Адаптация: как быстрее получить отдачу от вновь принятых сотрудников

Автор: Лилия Патрушева, директор департамента по управлению персоналом ЗАО «Сталепромышленная Компания», преподаватель MBA в Урало-Сибирском Институте Бизнеса

Практически каждый работодатель при разработке программ адаптации и стажировки задаётся вопросом: «Как быстрее получить отдачу от вновь принятых сотрудников?». Актуальность этого вопроса увеличивается с той же скоростью, что и конкуренция на различных рынках. Заинтересованность руководства в увеличении скорости успешного прохождения адаптационного периода сотрудником растёт со скоростью глобализации бизнесов.

Помимо этих, столь очевидных факторов, появился ещё один, устойчивый тренд — повышение мобильности персонала, сокращение времени работы в одной компании. А это значит, что руководство предприятий уже не может рассчитывать на желание персонала работать на благо этого предприятия. Период эффективной деятельности сотрудника в рамках отдельно взятой организации резко сокращается. Безусловно, ведущие менеджеры большинства компании трудятся над разработками различных программ лояльности персонала. Но при этом недостаточно внимания уделяют обновлению существующих программ адаптации и стажировки на своих предприятиях.

Что же такое адаптация, и на какие аспекты необходим более современный взгляд в данной экономической ситуации, когда вопросы увеличения производительности труда становятся с каждым днём всё актуальнее?

Адаптация – это взаимное приспособление сотрудника и Компании, в результате которой сотрудник осваивается в организации, учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях, находит свое место в данной организации и системе существующих в ней межличностных связей и отношений.

Наиболее важные факторы, влияющие на повышение отдачи от вновь принятых сотрудников.

Во–первых, при разработке программы адаптации необходимо планировать мероприятия, направленные на разные виды адаптации. Традиционно, выделяют следующие виды: организационную, социально-психологическую, профессиональную и ценностную адаптацию. Организационная адаптация – это понимание и принятие новым



Тренинги по персоналу

сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Социально-психологическая адаптация – это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в предприятии, приспособление к новому социуму. Профессиональная адаптация – это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. Круг данных навыков очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки. Ценностная адаптация – это способность принимать и разделять ценности организации, ее корпоративную культуру. Скорость прохождения адаптации для каждого вида различна. Самым сложным процессом является ценностная адаптация. Особенно в том случае, если в данной организации отсутствует понимание и перечень ключевых компетенций, опирающихся на базовые ценности корпоративной культуры.

Во–вторых, адаптация должна носить системный характер. Вероятность увеличения скорости прохождения этого периода и, главное, качества, значительно увеличивается, когда сама процедура адаптации и стажировки проходит в определённой логике.

Схема общего графика прохождения адаптации

Третий фактор, влияющий на эффективность адаптации – это постановка целей и задач на весь период адаптации. Важно, чтобы они были определены не только во времени, но и имели конкретные оценочные критерии, по которым можно определить степень выполнения целевых установок. Это позволяет работодателю управлять не только процессом адаптации, но и результативностью всей программы. У самого сотрудника снижается чувство тревожности и неопределённости, а главное, повышается нацеленность на выполнение задач.

Следующий факторэто подведение итогов прохождения адаптационного периода с определённой регулярностью, сбор обратной связи от наставника и нового сотрудника. Например, в первый месяц один раз в неделю, а затем по окончанию второго месяца, третьего месяца и т.д., если испытательный период носит более длительный срок. Подведение итогов необходимо проводить с учётом разных видов адаптации. При этом наставник может дать обратную связь в виде экспертной оценки по проявлениям новичком, как профессиональных компетенций, так и личностных. Например, отношение к работе, ответственность, обязательность и т.п. И для нового сотрудника и для руководства организации ценным будет мнение этого работника о том, какие сильные и слабые стороны предприятия он заметил. Как сам сотрудник, заполняя анкету, оценивает эффективность своего адаптационного периода. Эта анкета может содержать следующие вопросы:

  • Что для Вас было особенно трудным на первом этапе работы?
  • Удалось ли вам в полной мере проявить свои знания, навыки, умения?
  • Оцените полноту и оперативность получения обратной связи о результатах Вашей работы от непосредственного руководителя и т.д.

При подведении итогов важно провести не только план-фактный анализ выполнения поставленных задач, но определить пути повышения результативности в перспективе нескольких месяцев.

Критерии успешного прохождения адаптационного периода вновь принятого сотрудника:

  • зачет по всем учебным мероприятиям;
  • зачет по навыкам данного бизнес-процесса;
  • положительная обратная связь от наставника и коллег;
  • достижение результатов по поставленным задачам.

Учитывая факторы, работодатель повышает свою степень влияния на эффективность всего адаптационного периода для нового сотрудника. И самое главное, в этом случае организация активно управляет и повышает скорости отдачи от вновь принятого персонала. Что в свою очередь, оказывает позитивное влияние на рост производительности труда, а значит, и на повышение конкурентоспособности этого предприятия.

Эмоциональное выгорание: как не сгореть, светя другим?

Выгорание — проблема гораздо более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. Как сохранить себя и свое ментальное здоровье, рассказывает Елена Михайловна Иванова, кандидат...

Какая офисная мебель способствует качественной работе персонала?

Организация рабочего процесса компаний требует продуманности во всем. Важным фактором является грамотный подбор офисной мебели. Изделия должны отвечать требованиям качества, обеспечивать комфорт сотрудников, мотивировать...

Как стать своим в новом коллективе

Выход на новую работу – это всегда стресс. И совсем не важно, какую позицию будет занимать человек в компании – руководителя подразделения или ассистента...

Послеотпускной стресс: как адаптироваться к работе

Возвращение к активной жизни после летнего отпуска – сильнейший стресс для организма. Недаром, входя в рабочий ритм, многие чувствуют себя еще более уставшими и...

Адаптация: как быстрее получить отдачу от вновь принятых сотрудников

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.