О единой динамике наборов говорить не приходится, как и о равнозначности самих программ MBA. Задуманные как инструмент для создания универсальных корпоративных солдат, они все чаще идут по пути специализации.
Как бы ни двигался рынок труда вместе с экономикой, по мнению представителей школ, восстановление и рост спроса на программы MBA неизбежны. Для специалистов, которые хотят выйти на новый этап и уровень профессионального развития, фактически нет альтернатив. Что закономерно, такую позицию разделяет и замдиректора Института экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики Вадим Засько. Как будто именно из лексикона аналитиков рынка недвижимости в индустрию бизнес-образования пришла мантра про отложенный спрос.
Кризис продолжается
Во многих школах как заклинание повторяют формулу: в кризис надо учиться потому, что нет работы, а после кризиса – чтобы за работу платили больше. Но в России кризис – плохой аргумент для решения менеджера инвестировать средства в свое развитие. Правда, на фоне восстановления ждут особого интереса к программам MBA в сфере недвижимости. Отраслевой образовательный продукт появился в ассортименте, когда цена квадратного метра приближалась к астрономическим значениям. В этом секторе многим пришлось несладко, однако игроки рынка уже ждут с нетерпением, когда же над ними опять прольется денежный дождь.
В свою очередь, школы вытирают пыль с не самого востребованного в кризисную пору продукта. Вадим Засько отмечает рост спроса на топ-менеджеров в сфере управления недвижимостью, девелопмента, финансового обеспечения строительных проектов и риэлторской деятельности. Заметный плюс для спроса на подобные программы.
Глава лиги MBA Юрий Тазов вообще считает, что исторические минимумы, которых достигли в этом году наборы во многих бизнес-школах, создадут возможности для роста – число слушателей пускай и медленно, но поползет вверх. Аргументация такая же, как у коллег, – накопленный за последние два года спрос. Плюс люди уже «притерпелись» к экономическому кризису и более уверенно планируют свои инвестиции, в том числе и в образование.
Но не всем школам придется ждать роста наборов. В некоторых число обучаемых уже растет. Успехи школы в плане набора скромно отмечает Екатерина Лисицына, директор департамента программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. По ее словам, весна 2011 года прошла под знаком оживления – как спроса со стороны абитуриентов, так и ситуации на рынке в целом. В сложных условиях школе удалось даже увеличить число слушателей – на разных программах и этапах обучения в школе сейчас находятся более 1,5 тыс. слушателей.
Каков сейчас слушатель программ MBA, ставший редкой птицей в бизнес-школах после кризиса? Свою целевую аудиторию в МИРБИС изучили достаточно подробно. Клиентам в первую очередь интересен учебный план программы, а также преподаватели и будущие сокурсники. «Абитуриентам важно видеть перед собой тех, кто имеет собственный бизнес, возглавляет или консультирует компании, пережившие кризис и успешно оперирующие на рынке, – отмечает Екатерина Лисицына. – Немаловажной является международная аккредитация – ее наличие говорит о том, что структура и содержание программы соответствуют международным стандартам».
Впрочем, для привлечения клиентов всегда можно снизить цену. Яна Клементовичус считает, что один из основных факторов, определяющих интерес к программе, – ее цена. Потому задачей любой бизнес-школы является сохранение оптимального баланса цены и качества. Только такое сочетание сделает программу не только доступной, но и популярной среди широкой аудитории руководителей высшего и среднего звена. В среднем по рынку программа MBA обойдется в 400 тыс. рублей, а цены на программы EMBA тяготеют к 1 млн рублей. Так что программы если и дорожают, то только в сегменте EMBA. Считается, что у тех, кто уже в топах, средства всегда найдутся – если не в своем кошельке, так в корпоративном.
Мода на инновации
Бизнес-школы, похоже, так и не превратились в корпоративные университеты – редко в какой из них более четверти средств поступает от компаний. Заказчики продолжают тяготеть к малым формам, закрывая четко определенные потребности отдельными модулями. Но и в тех случаях, когда «корпораты» оплачивают целую программу MBA, они требуют ее специализации, адаптации под отраслевые нужды. Специализированные программы растут как грибы. Но для некоторых школ в этом спасение. Предлагая свою программу, они четко определяют целевую аудиторию и имеют шанс «застолбить» этот конкретный сегмент рынка, оставив его за собой на долгие годы. Правда, сколько школ могут учить моде или медиа как бизнесу? А там тоже нужны топ-кадры. Вот и появляются программы, которых по определению много на рынке быть не может.
