Бизнес-план. Как развить бизнес-идею?

07.08.2022 / Разное

Мансуров Р.Е. «Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей» / Изд-во Салон-Пресс, М., 2012 г.

Прежде чем что-то развивать необходимо это формализовать и проанализировать хотя бы с позиций, что нам это даст и что потребует от нас, каких ресурсов. Для этой цели обычно составляется бизнес-план. Он может быть как внутренний, т.е. не иметь каких то внешних требований к своей структуре, так и инвестиционный, т.е. подготовленный для подачи в банк для получения инвестиционного кредита. Требования банков к структуре и содержанию разделов инвестиционных бизнес-планов сильно отличаются друг от друга, но имеют ряд общим разделов. Поэтому мы рассмотрим рекомендованную структуру внутреннего бизнес-плана, который впрочем, при минимальной доработке может быть трансформирован в инвестиционный и может быть подан в банк.

Итак, бизнес-план, как правило, начинается с титульного листа, на котором отражается: название организации, ее правовая форма, название проекта, исполнитель (контактное лицо), ФИО и подпись руководителя, дата написания. Иногда указываются первоначальные капитальные вложения, срок окупаемости и рентабельность, но это не обязательно.

Далее идет раздел «Резюме». Это раздел нужен, для того чтобы заинтересовать потенциального читателя, в нашем случае инвестора. Тут описываются технологические преимущества вашего проекта, основные характеристики продукта, основные финансовые результаты: объем капитальных вложения, денежный поток, срок окупаемости, эффективность инвестиций и пр., прогнозируемый объем продаж, затраты на организацию производства, валовая прибыль, рентабельность и другие перспективы. Цель раздела – сделать так чтобы читатель стал читать дальше.

Следующий раздел – «Характеристика продукции или услуг». Тут отражается: уровень качества, набор свойств, специфическое оформление и упаковка, уровень надежности и добавочные услуги (возможность получения консультации, уровень послепродажного обслуживания, масштабы торговой сети, гарантийные обязательства, потенциальные возможности производства и пр.).

Далее – «Оценка рынка сбыта». В этом разделе оценивается потенциальный объем продаж и емкость рынка. При подготовке данного раздела вы можете и должны пользоваться механизмами, которые были изложены в Модуль 5. «Что делать, если упали продажи ?» в данном модуле достаточно подробно описаны системы анализа рынка и методы сбора информации о нем.

Затем идет раздел «Анализ конкуренции». В данном разделе вы должны как можно полнее описать своих конкурентов. В качестве источников информации можно выделить Интернет, пробную закупку, совершенную вами или вашим сотрудником, опрос бывших и действующих сотрудников. Как правило, для большинства случаев хватает информации, которая находится в открытом доступе. В данном разделе вы должны: выявить действующих конкурентов, провести анализ доступных их показателей деятельности, их целей и стратегии, рассмотреть их преимущества (продумать, что мы сможем им противопоставить), а также их недостатки в работе.

Следующий раздел – «Стратегия маркетинга». В данном разделе отражаем уровень своей цены в сопоставлении с ценами конкурентов, рекламный бюджет и рекламную стратегию (т.е. что и как будем делать), анализ спроса (см. в помощь Модуль 5), анализ издержек (см. в помощь Модуль 1), анализ цен товаров конкурентов, государственное влияние на цену вашей продукции и т.д.

Далее – «Раздел производства». Тут необходимо отразить: место производства товара, организации производства, определение требуемой производственной мощности в увязке с объемом спроса, потенциальных поставщиков сырья и материалов (в случае наличия приложить копии заключенных договоров о поставках или договоров-намерений), спецификацию необходимого оборудования и потенциальных его поставщиков (опять же в случае наличия приложить копии заключенных договоров или договоров-намерений). Также необходимо составить расчет необходимой численности персонала (тут вам помогут предложенные в Модуле 6 подходы для определения необходимой численности персонала).

Следующий раздел – «Организационно-правовой раздел». В нем вам необходимо отразить организационно-правовую форму создаваемой или действующей организации, характеристику партнеров, предлагаемую вами организационную структуру, описание основных взаимосвязей между структурными подразделениями и выполняемые ими функции.

Далее следует очень важный раздел – «Финансовый раздел». В нем обязательно должны содержаться следующие плановые формы: «Бюджет движения денежных средств» и «Бюджет доходов и расходов» с горизонтом планирования на 3-5 лет. Как составить эти формы очень подробно описано нами в Модуле 1 «Как организовать финансовое управление бизнесом?».

Затем следует рассмотреть – «Оценку рисков и страхования». В том разделе необходимо описать предлагаемые схемы страхования от возможных рисков, предварительные проработки этих схем со страховыми агентствами. По возможности приложить документы или словесное описание. В качестве наиболее часто встречающихся рисков следует выделить: природные, политические, кредитные, валютные, законодательные. В разрезе этих рисков вам необходимо сделать описание возможных форс-мажорных событий и увязать их с системой страхования.

И в заключении следует – «Стратегия финансирования». В данном разделе вам необходимо указать требуемый объем инвестиций, график их предоставления, срок возврата.

В общих чертах это самое необходимое, что должно быть освящено в бизнес-плане. Так что если на начальном этапе вам необходимо принять решение самому об эффективности того или иного потенциального проекта, то смело работайте по предложенной схеме. Если же в последствии вы убедитесь в правильности выбора проекта, уже созданный документ легко можно будет адаптировать под требования банков для получения инвестиционного кредита. Если же анализируемый проект, по каким либо причинам вам не понравится вы сэкономите время и силы за счет того, что не будете готовить других разделов, без которых вы можете обойтись при принятии решения, но которые необходимых банку.