MBA без мифов и сказок

Модная в России тема бизнес-образования продолжает обрастать различными мифами: бизнес образование необходимо всем и каждому, степень MBA – это гарантия успеха и благосостояния, учиться MBA нужно непременно за границей. Знакомо? Предложения бизнес-школ звучат заманчиво, образовательные программы менеджмента рисуются всеми цветами радуги, цены остаются высокими, а людям все труднее сделать правильный выбор. Эксперты Международного Института Менеджмента ЛИНК постарались развенчать самые распространенные мифы о бизнес-образовании.

Программы и методики «ЛИНК» привлекли к себе внимание тем, что оказались в наибольшей мере подходящими для решения задачи качественной переподготовки большого числа руководителей и специалистов к работе в условиях рынка.

В качестве небольшого предисловия стоит сказать, что традиционные модели, несомненно, хороши. Но не в случае бизнес-образования. Российская система высшего образования всегда славилась своей фундаментальностью – глубиной теоретической базы, цельностью и широтой охвата, где авторитету преподавателя отводилась ключевая роль. К сожалению, эта схема не совсем удачна, когда речь о бизнес-образовании. Сегодня нужны другие модели обучения, и профессионалы современного уровня — прежде всего практики, а не теоретики. Перестроиться на новую волну сложно и преподавателям и слушателям, которые в большинстве своем привыкли к классической системе российского образования.

Но традиционная модель: «послушно сидящий слушатель и красиво, умно излагающий преподаватель» больше не работает. Новая инновационная образовательная модель, которая успешно реализуется в Международном институте менеджмента ЛИНК, строится на иных целях, методах и средствах. Это активная модель, в основе которой лежит деятельность, которая реализуется людьми, обладающими современными компетенциями.

Передовые образовательные технологии развивают определенный тип мышления, который направлен на то, чтобы принимать свежие решения и находить нестандартные ходы. Цель такого обучения – сформировать личность, способную к мышлению и действиям в условиях неопределенности. Обучать не на чужих примерах, искусственных кейсах (это тоже «интеллектуальные консервы», суррогат, пусть даже качественный), а на собственном опыте, через решение своих проблем, применение инструментария, рефлексию. Одним словом, сформировать среду, в которой человек сам становится порождением знаний, необходимых ему.

Общение с преподавателями-практиками и получение навыков по решению конкретных задач из реальной жизни (в условиях российской действительности) – это самое ценное, что вы можете получить в бизнес-школе. Помните об этом, выбирая учебное заведение. И не попадайтесь в ловушки мифов о бизнес-образовании.

Самые распространенные мифы о бизнес-образовании

1. Бизнес-образование дает слишком «общие» знания. Лучше получить высшее образование по специальности «Менеджмент» или «Менеджмент организации».

Глобальные компетенции современного менеджера складываются из двух составляющих – лидерских навыков и управленческих, которые необходимы на разных этапах жизнедеятельности организации.

Соответственно и всю систему бизнес-образования надо рассматривать, как состоящую из разных частей, обеспечивающих подготовку менеджеров: высшая школа, программы дополнительного образования и краткосрочные тренинги.

Если говорить о первом высшем образовании, то в большинстве случаях факультеты менеджмента возникают при вузах, дающих профессиональное образование, и программы обучения так или иначе связываются с базовой специализацией, т.е. помимо приобретения профессиональных навыков в области своей специальности студенты изучают еще и экономические, финансовые и организационные вопросы. И это вполне оправдано, поскольку в современном мире на стыке «менеджмента» и «специальности» появляются новые профессии, требующие наличия таких разносторонних знаний.

Относительно программ дополнительного образования, вершиной которых являются программы МВА, стоит сказать, что все они направлены на воспитание менеджеров, обладающих способностью «глобального видения».

В рамках лучших программ МВА, имеющих максимально практическую направленность, изучаются не предметы по отдельности, а глобальные темы, позволяющие видеть взаимосвязь решений, принимаемых в областях маркетинга, финансов, управления персоналом и т.д. При этом основной акцент делается не столько на изложение теоретических положений, как, например, в случае классического экономического образования, а на анализ сквозных междисциплинарных кейсов.

Среднесрочные программы профессиональной переподготовки в области менеджмента, с одной стороны, представляют собой сокращённый (бюджетный) вариант программ МВА, с другой – дают акцент на той или иной сфере ведения бизнеса и практическая направленность в них становятся ещё более отчётливой.

