Учиться по-взрослому

Наталья Клименко Источник: ПРОФИЛЬ, №20(719) от 30.05.2011

Кризис на некоторое время ослабил тягу россиян к знаниям, но сегодня спрос на бизнес-образование снова растет.

Поступая в вуз после школы, ждешь, что уж теперь-то тебя всему научат. Практика показывает, что учат не всему, а иногда и вовсе не тому. И через несколько лет приходится снова выбирать, где и чему учиться. Только на этот раз гораздо серьезнее. Для взрослых, состоявшихся менеджеров самым эффективным является бизнес-образование. Впрочем, по мнению специалистов, процесс самообучения должен идти постоянно. Руководитель HR-департамента Jones Lang LaSalle (JLL), Russia & CIS Екатерина Баринова считает, что в этом деле все средства хороши — и чтение, и международные стажировки и обмены, и дистанционное обучение. Главное, чтобы человек учился не из-под палки, не потому, например, что этого требует работодатель, а лишь потому, что человек сам испытывает в этом потребность.

Не стоит забывать и еще об одной тенденции, появившейся в последнее время: HR-службы крупнейших российских компаний начали точнее описывать компетенции, которыми должен обладать менеджер на той или иной позиции (функциональный уровень, тактический, стратегический). Поэтому при составлении учебной программы прогрессивные бизнес-школы по возможности учитывают эти стандарты.

ЧТО ЕСТЬ

Из всех видов программ бизнес-образования — тренинги, семинары, программы повышения квалификации, программы переподготовки, наконец, МВА, ЕМВА — наибольшей популярностью пользуются краткосрочные семинары и тренинги, а также МВА.

«Особенно активизируются многочисленные краткосрочные, двух- или трехдневные, программы по продвижению продукта, поиску потенциальных покупателей и т.д., — отмечает заместитель декана Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Дмитрий Жданов. — В массе своей они называются тренингами, хотя от тренинга как наработки навыка здесь не сильно много. В основном слушателям объясняют, как техничнее заинтересовать клиента».

Желание сэкономить время и деньги также приводит ко все большей популярности e-learning. «И хотя классическое очное обучение в России пока преобладает, динамика роста дистанционного обучения за последние два-три года показывает, что оно очень скоро займет не менее половины рынка бизнес-образования», — уверен заместитель директора Международной школы менеджмента и технологий Международного юридического института, президент Российской лиги МВА Юрий Тазов.

«Развитие информационных технологий, высокий темп жизни, рост стоимости денег в результате финансового кризиса — это все те факторы, которые все чаще обращают потребительское внимание на дистанционное образование и его наиболее совершенную форму — blended learning, — говорит ректор Международного института менеджмента «ЛИНК» Сергей Щенников. — Его особенность в том, что, в отличие от просто дистанционного образования, здесь используются смешанные формы обучения — не только виртуальные, но и очные, которые помогают в усвоении и закреплении материала. Студент обучается, не отрываясь от работы, от реальных управленческих задач, и получает результат здесь и сейчас. Студент обучается, не отрываясь от работы, от реальных управленческих задач, и получает результат здесь и сейчас. Благодаря поддержке учеба более результативна. По нашей статистике, 80% студентов окупают свои вложения после полугода обучения».

ЧТО ВЫБРАТЬ?

Выбор имеющихся на рынке возможностей личностного и профессионального развития огромен. Пожалуй, сегодня можно найти программы под любую бизнес-задачу.

При этом, по мнению заместителя декана факультета стратегического управления, директора программы MBA Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Вероники Коцоевой, степень полезности той или иной программы зависит оттого, какие именно задачи ставит перед собой человек: «На выбор программы влияет множество факторов: время, деньги, специфика бизнеса, опыт работы и т.д. Поэтому в каких-то случаях будет эффективен, например, тренинг личностного роста, а в определенных ситуациях предпочтительнее полноценная долгосрочная программа». Но заменить полноценную системную программу на набор разрозненных тренингов нельзя. Из такой непоследовательной «мозаики» не получится целостного представления», — отмечает она.

По мнению менеджера по развитию персонала и организационной эффективности группы компаний Unilever в России, Украине и Белоруссии Алексея Баканова, если обучение необходимо для успешного построения карьеры, а не перехода в другое профессиональное русло, наиболее эффективным будет изучение лучших практик в своей области (best practice). «Когда речь идет о карьере менеджера, таким практичным образованием может стать программа MBA, основанная на изучении реальных бизнес-ситуаций и поиск решений», — отмечает эксперт.

С ним согласен и Сергей Щенников: «Специфика российского рынка труда в том, что для работодателя документ об окончании той или иной бизнес-школы не является весомым аргументом в пользу соискателя. Для него важны опыт и компетентность менеджера. Поэтому получать в России бизнес-образование ради документа в большинстве случаев бессмысленно. Правильнее сделать ставку на развиваемые компетенции — иначе говоря, на то, что вы будете уметь делать, выйдя из бизнес-школы». Со своей стороны компании, стараясь застраховать себя от пустых вложений в образование своих сотрудников, предпочитают заранее узнать их планы.

«Когда мы задумываемся об инвестировании в будущую лидерскую команду, мы получаем гарантии-подтверждения от наших менеджеров, что это совпадает с их интересами, и что менеджеры будут прикладывать к процессу обучения усилия и выделять на него время, — рассказывает Екатерина Баринова. — Современный бизнес — это жесткие правила, и мы не можем себе позволить быть некоей благотворительной организацией, которая будет вкладывать в сотрудников силы и средства, лишь потому, что так делают все крупные компании».