Светлана Жильцова, декан институт экономики и финансов «Синергия», так объясняет это явление: несмотря на стратегический характер МВА, интерес к специализированным программам не пропадает из-за желания слушателей выстраивать карьеру на отдельных рынках. Так, программа МВА «Франчайзинг» помогает слушателям стать владельцами собственного дела, построенного на успешной бизнес-модели, в основе которой лежат технологии с низкими рисками и минимальными затратами на маркетинг и рекламу. Программа реализуется при участии владельца брэнда «Экспедиция» Александра Кравцова, выступающего в качестве носителя отраслевой экспертизы. Программа МВА «Налоговый консалтинг» предназначена для лиц, имеющих профессиональный аттестат «Налоговый консультант» и готовых расширить диапазон своих возможностей за счет понимания макропроцессов и систем менеджмента, с дальнейшим выходом на новый качественный уровень – стать более универсальным руководителем.
Но порой специализация заходит слишком далеко. Как недавно антикризисные, так и сейчас инновационные курсы стали любимой рекламной приставкой, способной привлечь внимание потенциальных слушателей. И если специализированная программа MBA для агропромышленного комплекса явно нужна, то продавать ее как «Инициатор инноваций в АПК» – явный перебор. Особенно когда с ними соседствуют ни много ни мало такие программы, как «Лидер инноваций и модернизации».
Маркетинговые уловки – следствие конкуренции между школами, а вот растущая специализация программ – проявление конкуренции на рынке труда. Декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян считает, что размеры групп на программах MBA будут сокращаться и дифференцироваться все больше, а число специализированных модулей – расти. «Еще 5–7 лет назад большую долю среди слушателей занимали “тяжеловесы” – представители крупных отечественных гигантов. Нынешние группы заметно пополнились молодыми собственниками, которые постепенно завоевывают все сферы бизнеса», – отмечает он изменения в составе групп. Специализация требует запуска множества образовательных продуктов. Процесс непростой и недешевый, но повысить их прибыльность поможет выход с этими программами в регионы, что ВШКУ уже делает, видя будущее в диверсификации клиентской базы.
Женская сила
Профиль слушателей действительно меняется, но не у всех школ с одинаковой скоростью. Возрастная аудитория оседает в более дорогих и именитых заведениях. Мода на MBA в целом снижает возраст слушателей, делая аудиторию моложе. Так, в МИРБИС на программу МВА 2010–2011 поступили слушатели, которые имеют опыт работы в среднем 7 лет. Как правило, менеджеры среднего и высшего звена, которые прошли кризис или выходят из него, ищут возможность по-новому взглянуть на бизнес-процессы и бизнес в целом. Они сфокусированы на получении конкретных знаний. В школе отмечают незначительное омоложение аудитории. Однако, несмотря на эту тенденцию, средний возраст слушателя не сильно изменился: 31 год против 32–33 лет в 2009–2010 учебном году.
Сергей Календжян отмечает, что именно в московских группах произошли самые заметные изменения портрета слушателя. По его наблюдениям, происходит смена поколений: «Высший менеджмент компаний отучился и уступил место менеджерам среднего звена – амбициозным молодым людям, готовым выкладываться в полную силу ради активного продвижения карьеры. Им очень важно обрести современные знания и навыки для дальнейшей конкурентной борьбы за высшие управленческие посты как в отечественных, так и в иностранных компаниях, работающих в России».
Одновременно со сменой поколений происходит изменение в гендерном пространстве. Приходит конец доминированию мужчин в бизнес-школах. И хотя в МИРБИС гендерный состав сохранился прежним – в среднем 70% мужчин и 30% женщин, в большинстве школ отмечают увеличение числа бизнес-леди, пришедших на программы. Более того, в отдельных школах общее соотношение уже не в пользу мужчин – тренд проявляет себя ярче всего на околофинансовых специальностях.
