцентрирует свое внимание лидер и вероятность того, что он/она выберет или применит наиболее эффективный стиль работы с сотрудниками и наилучшие практики лидерства в сфере безопасности.

Как лидер оказывает влияние.

Лидеры применяют различные стили влияния на окружающих. Стиль влияния означает манеру, в которой лидер общается со своими подчиненными, с целью направить их усилия на благо организации. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что трансформационный стиль присущ самым эффективным лидерам в сфере безопасности.

Чем занимается лидер?

Лидер привносит свои личностные качества, ценности и лидерский стиль в повседневную работу с людьми. Эти повторяющиеся поведенческие схемы эффективно (или же нет) применяются лидерами для контроля над состоянием атмосферы безопасности и формирования/создания прочной системы безопасности.

Организационная культура.

Атмосфера безопасности является наиболее быстро меняющимся аспектом организационной культуры безопасности, при этом она легко поддается оценке и отличается своей доступностью. Именно эта область предоставляет лидеру рычаги воздействия на культуру, иными словами, позволяет ему диктовать «как это принято делать у нас». Результаты исследований свидетельствуют о том, что определенные аспекты организационной культуры и атмосферы безопасности могут сигнализировать о возможности установления в будущем высокого уровня безопасности в организации.

Личность и ценности.

Сущность лидера, а как следствие его/ее поведение, определяют два ключевых понятия: личность и ценности. Исследования показали, что между личностью лидера и многими направлениями работы сотрудников существует прямая связь. В понятие личности включаются присущие человеку личностные черты, в научной литературе именуемые «Большая пятерка». «Большая пятерка» включает в себя следующие характеристики: Экстраверсия — теплое отношение к окружающим, коммуникабельность, уверенность в себе, активность, чувство радости, оптимизм и позитивные эмоции.

Желательность — доверие и уважительное отношение к окружающим людям, откровенность, подчинение правилам, скромность и сочувствие.

Cознательность — компетентность, аккуратность, чувство ответственности, стремление к достижению результатов, самодисциплина и обдуманность в действиях.

Эмоциональная стабильность — уверенность в себе и окружающих, оптимистический подход к трудностям и способность справляться со стрессом.

Интеллектуальная открытость — любознательность, исследовательский подход к трудностям, развитое воображение.

Кроме того, набор личностных ценностей лидера должен соответствовать ценностям, необходимым для работы. Исходя из личного опыта, мы можем сказать, что наиболее успешные лидеры в сфере безопасности превыше всего ставят оказание помощи окружающим, решение проблем, качество работы и стремятся ни при каких обстоятельствах не подвергать окружающих риску. Личностные качества лидера и его/ее ценностные приоритеты определяют выбор лидерского стиля, а также оптимальных решений для создания культуры организационной безопасности.

Несмотря на то, что наша личность к зрелому возрасту уже полностью сформирована и набор присущих нам характеристик, описанных в теории «Большой пятерки», перерастает меняться, лидеры учатся быть гибкими и им открываются новые горизонты, благодаря глубокому пониманию собственной ценностной ориентации и структуры личности. Эффективный лидер знает себя и свои ценности, следовательно, и то, как можно наиболее эффективно использовать свои ресурсы и выполнять свои обязательства.

Как лидер оказывает влияния на окружающих.

Существует довольно много различных стилей влияния, которые применяются лидерами. По результатам проведенных исследований можно судить о том, что лидеры, использующие трансформационный лидерский стиль, в основном руководят группами, результаты работы которых гораздо выше по многим показателям, включая безопасность. Трансформационное лидерство складывается из четырех компонентов. Первый из них это харизма. Способен ли лидер разработать видение и миссию компании, внушать чувство глубокой гордости, уважения и доверия, а также подстегивать оптимизм сотрудников? Второй компонент — вдохновение, которое иногда включается в понятие харизмы. В сущности, оно определяет, является ли лидер примером для подражания, может ли он донести до людей суть видения компании, устанавливать высокие стандарты, и использовать символы для концентрации усилий сотрудников в конкретной области. Третей составляющей является индивидуальное внимание. Обеспечивает ли лидер, коуч или ментор (наставник) обратную связь, учитывает ли индивидуальные потребности при разработке миссии, уделяет ли сотрудникам личное внимание? Четвертый элемент — интеллектуальный вызов. Способен ли лидер накрыть своих подчиненных лавиной новых интересных идей, направленных на переосмысление старых методов ведения дел, перестройку дисфункциональных парадигм, продвижение рациональности и внимательного решения задач?