ДОЛГО ЛИ, КОРОТКО ЛИ

Выбирая программу, обращайте внимание, какую цель преследует бизнес-школа — научить управлять или просто рассказать о менеджменте, — советует Сергей Щенников. Если программу нельзя сопоставить со стандартами компетентности, то надо задуматься, какие результаты она способна дать, кроме диплома. С другой стороны, признает Юрий Тазов, не каждый способен качественно оценить учебную программу.

«Часто люди не могут сформулировать свои ожидания и понять, каких именно знаний им не хватает, — поясняет Вероника Коцоева. — У человека есть определенная образовательная база, благодаря которой он добился успеха. Однако чтобы двигаться дальше, нужно что-то еще. Как правило, это выливается в требование абитуриентов структурировать знания, сделать принятие решений не интуитивным, а осознанным, подкрепленным конкретными знаниями, найти более эффективные способы решения проблем, расширить деловые контакты и связи».

Эффективность учебных программ зависит от множества факторов. И в том числе от того, насколько методика обучения подходит лично ученику и насколько сам ученик вовлекается в процесс обучения и инвестирует в него время. Поэтому, как советует Алексей Баканов, перед тем как тратить время на поиск правильной программы, убедитесь, что у вас есть время и мотивация.

Принимая решение о поступлении в школу и выбирая программу, вовсе не обязательно сразу закладываться на долгий срок. Даже программы МВА, которые, по российскому стандарту, длятся два года, можно освоить по частям.

«В связи с кризисом возрос интерес к коротким программам, которые позволили желающим уйти от долгосрочной МВА и выбрать нужные модули по соответствующей цене, — отмечает Дмитрий Жданов. — Так, структура программы МВА разбивается на самостоятельные модули, и один из наиболее актуальных — Soft skills».

Кроме того, обучение по краткосрочной программе нередко помогает определиться и более четко сформулировать свои потребности, облегчив тем самым дальнейший выбор программы. При этом пройденный материал вполне может стать частью, например, программы МВА. Так, программа МВА в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) имеет модульную структуру и разделена на девять логически завершенных частей, каждая из которых представляет собой программу повышения квалификации.

НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ

Рассматривая перспективы саморазвития и обучения, не стоит забывать и еще об одной возможности — обучении внутри компании.

Например, Unilever следует принципу активного развития персонала, предлагая обучение в зависимости от роли, которую компания будет готова предложить сотруднику в будущем.

JLL также отталкивается от потребностей отдельного сотрудника. «Мы сначала определяем, что именно нужно каждому из сотрудников, — говорит Екатерина Баринова. — Для этого мы проводим комплекс оценочных мероприятий, которые включают в себя и разговор с начальником сотрудника для определения конкретных областей развития данного сотрудника, и онлайн-опросники для выявления лидерских навыков и EQ (emotional intelligence) эмоционального коэффициента, и т.д. Затем консультанты проводят комплекс мероприятий, чтобы посмотреть, как выбранные сотрудники общаются между собой, как решают симуляционные бизнес-задачи, да и просто как они вместе отдыхают. После этого составляется индивидуальный план обучения».

Нередко в компаниях можно встретить так называемые корпоративные университеты. Как правило, подобные структуры создают крупные компании — «Уралсиб», «Норильский никель» и т.п. В Unilever, например, работают «функциональные» академии: Академия отдела по работе с клиентами и продаж, Академия финансов и др. Справедливости ради отметим, что далеко не во всех компаниях обучение и развитие персонала входит в число приоритетов. Нередко руководство придерживается мнения, что подобные вопросы — личный выбор каждого сотрудника. Однако количество компаний, поощряющих стремление сотрудников к развитию и росту, непрерывно растет, и ситуации, когда компания не приветствовала бы подобные инициативы, встречаются все реже.

КАК ВЫБРАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ?

ЭКСПЕРТЫ

Дмитрий ЖДАНОВ, заместитель декана ВШКУ РАНХиГС:

«Если оценивать имеющиеся на рынке возможности образования для взрослых с точки зрения эффективности при построении карьеры, в первую очередь стоит говорить о комплексных долгосрочных программах типа МВА для систематизации знаний и становления бизнес-ментальности. Также оправданны программы продолжительностью порядка 100 часов, посвященные углублению конкретного функционального направления. А чтобы понять, правильная или нет программа, желательно сходить в ознакомительном порядке на одно из занятий, либо, если такой возможности нет, оценить время работы компании на рынке, количество реально обученных, изучить реальные (не инспирированные) отзывы».

Юрий ТАЗОВ, заместитель директора МШМТ МЮИ, президент Российской лиги МВА:

«На самом деле, понять, каких знаний не хватает, не так просто. Согласно опросу, проведенному нами в МШМТ МЮИ, при выборе учебных программ на их содержание обращает внимание едва ли половина. При выборе потенциальный слушатель бизнес-школы скорее ориентируется на бренд, полагая, что бизнес-школа сама знает, чему необходимо учить, и делегируя ей право составления учебного плана. Тем не менее тщательно выбирать учебную программу необходимо, если вы не хотите потратить время напрасно. Один из верных показателей уровня курса/программы — личности преподавателей. Профессиональный преподаватель не будет «гнать халтуру», он ответственно относится не только к составлению курса, но и к методической и, главное, к консультационной работе со студентом».