Китайское образование становится все более популярным у иностранцев. Для тех, кто уже давно окончил университет и вышел из студенческого возраста, но все равно хотел бы получить свою долю китайской мудрости, существуют программы бизнес-образования МВА.
Несмотря на то что китайское образование только недавно стало доступным для иностранцев, на самом деле первые программы МВА появились там еще в 1991 году: тогда их было всего 9. Сегодня в Китае бизнесу учат 95 вузов, причем две бизнес-школы – Hong Kong University of Science and Technology Business School и CEIBS – входят в рейтинг лучших бизнес-школ, составленный Financial Times в 2011 году.
Программы MBA в Китае предназначены для того, чтобы готовить будущих бизнес-лидеров, знающих и понимающих китайскую специфику ведения бизнеса. Нет сомнений, что для предпринимателей, работающих с китайскими партнерами, такое образование может дать действительно полезный опыт и знания.
Вместе с тем, китайские бизнес-школы ориентируются на европейские стандарты и используют западные технологии, методики и учебные материалы. При этом эксперты отмечают, что MBA в Китае обойдется в два раза дешевле, чем в США, и в полтора раза дешевле, чем в Европе: стоимость обучения в бизнес-школах Китая варьируется от 4 тысяч до 27 тысяч долларов. Средняя стоимость – 8 тысяч долларов, а вместе с расходами на проживание и питание получится около 16–30 тысяч долларов в год.
Программы, которые предоставляют китайские-бизнес школы, рассчитаны на 2–3 года, однако существуют и более короткие – от 17 месяцев. Видобучениястандартный: executive, full-time, part-time иdistance-learning. Part-time обучение предоставляет студентам возможность учиться вечером, работать днем – однако у иностранцев наиболее популярной является программа executive МВА (для руководителей высшего звена)
Как и в бизнес-школах в других странах, для того, чтобы стать слушателем программы МВА, у претендента должно быть минимум 2–3 года трудового стажа. Специализации, которые предлагаются в Китае, самые разные: от финансирования, логистики, маркетинга и права, до информационных технологий, менеджмента и международного бизнеса. Характерной чертой китайского МВА является то, что ни одна бизнес-программа не бывает там без таких дисциплин, как «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический маркетинг», «Международный бизнес». Кроме этого, в Китае вам обязательно предстоит познакомиться с теорией марксизма и историей управления в Древнем Китае.
Что касается языка, то, разумеется, MBA в Китае существует как на китайском, так и на английском языках. Для поступления в китайскоязычную бизнес-школу претендент должен предоставить сертификат HSK на уровне 6 экзамена Плюс – в некоторых школах существует вступительный экзамен – тест по менеджменту (General Management Admission, GMAT) в котором необходимо набрать 550–700 баллов.
Некоторые программы MBA в Китае созданы в сотрудничестве с иностранными школами – в таком случае язык обучения зависит от страны-партнера. Поэтому при желании, бизнес-программу в Китае можно найти также на французском, испанском или даже японском языках. Наанглийскомязыкепреподаваниеведетсявтакихшколах, как China Europe International Business School, Cheung Kong Graduate School of Business MBA, Fudan University International, Hong Kong UST Business School идругие.
ЧтокасаетсярейтингакитайскихпрограммМВА, то, кромеупомянутыхуже Hong Kong University of Science and Technology Business School и CEIBS, всамомКитаелучшимисчитаютсяследующие:
- Институт экономического управления при Университете Цинхуа,
- Институт управления Гуанхуа при Пекинском университете,
- Институт коммерции при Нанькинском университете,
- факультеты менеджмента при Университете имени Сунь Ят-сена, при Сямэньском университете, при Шанхайском университете «Фудань» и Институте «Цзяотун»,
- факультет международной промышленности и торговли при Институте внешней торговли и экономики,
- факультет коммерции при Китайском народном университете в Пекине.