Интересен тот факт, что лидеры, применяющие трансформационный стиль, без подсказки руководства понимают приоритетность вопросов безопасности в организации. Методы их работы обеспечивают безопасность даже в том случае, если такая задача начальством не была поставлена. Вероятно, что этот факт связан с типом личности лидера: трансформационный лидер будет с большей вероятностью заботиться о благополучии своих подчиненных. Желание защитить своих сотрудников обусловлено иными (более глубинными) факторами, нежели руководством самой организации. Другой интересный факт, связанный с трансформационным лидерством, говорит об абсолютно превентивном характере мер, принимаемых лидерами данного типа для обеспечения безопасности. Другими словами, важен не только лидерский стиль, но также и сами действия лидера: начальники, поддерживающие хорошие отношения с подчиненными (трансформационный стиль), общаются с работниками и после беседы принимают меры для обеспечения безопасности (превентивные меры), что ведет к уменьшению числа травм, полученных на рабочем мечте.

Чем занимается лидер: лучшие методики.

В действиях лидера проявляется его/ее личность, ценности влияют на выбор стиля и глубину понимания собственного «Я». В свою очередь, типичные поведенческие схемы или методики лидера оказывают значительное влияние на атмосферу безопасности в организации культуру в целом.

Автор и его коллеги выделили несколько наилучших способов обеспечения безопасности. В ходе нашей работы заметили, что в организациях с успешно функционирующей культурой применяется несколько определенные управленческие и лидерские методики. Сравнив свою версию с информацией, приводимой печатными источниками о влиянии лидерства на безопасность и организационную культуру, автор и его помощники пришли к выводу, что существует, по крайней мере, 8 четких лидерских методик, связанных с развитием и поддержанием высокого уровня культур безопасности. К ним относятся: Видение, Доверие, Сотрудничество, Обратная Связь и Признание Заслуг, Ответственность, Общение, Ценность Безопасности и Ориентация на Действие.

Видение — Эффективный лидер, определив стратегическую роль безопасности для своей организации, может «увидеть» как выглядит в идеале работа компании и представить это видение в увлекательной форме.

Доверие — Эффективный лидер доверяет сотрудникам в организации, охотно и открыто признает свои ошибки, поддерживает своих подчиненных и интересы группы, дает подчиненным правдивую информацию, несмотря на возможность негативной реакции.

Сотрудничество — Эффективный лидер легко работает с другими людьми, содействует сотрудничеству и взаимодействию в области безопасности, активно добивается действий сотрудников, по поводу волнующих их вопросов, поощряет выдвижение любых инициатив и решений для повышения уровня безопасности.

Обратная Связь и Признание Заслуг — эффективный лидер хорошо справляется с обеспечением обратной связи с сотрудниками, а также награждает их за достижения и признает заслуги. Такой человек во всеуслышание объявляет о вкладе своих подчиненных в работу компании, чаще прибегает к похвале, чем к критике, и отдельно отмечает достижения в сфере безопасности.

Ответственность — Эффективный лидер адекватно оценивает вклад сотрудников в усиление безопасности, четко распределяет роли людей в акциях обеспечения безопасности и поддерживает чувство персональной ответственности работника за безопасность внутри его/ее подразделения.

Общение — Эффективный лидер, прежде всего, обладает хорошими навыками общения. Он/она поощряет правдивую и полную информацию, даже если эта информация выставит рапортующего не в лучшем свете.

Ориентация на Действие — Эффективный лидер старается предотвратить проблемы, связанные с вопросом безопасности. Такой лидер действует вовремя и продуманно, демонстрирует личную заинтересованность в скорейшем и самом эффективном разрешении проблем безопасности.

Организационная культура и атмосфера безопасности, которые создает лидер.

