Надо ли отправлять российских студентов за рубеж?

Не менее десяти тысяч студентов из России ежегодно смогут обучаться в магистратуре и получать степень PhD в ведущих вузах мира за счет государства, заявил на днях директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков. На эти цели планируется потратить в ближайшие десять лет около 5 млрд долларов.

Хорошо известно, что подготовка специалистов за рубежом представляет собой сложную проблему, которую ни одна страна не смогла решить полностью. Главная сложность состоит в том, чтобы обеспечить возвращение подготовленных специалистов на родину. Утечка мозгов в направлении Европы и дальше – в США – общая тенденция, воздействие которой ощущают на себе многие страны. Некоторые государства идут на жесткие меры, чтобы гарантировать возврат кадров. Так в Казахстане студенты, отправляясь на учебу за рубеж по государственной программе «Болашак», оставляют в залог недвижимое имущество своих родственников, а после возвращения пять лет обязаны отработать по специальности.

Разработанная Агентством стратегических инициатив программа предполагает, что после обучения за рубежом молодые россияне должны будут отработать несколько лет в научных и образовательных центрах РФ, на государственной службе или в компаниях с госучастием. При этом Песков признал, что пока нет юридического документа, в котором бы прописывались штрафные санкции к тем, кто не вернется в Россию. Однако уже сейчас планируется, что минимальные затраты на обучение одного студента составят 30–50 тыс. долларов в год.

Между тем ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов ставит под сомнение саму концепцию программы. По его словам, нет смысла тратить деньги налогоплательщиков на отправку студентов за рубеж, если молодежь и по своей воле активно уезжает получать степень в лучших зарубежных вузах. Кузьминов предлагает поступить противоположным образом и тратить деньги на закупку специалистов на международном рынке труда, причем как иностранцев, так и наших соотечественников.

Кроме того, не вполне ясно, как будет выполняться столь грандиозная программа в ситуации, когда бюджет страны на 2012–2014 годы, который Дума планирует утвердить 18 ноября во втором чтении, предусматривает сокращение расходов на образование. Если мы и найдем деньги на отправку студентов за рубеж, то как страна, сокращающая расходы на образование и науку, сможет убедить готовых специалистов вернуться и работать на родине?

Нужна ли России масштабная государственная программа по отправке студентов в зарубежные университеты на фоне сокращения расходов на образование? Как обеспечить возвращение закончивших обучение специалистов на родину? Не следует ли России все-таки взять на вооружение казахский опыт? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Сто тысяч российских студентов пройдут обучение за рубежом в рамках программы «Глобальное образование»


Первые 500 участников программы «Глобальное образование» пройдут обучение в 2012 году

Парламентарии неоднозначно отнеслись к программе по масштабной отправке лучших российских студентов в ведущие зарубежные вузы. Политики дали свои рекомендации, как обеспечить возвращение закончивших обучение специалистов и их трудоустройство на родине.

«Удивлен» планам государства ежегодно направлять на учебу за рубеж до 10 тыс. российских студентов член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков.

«Не лучше ли было сумму в 5 млрд долларов вложить в развитие нашего образования, чтобы российская образовательная система стала бы конкурентоспособной на рынке образовательных услуг?» – задался вопросом сенатор.

Парламентарий убежден, что России «уже давно пора начать зарабатывать на высшем образовании иностранных студентов, которые приезжали бы к нам на учебу». «Подготовил иностранца, получил от него доход и только тогда отправил туда своего, причем не на любое направление, а исключительно на то, которое занимается подготовкой интеллектуальных, инновационных инженеров, ученых», — высказал мнение Сударенков.

Политик также обратил внимание, что для подобных целей существуют стратегические компании, которые и должны оплачивать учебу стажирующихся за рубежом российских студентов. «Мне абсолютно непонятно, зачем для этого нагружать бюджет», — заключил Валерий Сударенков.

Поддерживает решение правительства по подготовке масштабной государственной программы по отправке российских студентов в зарубежные университеты член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Челябинской области Руслан Гаттаров.

«По некоторым направлениям, которые помогли бы нам модернизировать страну, мы отстаем от Запада, поэтому эту инициативу стоит поддержать», — заявил сенатор.