В бизнес-школах те же проблемы, что и в сфере общего платного образования: когда слушатели готовы платить за брэнд, содержание курсов в этом случае выполняет скорее маркетинговую функцию. Усиливается расслоение. Ведущие школы стараются нажимать на качество и берут премию за брэнд. Остальные участники рынка балансируют в зоне приемлемой цены за объем знаний под брэндом MBA – и ежегодно решают задачу ценообразования в пределах платежеспособного спроса.
Юрий Тазов считает основной причиной расслоения рынка бизнес-школ приверженность поступающих сильным брэндам. Слушатели уверены, что «правильное» содержание программы МВА и качественные бизнес-контакты «брэндовая» школа бизнеса им гарантирует. Когда борьба за клиента обостряется, это выливается в небольшую войну рекламных бюджетов, заставляя школы превозносить свои реальные и мнимые преимущества. В таких условиях, по мнению Юрия Тазова, только вдумчивому и критично настроенному менеджеру по силам разобраться, что из себя на деле представляет та или иная программа. Своего рода коммунальный дарвинизм: правильный выбор школы ведет к росту доходов выпускников, а успешные выпускники – лучший магнит для притяжения новых слушателей. В таких условиях разделение в бизнес-образовании на первый эшелон и прочих игроков будет только усиливаться. Потенциальным клиентам остается пожелать сделать правильный выбор – в свою пользу.
Программы MBA с российским дипломом (перечислены в алфавитном порядке)
Бизнес-школа | Возраст школы | Выпускники MBA | Студенты MBA | Международная аккредитация программ | Зарубежные партнеры | Штатные преподаватели | Из них преподающих в западных учебных заведениях, % | Из них имеющих степень PhD, % | Из них кандидатов и докторов наук, % | Бизнесмены- спикеры | Количество корпоративных программ 01.04.10– 01.04.11 (до 72 часов / более 72 часов) | Формы и специализации MBA-программ | Наличие центра карьеры/ассоциации выпускников | Студенты- иностранцы: ближнее / дальнее зарубежье | Средний возраст студента | Язык обучения | Стоимость обучения, тыс. рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бизнес-школа Уральского федерального университета (УрФУ) | 11 | 147 | 28 | Нет | Да | 8 | 13 | 0 | 63 | 12 | 8/1 | 1 | Да/Да | 0/0 | 34,6 | Русский, английский (80:20%) | 398 |
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве | 19 | 465 | 19 | ECBE | Да | 22 | 0 | 0 | 91 | 5 | 0/0 | 7 + EMBA | Да/Нет | 1/1 | 34,0 | Русский | >400 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС* при президенте РФ | 17 | 2175 | 175 | ECBE | Да | 89 | 0 | 0 | 72 | 19 | 0/3 | 1 + EMBA | Да/Да | 10/1 | 34,0 | Русский | 440–690 |
Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС* при президенте РФ | 23 | 4120 | 335 | AMBA | Да | 25 | 4 | 12 | 76 | 21 | 0/0 | 6 + 3 EMBA | Да/Да | 26/1 | 27-37 | Русский, английский (90:10%) | 420–960 |
Высшая школа менеджмента СПбГУ | 18 | 478 | 122 | AMBA | Да | 63 | 13 | 2 | 94 | 30 | 5/3 | EMBA | Да/Да | 3/0 | 35,0 | Русский | 1200 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС* при президенте РФ | 15 | 858 | 109 | EPAS | Да | 20 | 20 | 0 | 95 | 11 | 2/0 | 1 + ЕМВА | Да/Да | 8/0 | 32,0 (MBA), 37,0 (EMBA) | Русский, английский (90:10%) | 550–650 |
Высшая экономическая школа СпбГУЭФ** (ФИНЭК) | 22 | 475 | 35 | Нет | Да | 93 | 0 | 5 | 100 | 2 | н.д. | 1+ ЕМВА | Да/Да | 0/0 | 28–45 | Русский | 583 |
Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ | 10 | 766 | 186 | – | Да | 52 | – | – | 92 | 26 | 12/7 | 2 | Да/Да | 15/1 | 33,0 | Русский | От 396 до 456 |
Институт магистерской подготовки МЭСИ *** | 12 | 924 | 236 | Нет | Да | 51 | 0 | 0 | 86 | 6 | 1/5 | 6 | Нет/Да | 14/1 | 32,0 | Русский | 175–396 |