Опыт работы с организациями, заинтересованными в улучшении результатов своей деятельности, и последующие исследования показали, что организационная культура и атмосфера безопасности являются неотъемлемыми элементами организационной жизни, эффект которых может быть описан и измерен. Преуспевающие организации демонстрируют свою приверженность к таким характеристикам, как доверительные отношения, эффективное общение, доверие руководству и ценность организационной безопасности. Среди приоритетов менее успешных компаний преобладают противоположные характеристики. Мы выделили девять аспектов организационной культуры, которые могут сигнализировать о возможности установления в будущем высокого уровня безопасности. Среди них:

1.Работа в команде — эффективное сотрудничество рабочих групп для достижения поставленных целей в установленные сроки. Лидерские методики поощрения взаимодействия и установки обратной связи помогают плодотворной работе в команде.

2.Отношения внутри группы — степень уважения между коллегами по работе. Трансформационное лидер умеет внушить чувство гордости, заслужить уважение и доверие подчиненных, настроить членов рабочей группы на оптимистичный лад и внедрить практики, стимулирующие обмен эмоциями между сослуживцами.

3.Процедурная справедливость — насколько объективны действия непосредственных начальников. Хороший трансформационный лидер уделяет личное внимание всем подчиненным в равной степени, а не избирательно. Такой метод поддерживает процедурную справедливость. Кроме того, процедурная справедливость должна подкрепляться конкретными действиями: системы и методы должны соответствовать понятию справедливости.

4.Воспринимаемый уровень поддержки со стороны организации — степень, в которой работник ощущает заботу компании о своем благополучии. Здесь необходим трансформационный стиль и дополнительные меры, гарантирующие успех. В понятие трансформационного лидерства входит такой элемент, как индивидуальное внимание, которое способно изменить воспринимаемый сотрудниками уровень поддержки только в том случае, если лидером предпринимаются конкретные шаги, демонстрирующие заботу о благополучии и интересах подчиненных.

5.Связь между лидером и сотрудником — прочность взаимоотношений, которые, по мнению подчиненного, установились у него/ее со своим непосредственным начальством. Чтобы сохранить прочность такой связи между лидером и сотрудником, необходимо постоянно уделять работникам внимание, давать им сложные и интересные задачи для решения, воодушевлять не только словом, но и делом, например, быть готовым оказать любую помощь сотруднику, в которой он нуждается. В этом случае методик, ориентированных на действие, будет недостаточно. Они должны сопровождаться построением эффективного общения и доверия.

6.Доверие руководству — насколько справедливо и последовательно начальство в действиях по отношению к своим подчиненным. Трансформационный стиль лидерства включает умение располагать к себе сотрудников и завоевывать их уважение, а также служить им примером для подражания. Эти навыки соответствуют лидерским практикам, применяемым для создания атмосферы доверия. Если большая часть руководящего состава успешно их освоит, то общий уровень доверия руководству значительно повыситься.

7.Ценность организационной безопасности — или «атмосфера безопасности», степень обеспокоенности и заботы компании о безопасности. Интересно то, что этому фактору уделяется меньше внимания, если лидер обладает необходимым набором ценностей и характеристик. Даже если организация не занимается поддержанием высокого уровня безопасности, эффективный лидер легко справляется с этой задачей самостоятельно. И наоборот, лидер, обходящий стороной элементы трансформационного стиля, в вопросах безопасности будет вынужден рассчитывать на поддержку компании.

8.Донесение информации до руководства — адекватность информации, предоставляемой начальству, о безопасности в организации. Эффективность трансформационного стиля во многом будет зависеть от умения слушать своих подчиненных.

9.Общение внутри группы — вероятность того, что сотрудники будут делиться друг с другом мнениями по поводу безопасности. В компании с хорошо организованной обратной связью люди более открыты для общения друг с другом. Компании, в организационную культуру которых включены все девять элементов, оказываются более успешными в делах, способны быстро адаптироваться и меняться, а также достигать лучших результатов в основных направлениях своей работы, по сравнению с организациями, уделяющими мало внимания перечисленным девяти аспектам.

Вывод:

Тип и качество лидерского стиля, принятого в компании, оказывают значительное влияние на организационную культуру и атмосферу безопасности, от чего в свою очередь зависит безопасность организации как таковой. Лидеры способны обрести глубокое понимание своих ценностей и структуры личности, а также как они отражаются на стиле и применяемых методах влияния. Понимание взаимосвязи между этими факторами позволяет лидерам использовать собственные ресурсы для контроля безопасности. Здесь лидеры находят для себя подсказку о том, что нужно сделать, для укрепления уровня безопасности в компании.