Краткосрочные программы повышения квалификации сфокусированы, как правило, лишь на каком-нибудь одном аспекте ведения бизнеса. Такие программы наиболее эффективны в корпоративном формате.

2. Российское бизнес-образование не котируется по сравнению с западным и не столь эффективно.

Миф основан на том, что в компаниях с большим участием иностранного капитала при реализации программ обучения для менеджеров высшего звена в обязательном порядке приглашается заграничный тренер. Этот миф не является мифом, если вы связываете свою карьеру с дальнейшей деятельностью исключительно в Европе или США, либо работой в крупной иностранной корпорации на территории России.

Дело даже не в том, что западные модели управления не работают в российских условиях, а в том, что именно в силу специфики российского менталитета эти модели тяжело укореняются, вызывают сопротивление и требуют серьёзной адаптации.

В целом, мнения о несостоятельности российского бизнес-образования преувеличены и уже несколько лет не соответствуют действительности. Выпускники российских школ имеют весьма важное преимущество перед своими западными коллегами. В процессе обучения российские студенты проходят кейсы из местной бизнес-практики и учатся вместе с представителями местного бизнеса, что имеет ключевое значение.

Кроме этого, западный МВА идеален для крупных системных компаний, а для малого бизнеса и тех отечественных организаций, которые, имеют в своей основе «эмоциональный менеджмент», очень важны отечественные реалии и стандарты.

3. Главное, чтобы выбранная программа имела максимальную очную компоненту (предпочтительно очная или вечерняя форма обучения)

Безусловно, очная компонента должна обязательно присутствовать в учебном процессе бизнес-школ. Однако следует помнить, что одним из основных преимуществ обучения в бизнес-школе является бизнес-среда, возможность налаживания новых интересных контактов. Но успешные и перспективные менеджеры, как правило, не имеют возможности обучаться по очной или даже вечерней форме, поскольку большую часть своего времени они посвящают работе.

Именно поэтому, в последнее время выбором большинства целеустремленных и амбициозных студентов МВА становится дистанционное обучение. Одно из самых эффективных направлений в дистанционных образовательных технологиях на программах МВА — смешанное обучение (blended learning). Модель была разработана в Открытом Университете Великобритании (мировой лидер современных инноваций в образовании). Именно это направление формирует стратегический вектор развития образования 21 века. В России идеи blended learning и конкретные методики были адаптированы к нашим условиям в Международном Институте Менеджмента ЛИНК.

Модель blended learning предполагает высокую степень мотивации обучающегося. В ее основе лежат современные идеи управления знаниями. Как следствие – иные подходы к целеполаганию, организации учебного процесса, его мониторингу и оценки результативности.

4. Опыт работы не важен – в школе из меня сделают настоящего менеджера и научат организовать свой бизнес.

Образование – это не гарантия автоматического карьерного роста и эффективной работы. Бизнес-образование и степень МВА дает дополнительный потенциал для развития вашей карьеры. Но если вы не умеете работать эффективно, то ваша квалификация не гарантирует вам высокооплачиваемую работу.

Приступать к учебе по программам бизнес-образования имеет смысл, только имея существенный опыт работы (не менее 4-5 лет).
В противном случае вы просто не сможете связать то, чему учитесь, с необходимым практическим контекстом, и, как следствие, применить полученные знания в своей деятельности, а ведь именно это является главной целью для любого выпускника бизнес-школы.

При выборе бизнес-школы забудьте про мифы, отбросьте привычные стереотипы, ориентируйтесь в первую очередь на практическую направленность программ и наличие преподавателей-практиков, возможность выбрать удобную форму обучения и актуальность кейсов, относительно ваших дальнейших карьерных планов.

Удачного Вам выбора!

Прогноз развития рынка бизнес-образования России 2019

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным,...

Новая совместная российско-французская магистратура «Международный менеджмент: технологии стратегического прорыва»

Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по праву считается родоначальником и лидером бизнес-образования в России.

МВА для организаций социальной сферы

В России происходит коммерциализация социальной сферы. А значит, управление такими организациями требует новых подходов. Одной из возможностей для топ–менеджеров, работающих в социальной сфере, становится...

Какой будет российская МВА?

Л.И.Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, Почетный Президент РАБО Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к...

MBA без мифов и сказок

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.