Одновременно он высказал сомнения относительно цифры в 10 тыс. студентов. На взгляд парламентария, целесообразнее было бы начинать эксперимент с группы в 2 тыс. или даже в 1 тыс. студентов. Гаттаров считает, что вначале необходимо отработать эту схему, что сделать, естественно, легче на небольшом количестве человек, а уже затем, если все получится, довести число студентов до 10 тыс.. «Ведь важно же не только свести к нулю количество «невозвращенцев», но и подготовить почву для встречи, чтобы по возвращении молодые специалисты получили бы интересную, достойную их знаний работу, а не бегали бы в ее поисках, проламывая головой стены», — подчеркнул политик.

Для того чтобы гарантировать возврат кадров, сенатор предлагает изучить опыт других стран, где эти программы работают уже достаточно давно, в частности, Казахстана и Китая. С отъезжающими на учебу он считает крайне необходимым подписывать контракт, в котором были бы четко оговорены санкции в случае нежелания возвращаться, например, полная компенсация государству затраченных средств.

Парламентарий также обратил внимание на необходимость обеспечения открытости конкурсного отбора для претендентов на учебу в зарубежных вузах. «Он должен быть максимально прозрачен и понятен на предмет того, каким образом туда можно попасть», — подчеркнул политик. Руслан Гаттаров также убежден, что «студенты-конкурсанты должны сдавать не один какой-то экзамен в виде ЕГЭ, а проходить многоступенчатую оценочную систему, где бы рассматривались, в том числе, и их деловые качества».

Неоднозначно относится к планам государства по масштабному обучению лучших российских студентов в ведущих зарубежных вузах заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции «Единая Россия» Гаджимет Сафаралиев.

«С одной стороны, нам надо, конечно, внедряться в мировое научное сообщество», — заявил депутат. Как отметил парламентарий, «будет неплохо, если побольше наших студентов пройдут хорошую школу в ведущих вузах мира». В то же время Сафаралиев считает, что запланированная на соответствующие цели сумма в 5 млрд долларов «дала бы не меньший, а то и больший эффект», если направить ее на развитие российских вузов, имеющих лучшие опыт и традиции в образовании и научных исследованиях. «Тогда Россия получила бы возможность иметь значительные дополнительные дивиденды, приглашая в эти вузы студентов из-за рубежа, и таким образом повысить престиж российского образования», — полагает депутат. «Но раз уж мы заговорили об «импорте» образования, то программа, о которой идет речь, должна быть основана на жестком конкурсе, чтобы на обучение за рубеж за госчет отправлялись действительно наиболее достойные», — указал политик. Он также подчеркнул, что «речь нужно вести о тех направлениях, по которым в России существует реальная нехватка специалистов». «Скажем, специалистов в системе управления мы вполне можем готовить и у себя в стране, тем более, что и сама эта система у нас имеет свои, присущие только нам, особенности», — обратил внимание политик.

Сафаралиев признает актуальность для России проблемы, связанной с невозвращением на родину многие молодых специалистов, получающих за рубежом престижное образование. «Но я не думаю, что для решения этой проблемы нам может пригодиться казахский опыт с залогом имущества, поскольку он в определенной степени ущемляет права человека. Нужно также не забывать, что у значительного числа российских студентов нет состоятельных родственников, чье имущество можно было бы оставить в залог», — заметил депутат. По его мнению, России «будет целесообразней» внести специальную поправку в новый закон «Об образовании», который планируется принять в следующем году. «Она должна обязывать всех тех, кто получает или совершенствует образование за рубежом за государственный счет, по окончании учебы отработать в России по специальности не менее 5 лет», — считает парламентарий. При этом он отметил, что подобная норма «не будет вступать ни в какое противоречие с Болонским соглашением». Одновременно депутат высказался за то, чтобы «создавать для наших молодых специалистов более привлекательные условия». «Это и высокая зарплата, и возможность заниматься наукой, и возможность регулярно участвовать в международных научных конференциях. Одним словом, условия для них должны быть в России как минимум не хуже, чем за рубежом», — резюмировал Гаджимет Сафаралиев.

Довольно критически расценивает появление в стране масштабной программы по обучению российских студентов в ведущих зарубежных вузах заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции «Справедливая Россия» Виктор Шудегов.

