Корпоративная бизнес-школа: прагматичный подход или новая концепция?

Ольга Цаплина, директор Тренингового центра Высшая школа бизнеса ГУУ

Корпоративная бизнес-школа

Современный подход к управлению знаниями и системой обучения в компании потерпел серьезные корректировки в тех бизнесах, которые ощутили необходимость считать деньги и ориентироваться на бизнес-результаты. В этом смысле недавний экономический кризис стал хорошей «Школой бизнеса» и научил многих управленцев процессам бюджетирования, лояльности к клиентам, управлению персоналом и многим другим…жаль, что для некоторых  компаний эти уроки оказались слишком дорогими. Так или иначе затраты на «уроки на ошибках» должны окупиться в будущем при помощи грамотной стратегической политики, управления рисками и бережливому отношению к ресурсам. Именно этот подход, на мой взгляд, и характеризует современную систему корпоративного обучения.

Почему Корпоративная бизнес-школа?

«Корпоративная бизнес-школа», не инновационное, но все-таки достаточно редко встречающееся в современном бизнесе явление. Основой для формирования такого подхода является интеграция корпоративных потребностей бизнеса  с подходом классических бизнес-школ, отличительной особенностью которых является ориентация на системное поступательное развитие менеджмента и специалистов.

На мой взгляд такое название системы обучения имеет следующие составляющие:

  • «Корпоративная» – ориентированная на потребности и задачи конкретной компании, существующая  для компании.
  • «Бизнес» – ориентированная на бизнес-показатели, в том числе финансовые, краткосрочные и долгосрочные результаты.
  • «Школа» – структурированная, понятная поэтапная система, имеющая критерии оценки результативности персонала на каждом уровне.

В чем особенность подхода?

Основным лейтмотивом подхода Корпоративная бизнес-школа, как правило, является то, что система обучения реализуется на базе либо совместно с классической бизнес-школой, которая уже имеет большой опыт обучения и развития персонала любого уровня и из различных сфер бизнеса.  Я бы не стала называть это  аутсерсингом процесса обучения, так как в нашем случае задача компании взять только те ресурсы бизнес-школы, которые нужны  ей здесь и сейчас и которые способны дополнить внутреннюю систему обучения ровно в той степени, которая необходима бизнесу. Такая модель позволяет сохранить приоритет корпоративных ценностей и не позволяет этим ценностям раствориться в безграничном океане знаний по менеджменту.

Для того, чтобы разобраться за счет чего корпоративная бизнес-школа способна реализовать вышеупомянутый подход и в то же время решать стратегические задачи, давайте проанализируем и сравним типичный корпоративный центр обучения и корпоративную бизнес-школу:

 

Критерии для сравнения Корпоративная бизнес-школа Корпоративный центр обучения
Место в компании,  бизнесе
  • Чаще всего выходит за рамки компании (партнерство со специализированной бизнес-школой).
  • В большинстве случаев представляет собой подразделение внутри компании.
Показатели эффективности
  • Ориентированы в большей степени на финансовые показатели, постоянную оценку  рентабельности затрат на обучение.
  • Расчет затрат возможен в том числе за счет конкретной и прозрачной стоимости программ бизнес-образования.
  • Ориентированы как на процессы, так и на финансы (в меньшей степени).
  • Рентабельность образовательных проектов оценивается в меньшей степени в связи с зачастую слабым вниманием к бюджетированию внутренних программ обучения.
Программы обучения
  • Ориентированы не только на компанию, но и на рынок и  отрасль.
  • Способны подготовить персонал к решению стратегических задач за счет широкого опыта по подготовке персонала всех уровней.
  • В большей степени ориентированные на внутренние процессы, трансляцию корпоративных стандартов.
  • Если речь идет о рынке, то в  программах это отражается в сравнении с прямыми конкурентами.
Преподаватели
  • Внутренние специалисты;
  • Профессиональные бизнес-тренеры;
  • Эксперты рынка;
  • Внутренние специалисты;
  • Профессиональные бизнес-тренеры;
Система обучения
  • Охватывает все уровни персонала, включая линейных руководителей и ТОП (например, корпоративные MBA-программы).
  • Как правило, за счет собственных ресурсов способен развивать персонал от специалистов до линейного менеджмента, а ТОПов отдает на откуп внешним провайдерам и консультантам.


Каковы перспективы?

Явные и неявные отличия двух подходов мы рассмотрели, теперь давайте попробуем определить, какие преимущества все-таки дает сотрудничество с классической бизнес-школой для построения корпоративной системы обучения и развития персонала?

  • Доступ компании к фундаментальным знаниям и международному опыту Школы бизнеса.
    Речь идет не только о классических продуктах бизнес-образования, но и о возможных международных стажировках для менеджмента компании.
  • Возможность привлекать внимание к себе, как к компании-работодателю.
    Прежде всего, речь идет о сотрудничестве с центром  карьеры Школы бизнеса.
  • Вовлеченность в развитие всех, включая владельцев бизнеса.
    Школа бизнеса – это не только плацдарм для развития наемного персонала, но и площадка для новых возможностей владельцев бизнеса. На базе школы формируются  профессиональные связи, рождаются инвестиционные проекты, новые бизнесы.
  • Дополнительные возможности.
    Статус и репутация партнера (бизнес-школы) по развитию персонала любой компании является безусловным преимуществом по сравнению с конкурентами, расширяет возможности бизнеса, настраивает на проактивный характер работы всего менеджмента.

И как теперь с этим жить?

Итак, если целью развития персонала видится долгосрочная перспектива вашего бизнеса, выход на новые рынки, достижение амбициозных задач, то форма «Корпоративная бизнес-школа», это тот инструмент, который может стать «путеводной звездой вашего успеха». Тем более, что формы и методы сотрудничества и взаимодействия между современной бизнес-школой и компанией гибки и приобретают те очертания, которые способны помогать эффективно делать бизнес не только сегодня, но и в перспективе.


Высшая школа бизнеса ГУУ
Образовательные программы

 

Основные тенденции в российском бизнес-обучении в 2021 году

Эксперт EastRussia назвала основные тенденции в бизнес-обучении в 2021 году: от идеи lifelong learning до точечных компетенций и soft skills...

Последний звонок. Ситуация на рынке бизнес-образования

За время кризиса спрос на MBA и EMBA просел на треть и вряд ли восстановится в ближайшем будущем.

Проектирование интегрированной в бизнес модели обучения руководителей

Обучение руководителей – важный социальный фактор как на микроуровне, так и на макроуровне экономики страны...

Макроэкономические тенденции развития России: влияние на бизнес-образование

Какие вызовы ожидают бизнес-образование в условиях современной экономической и политической турбулентности?

Корпоративная бизнес-школа: прагматичный подход или новая концепция?

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.