Институт экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики | 3 | – | – | – | – | – | – | 1 | – | – | 30–35 | Русский | 420 | ||||
Институт экономики и финансов «Синергия» | 22 | 1166 | 324 | AMBA | Да | 60 | 15 | 0 | 75 | 6 | 0/3 | 9 + EMBA | Нет/Да | 9/1 | 34,0 | Русский, английский (80:20%) | 320–480;>160 для дистанционных форм |
Международная бизнес-школа Новосибирского государственного университета экономики и управления НИНХ | 6 | 81 | 63 | Нет | Да | 15 | 0 | 0 | 80 | 6 | 0/0 | 1 | Да/Да | 1/0 | 35,0 | Русский | 240–300 |
Международная школа бизнеса Финансового университета | 5 | 98 | 253 | FIBAA | Да | 47 | 4 | 0 | 70 | 39 | 8/0 | 7 + EMBA | Да/Да | 17/3 | 33,0 | Русский, английский (90:10%) | 546 |
Международный институт менеджмента ЛИНК | 19 | 668 | 1568 | AMBA | Да | 20 | 0 | 0 | 55 | 20 | 0/10 | 1 | Да/Да | 251/0 | 34,0 | Русский | 509 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 23 | 5793 | 1568 | AMBA | Да | 175 | 37 | 3 | 61 | 78 | 18/3 | 23 + 2 EMBA | Да/Да | 45/4 | 32,5 | Русский, английский (85:15%) | 360–480 |
Плехановская школа бизнеса Integral | 7 | 800 | 213 | AMBA | Да | 27 | 11 | 0 | 93 | 4 | 0/1 | 1 | Да/Да | 5/2 | 32,0 | Русский, английский (90:10%) | >420 |
Российско-немецкая высшая школа управления при РАНХиГС при президенте РФ | 18 | 1030 | 150 | Нет | Да | 72 | 8 | 4 | 100 | 9 | 0/5 | 2 | Да/Да | 11/1 | 28,0 | Русский | 224–400 |
Санкт- Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | 22 | 1210 | 172 | AMBA | Да | 15 | 27 | 0 | 73 | 10 | 21/5 | 1 + EMBA | Да/Да | 0/0 | 33,5 | Русский | 700; 1100 |
Урало-Сибирский институт бизнеса (USIB) | 15 | 1170 | 265 | Нет | Да | 32 | 10 | 0 | 43 | 16 | 0/0 | 1 | Да/Да | 4/0 | 35,0 | Русский | 480–550 |
Факультет инновационно- технологического бизнеса РАНХиГС* | 17 | 675 | 293 | Нет | Да | 25 | 0 | 0 | 80 | 33 | 5/5 | 1 | Да/Да | 3/0 | 32,0 | Русский | 445 |
Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС* при президенте РФ | 10 | 300 | 66 | Нет | Да | 34 | 0 | 0 | 62 | 18 | 0/3 | 1 | Да/Нет | 2/0 | 35,0 | Русский, английский (90:10%) | 540 |
* РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
** СПбГУЭФ – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
*** МЭСИ – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Дополнительные сведения: MBA-программы с возможностью получения двойного диплома (участники расположены в алфавитном порядке)
Бизнес-школа | Партнер | Специализации MBA- программы | Аккредитация программы | Возможность обмена студентами с парнерами обучения студентов из школ- партнеров | Количество иностранцев ближнее / дальнее зарубежье | Средний возраст студента | Язык обучения | Стоимость обучения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бизнес-школа УрФУ | МВА Pierre Mendece France University (Франция) | MBA | Нет | Стажировка | 0 | 34,6 | Русский и английский (80:20%) | 398 тыс. рублей |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | Академия экономики и управления AFW (Германия); Европейский институт международного менеджмента IEMI (Франция) или EBS (Швейцария) | MBA, EMBA, DBA | ECBE | 40 часов в Европейском институте международного менеджмента IEMI | 0 | н.д. | 440–940 тыс. рублей (российская часть) + 3–5 тыс. евро | |
Высшая школа менеджмента СПбГУ | Высшая коммерческая школа Парижа (Франция) HEC Paris | EMBA | AMBA | Два зарубежных учебных модуля в Катаре, Франции, Италии, Сингапуре, США, Китае или Бразилии по 10 дней каждый | 1/4 | 35 | Английский | 51,9 тыс. евро |
Институт бизнеса и экономики | California State University East Bay (США) | MBA | AACSB | Практика после окончания обучения в США | 8/0 | 29 | Английский и русский (75:25%) | $20 тыс. |
