Автор: Лилия Патрушева, директор департамента по управлению персоналом ЗАО «Сталепромышленная Компания», преподаватель MBA в Урало-Сибирском Институте Бизнеса
Практически каждый работодатель при разработке программ адаптации и стажировки задаётся вопросом: «Как быстрее получить отдачу от вновь принятых сотрудников?». Актуальность этого вопроса увеличивается с той же скоростью, что и конкуренция на различных рынках. Заинтересованность руководства в увеличении скорости успешного прохождения адаптационного периода сотрудником растёт со скоростью глобализации бизнесов.
Помимо этих, столь очевидных факторов, появился ещё один, устойчивый тренд — повышение мобильности персонала, сокращение времени работы в одной компании. А это значит, что руководство предприятий уже не может рассчитывать на желание персонала работать на благо этого предприятия. Период эффективной деятельности сотрудника в рамках отдельно взятой организации резко сокращается. Безусловно, ведущие менеджеры большинства компании трудятся над разработками различных программ лояльности персонала. Но при этом недостаточно внимания уделяют обновлению существующих программ адаптации и стажировки на своих предприятиях.
Что же такое адаптация, и на какие аспекты необходим более современный взгляд в данной экономической ситуации, когда вопросы увеличения производительности труда становятся с каждым днём всё актуальнее?
Адаптация – это взаимное приспособление сотрудника и Компании, в результате которой сотрудник осваивается в организации, учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях, находит свое место в данной организации и системе существующих в ней межличностных связей и отношений.
Наиболее важные факторы, влияющие на повышение отдачи от вновь принятых сотрудников.
Во–первых, при разработке программы адаптации необходимо планировать мероприятия, направленные на разные виды адаптации. Традиционно, выделяют следующие виды: организационную, социально-психологическую, профессиональную и ценностную адаптацию. Организационная адаптация – это понимание и принятие новым
|
Во–вторых, адаптация должна носить системный характер. Вероятность увеличения скорости прохождения этого периода и, главное, качества, значительно увеличивается, когда сама процедура адаптации и стажировки проходит в определённой логике.
Схема общего графика прохождения адаптации
Третий фактор, влияющий на эффективность адаптации – это постановка целей и задач на весь период адаптации. Важно, чтобы они были определены не только во времени, но и имели конкретные оценочные критерии, по которым можно определить степень выполнения целевых установок. Это позволяет работодателю управлять не только процессом адаптации, но и результативностью всей программы. У самого сотрудника снижается чувство тревожности и неопределённости, а главное, повышается нацеленность на выполнение задач.
Следующий фактор – это подведение итогов прохождения адаптационного периода с определённой регулярностью, сбор обратной связи от наставника и нового сотрудника. Например, в первый месяц один раз в неделю, а затем по окончанию второго месяца, третьего месяца и т.д., если испытательный период носит более длительный срок. Подведение итогов необходимо проводить с учётом разных видов адаптации. При этом наставник может дать обратную связь в виде экспертной оценки по проявлениям новичком, как профессиональных компетенций, так и личностных. Например, отношение к работе, ответственность, обязательность и т.п. И для нового сотрудника и для руководства организации ценным будет мнение этого работника о том, какие сильные и слабые стороны предприятия он заметил. Как сам сотрудник, заполняя анкету, оценивает эффективность своего адаптационного периода. Эта анкета может содержать следующие вопросы:
- Что для Вас было особенно трудным на первом этапе работы?
- Удалось ли вам в полной мере проявить свои знания, навыки, умения?
- Оцените полноту и оперативность получения обратной связи о результатах Вашей работы от непосредственного руководителя и т.д.
При подведении итогов важно провести не только план-фактный анализ выполнения поставленных задач, но определить пути повышения результативности в перспективе нескольких месяцев.
Критерии успешного прохождения адаптационного периода вновь принятого сотрудника:
- зачет по всем учебным мероприятиям;
- зачет по навыкам данного бизнес-процесса;
- положительная обратная связь от наставника и коллег;
- достижение результатов по поставленным задачам.
Учитывая факторы, работодатель повышает свою степень влияния на эффективность всего адаптационного периода для нового сотрудника. И самое главное, в этом случае организация активно управляет и повышает скорости отдачи от вновь принятого персонала. Что в свою очередь, оказывает позитивное влияние на рост производительности труда, а значит, и на повышение конкурентоспособности этого предприятия.