Чем опасна МВА. Мнение Михаила Хазина

МВА – машина бизнес-образования, которая была создана за последние 30 лет как инструмент работы в тех условиях, которые существовали с 1981 года. Вся эта система построена на трех основных принципах:

  • Спрос все время растет;
  • Денежное предложение все время увеличивается;
  • Стоимость кредитов все время падает.

Вся система построена на том, что эти принципы непреложны. И руководителей учат работать в этих условиях и извлекать из них максимальную выгоду. Работает эта система просто: все ресурсы вы вкладываете в основной бизнес, максимально его капитализируете, берете кредиты и развиваетесь. Поскольку спрос все время растет, вы не прогорите и можно концентрироваться только на одном основном бизнесе. Поскольку предложение денег все время увеличивается, доступ к деньгам у вас свободный. И, поскольку стоимость кредитов все время падает, вы можете не бояться брать кредиты и при этом всегда оставаться в выигрыше.

Так вот, в ближайшее время, даже уже сейчас, все эти принципы работать перестали. Спрос перестал расти, денежное предложение перестало увеличиваться, а стоимость кредита перестала падать.

Менеджер, заточенный под схему МВА, всегда будет ее применять. Это не его вина, его учили работать в иных условиях. Но условия изменились. Поэтому менеджеры будут делать ошибки, которые будут приводить к банкротствам.

Подробно: Михаил Хазин о кризисе, банкротствах и ВТО

О бизнес-образовании 

… На самом деле, я бы сказал, что диплом МВА примерно соответствует диплому техникума советской торговли, в крайнем случае, какого-то технического вуза. Должен сказать, что проблемы в нашем техническом образовании начались еще в 1980-х годах, когда в технических вузах различные фундаментальные дисциплины стали преподавать технари, а не выпускники МГУ, как было раньше. В чем отличие? Технарю показывают 50 гвоздей и 25 молотков и говорят, в каких случаях можно использовать какой гвоздь и какой молоток. Самое творческое, на что он способен – исходя из личного опыта предположить, что в данном конкретном случае может быть использован такой-то гвоздь и такой-то молоток. А человеку с фундаментальным образованием нужно знать, что следует скрепить, и тогда, исходя из критериев, он обобщит требования, которые должны быть предъявлены гвоздю и молотку – в этом принципиальное отличие. Так вот, набор кейсов, которые рассматриваются в МВА – это молоток и гвозди. При этом, они все устарели, потому что принципы МВА всегда были такими: спрос всегда растет, денежное предложение растет, а стоимость кредитов падает. Однако эта эпоха закончилась.

Все рынки наполнились, сейчас они будут только падать, спрос расти больше не будет, никакого бума больше не будет, и кредиты дешеветь тоже не будут, в тех же США учетная ставка опустилась за 30 лет с 19% до 0% – ниже уже просто некуда. Поэтому, все принципы превратились в свою противоположность, нужна новая теория, а создать ее некому. Сейчас бизнесменам нужно пересматривать подходы к ведению бизнеса. На падающем рынке нужно ставить приоритет не на получение прибыли, а на расширение своей доли на рынке. А для этого, финансирование должно быть не кредитным, а инвестиционным. Тот, кто привлекает инвестиции для расширения доли и успешно это делает, богатеет и на падающем рынке, потому что те, кто делает ошибки – просто сгорает. Как правило, при падении рынка на 5%, снижение количества компаний, которые на нем присутствовали, может сократиться на 30%.

Подробно: Михаил Хазин: Мы снова входим в 90-е, но резерва СССР у нас больше нет