Институт магистерской подготовки МЭСИ | IEDC-Bled School of Management (Словения) | MBA + EMBA | AMBA | 4 зарубежных англоязычных модуля в Словении по 12–14 дней каждый | 0 | 34 | Русский и английский (50:50%) | 17,5 тыс. евро |
Международная бизнес-школа Новосибирского государственного университета экономики и управления НИНХ | Колледж Mancosa (ЮАР) | MBA | Нет | н.д. | 1/0 | 35 | Русский | 240 тыс. рублей |
Международная школа бизнеса Финансового университета | Франкфуртская школа финансов и менеджмента (Германия) | MBA | FIBAA | Недельная стажировка с посещением компаний и банков Франкфурта-на-Майне | 0 | 31 | Английский | 18 тыс. евро |
Международная школа-бизнеса «Синергия» | Newcastle Business School – ЕМВА, Durham Business School – МВА | MBA + EMBA | AMBA, AACSB | Durham Business School, Newcastle Business School | 5/0 | 34 | Русский и английский (50:50%) | 14,5–16,8 тыс. евро |
Международный институт менеджмента ЛИНК | The Open University Business School (Великобритания) | MBA | AMBA, EFMD, AACSB | н.д. | 6/3 | 35 | Английский | 849 тыс. рублей |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | London Metropolitan University Business School, University of London и еще 4 бизнес-школы | 16 + EMBA | AMBA | В школах-партнерах по 7–8 дней | 45/4 | 31,5 | Русский и английский (70:30%) | н.д. |
Лидеры по доле преподавателей-россиян, читающих лекции за рубежом
Место | Бизнес-школа | % |
---|---|---|
1 | Московская международная высшая школа бизнесаМИРБИС | 37 |
2 | Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | 27 |
3 | Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | 20 |
4 | Институт экономики и финансов «Синергия» | 15 |
5 | Высшая школа менеджмента СПбГУ | 13 |
Лидеры по количеству проведенных корпоративных программ
Место | Бизнес-школа | штук |
---|---|---|
1 | Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | 26 |
2 | Московская международная высшая школа бизнесаМИРБИС | 21 |
3 | Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации | 19 |
4–6 | ИДАБ Финансовой академии | 10 |
4–6 | Международный институт менеджмента ЛИНК | 10 |
4–6 | Факультет инновационно-технологического бизнеса РАНХиГС | 10 |
Лидеры по объему оценочной выручки от основной деятельности (минимальная заявленная стоимость обучения на число студентов)
Место | Бизнес-школа | млн рублей |
---|---|---|
1 | Международный институт менеджмента ЛИНК | 798 |
2 | Московская международная высшая школа бизнесаМИРБИС | 565 |
3 | Высшая школа менеджмента СПбГУ | 146 |
4 | Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС при президенте РФ | 140 |
5 | Международная школа бизнеса Финансового университета | 138 |
Лидеры по количеству студентов-иностранцев (программы с российским дипломом)
Место | Бизнес-школа | человек |
---|---|---|
1 | Международный институт менеджмента ЛИНК | 251 |
2 | Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 49 |
3 | Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС при президенте РФ | 27 |
4 | Международная школа бизнеса Финансового университета | 20 |
5 | Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ | 16 |
Лидеры по приросту числа обучаемых (отношение числа обучаемых этого года в сравнении с прошлым, для участников 2010 года)
Место | Бизнес-школа | Динамика, % |
---|---|---|
1 | Институт экономики и финансов «Синергия» | + 42 |
2 | Высшая школа менеджмента СПбГУ | + 17 |
3 | Международная бизнес-школа Новосибирского государственного университета экономики и управления НИНХ | + 16 |
4 | Международная школа бизнеса Финансового университета | + 10 |
5 | Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | + 9 |