«Пермь-нефть» поможет школьникам с выбором профессии

07.08.2022 / Карьера
Источник: UBO.RU

Материал предоставлен ЦПР «Европейский»

Для выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ, помимо сдачи выпускных экзаменов, особенно актуальна проблема выбора дальнейшей профессии. НП «ЦПКК Пермь-нефть» в сотрудничестве с НОУ СПО «Пермский горный техникум» решило помочь им в вопросе профориентации – специалисты Группы компаний «Европейский» разработали проект «Профориентационное обучение учащихся общеобразовательных школ».

«О разработке подобного проекта мы задумывались давно, и сейчас, наконец, подходим к моменту его практической реализации, — рассказывает заместитель директора НОУ СПО «Пермский горный техникум» Алексей Теленков. – То, что внедрять элементы профессионального обучения необходимо уже в школе – совершенно очевидно. Во- первых, концепция модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение, то есть изучение азов той или иной профессиональной деятельности школа в 9-11 классе должна давать ученикам обязательно. Такая подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Иными словами, предлагая школьникам получить конкретные, а не общие, профессиональные знания, которые зачастую не даются в ходе школьной программы, мы принимаем участие в выборе ими дальнейшей профессии, а этот процесс, как показывают научные данные, без посторонней помощи часто проходит у школьников совсем не должным образом – они просто не знают, куда идти учиться и работать после школы».

Действительно, ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию не соответствующую их интересам, склонностями и способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, вплоть до психологических расстройств, что, безусловно, существенно влияет на социальный климат в обществе. Велик и экономический урон государства — ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям обществ. В конечном итоге формирование профессиональной ориентации школьников играет важную роль на рынке труда, осуществляя  превентивное формирование предложения рабочей силы,  влияя на формирование рынка образовательных услуг и способствуя снижению роста безработицы среди молодежи.

Генеральный директор Группы компаний «Европейский» Игорь Анисимов:

«В настоящее время на рынке труда, в частности, в Пермском крае, сложился дисбаланс по спросу и предложению трудовых ресурсов, обострились проблемы профессиональной подготовки кадров – это признанный специалистами факт. Агентство по занятости населения Пермского края отмечает среди основных причин дисбаланса в том числе и недостаточную профориентационную работу среди школьников. Мы намерены дать им представление о весьма востребованных на рынке нефтегазодобывающих специальностях, которые они, возможно, выберут в качестве своей основной работы в дальнейшем. Тем самым мы даем школьникам возможность начать свое профессиональное развитие как можно раньше – уже в рамках школьной программы, что позволит им к моменту поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения иметь определенную профессиональную компетенцию.

В чем же суть предложенной предприятиями ГК «Европейский» образовательной программы?

Программа позволяет школьникам, в зависимости от их потребностей, получить необходимый уровень знаний по выбранной рабочей специальности – от получения самых общих знаний о профессиях нефтегазодобыващей отрасли до прохождения курса обучения специальным дисциплинам. Проект предполагает, что учащиеся старших классов пройдут 2 этапа профессионально-ориентированного обучения, — теоретическое введение в специальность и практическое профессиональное обучение, — без отрыва от учебного процесса, в рамках школьного предмета «Технология». Иначе говоря, им банально расскажут, чем занимается на рабочем месте, например, бурильщик скважин на нефть и газ, в чем состоит суть работы вышкомонтажника и так далее. По времени обучение займет от 72 часов до 256 (278) часов, в зависимости от программы подготовки по профессиям. Часть занятий будет проходить по школьному расписанию, а часть – в каникулярное время в учебных аудиториях НП «ЦПКК Пермь-нефть». Учитывая серьезную материальную базу учебных классов и мастерских НП, старшеклассникам будет доступна, помимо детального рассказа о специальностях нефтегазодобывающего профиля, демонстрация процессов бурения на специальных тренажерах, они смогут подержать в руках элементы установок, машин, аппаратов, трубопроводов, которые используются нефтяниками и газовиками в ходе их работы. Прибавьте сюда квалифицированных преподавателей «Пермского горного техникума» и «Пермь-нефти», которая скоро отметит 70-летний юбилей и имеет колоссальный опыт в области обучения персонала для работы на серьезных объектах нефте- и газодобычи по всей России, — и вы поймете, насколько ценными полученные знания окажутся для старшеклассников. «Работа – неотъемлемая часть нашей жизни, и первые 11 лет школьного обучения закладывают базу для получения профессии. Основная же подготовка будущего профессионала любого дела традиционно начинается в средних специальных или высших учебных заведениях, хотя, как мы видим, в рамках школьного предмета «Технология» (ранее называемого «Труды») имеется возможность знакомить будущего работника с основами разных профессий гораздо раньше. Это необходимо, ведь чем раньше он начнет изучать нюансы будущей профессии, в том числе и на практике, тем более ценным специалистом он станет к моменту начала работы» — резюмирует Алексей Теленков. Тем более что обучение по проекту не будет голословным — по итогам пройденного обучения школьникам предстоит сдать зачет, экзамен или квалификационный экзамен.

Предложение будет актуально уже в октябре 2011 года – именно в это время планируется начать реализацию проекта. Пока же прорабатываются нюансы – уже составлен перечень востребованных на краевом рынке труда профессий, которые школьникам предложат для изучения – среди них «Вышкомонтажник», «Лаборант химического анализа», «Оператор котельных», «Помощник бурильщика КРС», «Помощник бурильщика ЭРБС на нефть и газ», «Слесарь-ремонтник», «Электрогазосварщик», «Оператор АЗС».

Разумеется, разработанная программа позволит школьникам выбрать, хотят они изучать какую- либо из предложенных им специальностей в рамках школьной «Технологии» или же предпочитают заниматься стандартными «Трудами» — участие в программе исключительно добровольное. «Мы всего лишь предлагаем школьникам и их родителям возможность получения прекрасной базы для дальнейшего профессионального роста уже на школьной скамье. Дальше выбор остается за ними, — отмечают разработчики проекта «Профориентационное обучение учащихся общеобразовательных школ».

Контактное лицо по проекту «Профориентационное обучение учащихся общеобразовательных школ» —
заместитель директора НП «ЦПКК Пермь-нефть» Теленков Алексей Владимирович
Тел. (342) 282-05-86, e-mail: TelenkovAV@ucpermoil.ru, www.cpreuro.ru


Центр профессионального развития «Европейский»
Образовательные программы

Статьи от ЦПР «Европейский»
Ручная или механизированная? Обучение сварочному мастерству глазами профессионалов
IV Конкурс сварочного мастерства Перми и края: итоги
История творится на глазах: обзор нормативных актов и изменений в законодательстве РФ по вопросам безопасности и подготовке персонала за 2007-2010гг.