«Решаясь тратить такие огромные средства на обучение наших граждан за рубежом, мы тем самым признаем, что российское образование не способно подготовить качественных специалистов», — отметил депутат. Кроме того, по словам Шудегова, финансируя обучение российских студентов в зарубежных вузах Россия «поддерживает западные страны, их систему образования». «Поэтому, с этой точки зрения я считаю данный подход неправильным, тем более, когда совершенно не продуман вопрос о том, как наши молодые специалисты будут возвращаться обратно», — указал парламентарий, заметив, что многие российские выпускники «стараются остаться и закрепиться за границей». «Не секрет, что там гораздо выше уровень оплаты труда, оснащенность лабораторий и т.д.», — обратил внимание депутат. Он также предлагает учитывать, что «5 млрд долларов – это очень большая сумма: достаточно вспомнить, что сразу после кризиса 98-года весь бюджет российского образования составлял 1 млрд долларов».

По мнению политика, в случае направления студентов за рубеж на основании государственных субсидий, следует «четко прописать условия, на которых выделяются соответствующие средства». «Это может быть как необходимость отработать в России по приобретенной специальности определенное количество лет, так и обязательство выплатить государству всю сумму, затраченную на обучение студента», — полагает Шудегов. При этом казахский вариант с залогом имущества он считает «несколько чрезмерным». «Но в любом случае, государственная программа по обучению наших студентов за рубежом должна быть рассчитана исключительно на те специальности, в которых действительно нуждается сегодня экономика страны, скажем, в сфере высоких технологий», — подчеркнул парламентарий.

В свою очередь депутат считает возможным вернуться к безвалютному обмену студентами, который широко практиковался в советские годы. «Это было вполне нормально, когда наши студенты ехали на стажировку в другие страны и адекватное количество студентов из этих стран принимало наше государство», — напомнил он. Как считает Виктор Шудегов, сегодня в рамках безвалютного обмена можно было бы наладить прежде всего систему обучения иностранным языкам.

«Двойственное» отношение к планам государства ежегодно направлять на учебу за рубеж до 10 тыс. российских студентов имеет Хусейн Чеченов, возглавлявший ранее в Совете Федерации Комитет по образованию и науке и представлявший в СФ правительство Кабардино-Балкарской республики.

«Мы не должны ущемлять российское образование, финансируя его по остаточному принципу», — заявил экс-сенатор, заметив, что страна начинается с образования. «Если мы не будем его поддерживать, всегда будем в проигрыше Западу», — добавил он.

Вместе с тем Чеченов считает, что обучать какую-то часть студентов в лучших вузах развитых стран «было бы полезно для экономики России». Одновременно он высказал недоумение по поводу предстоящих затрат на обучение одного студента, которые, как объявлено, должны составить 30–50 тыс. долларов в год. «Это слишком дорого! Во-первых, есть учебные заведения, где качество образования высокое, а цены намного ниже. Кроме того, есть страны, где существуют специальные программы, по которым образование иностранным студентам дается вообще бесплатно», — обратил внимание бывший парламентарий.

Поскольку избранный путь оказался «столь затратным», экс-сенатор предлагает в обязательном порядке предусмотреть «юридически-обязывающий документ, благодаря которому «невозвращенцам» не могло бы запросто сойти с рук их решение». «Передумал работать по специальности, за обучение которой платит государство, – возвращай затраченные на тебя деньги! Да и казахский опыт здесь бы сгодился», — заключил Хусейн Чеченов.

Высшее образование в Швеции для иностранных студентов

Основные условия и требования, чтобы получить высшее образование в Швеции для иностранных студентов.

Кредит на учебу за рубежом

Чтобы оплатить учебу в иностранном вузе, кредит можно взять и в России. Он может быть обычным потребительским (нецелевым), но некоторые банки предлагают специальные программы...

Обучение и карьера в Великобритании: гид для студентов

Поступление, учеба и трудоустройство русскоговорящих студентов в Англии.

Высшее образование в Греции: качество и доступность

Бесплатные программы бакалавриата и низкая стоимость жилья делают высшее образование в Греции доступным для большинства поступающих.

Надо ли отправлять российских студентов за рубеж?

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.