Чем жив рынок MBA

Павел Равен, «Финанс.»

О единой динамике наборов говорить не приходится, как и о равнозначности самих программ MBA. Задуманные как инструмент для создания универсальных корпоративных солдат, они все чаще идут по пути специализации.

Как бы ни двигался рынок труда вместе с экономикой, по мнению представителей школ, восстановление и рост спроса на программы MBA неизбежны. Для специалистов, которые хотят выйти на новый этап и уровень профессионального развития, фактически нет альтернатив. Что закономерно, такую позицию разделяет и замдиректора Института экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики Вадим Засько. Как будто именно из лексикона аналитиков рынка недвижимости в индустрию бизнес-образования пришла мантра про отложенный спрос.

Кризис продолжается

Во многих школах как заклинание повторяют формулу: в кризис надо учиться потому, что нет работы, а после кризиса – чтобы за работу платили больше. Но в России кризис – плохой аргумент для решения менеджера инвестировать средства в свое развитие. Правда, на фоне восстановления ждут особого интереса к программам MBA в сфере недвижимости. Отраслевой образовательный продукт появился в ассортименте, когда цена квадратного метра приближалась к астрономическим значениям. В этом секторе многим пришлось несладко, однако игроки рынка уже ждут с нетерпением, когда же над ними опять прольется денежный дождь.

В свою очередь, школы вытирают пыль с не самого востребованного в кризисную пору продукта. Вадим Засько отмечает рост спроса на топ-менеджеров в сфере управления недвижимостью, девелопмента, финансового обеспечения строительных проектов и риэлторской деятельности. Заметный плюс для спроса на подобные программы.

MBA в Москве
::
MBA в Санкт-Петербурге
::
MBA в Екатеринбурге

Естественно, не одной недвижимостью жив рынок MBA. Интерес к презентациям программ и рост числа заявок на обучение отмечают другие, не менее специализированные игроки. Джамиля Шакирова, руководитель программ бизнес-образования Центра налогового администрирования и финансового управления РАНХиГС при президенте РФ среди причин, подорвавших наборы в прошлые годы, называет ограниченность в средствах потенциальных слушателей, а также возросшую нагрузку и риск банкротства работодателей, отказавшихся от дорогостоящих программ обучения сотрудников. Директор ВЭШ СПбГУЭФ Яна Клементовичус также отмечает, что в этом году рынку помогал отложенный спрос: «Число слушателей в группах в кризис снизилось на 15–20%. Это было связано в том числе с увеличением загрузки топ-менеджеров в условиях кризисных явлений в экономике. Но ни в коем случае не следует говорить об общем падении интереса к программам MBA, ведь снижения числа предварительных заявок на обучение не происходило».

Глава лиги MBA Юрий Тазов вообще считает, что исторические минимумы, которых достигли в этом году наборы во многих бизнес-школах, создадут возможности для роста – число слушателей пускай и медленно, но поползет вверх. Аргументация такая же, как у коллег, – накопленный за последние два года спрос. Плюс люди уже «притерпелись» к экономическому кризису и более уверенно планируют свои инвестиции, в том числе и в образование.

Но не всем школам придется ждать роста наборов. В некоторых число обучаемых уже растет. Успехи школы в плане набора скромно отмечает Екатерина Лисицына, директор департамента программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. По ее словам, весна 2011 года прошла под знаком оживления – как спроса со стороны абитуриентов, так и ситуации на рынке в целом. В сложных условиях школе удалось даже увеличить число слушателей – на разных программах и этапах обучения в школе сейчас находятся более 1,5 тыс. слушателей.

Каков сейчас слушатель программ MBA, ставший редкой птицей в бизнес-школах после кризиса? Свою целевую аудиторию в МИРБИС изучили достаточно подробно. Клиентам в первую очередь интересен учебный план программы, а также преподаватели и будущие сокурсники. «Абитуриентам важно видеть перед собой тех, кто имеет собственный бизнес, возглавляет или консультирует компании, пережившие кризис и успешно оперирующие на рынке, – отмечает Екатерина Лисицына. – Немаловажной является международная аккредитация – ее наличие говорит о том, что структура и содержание программы соответствуют международным стандартам».

Впрочем, для привлечения клиентов всегда можно снизить цену. Яна Клементовичус считает, что один из основных факторов, определяющих интерес к программе, – ее цена. Потому задачей любой бизнес-школы является сохранение оптимального баланса цены и качества. Только такое сочетание сделает программу не только доступной, но и популярной среди широкой аудитории руководителей высшего и среднего звена. В среднем по рынку программа MBA обойдется в 400 тыс. рублей, а цены на программы EMBA тяготеют к 1 млн рублей. Так что программы если и дорожают, то только в сегменте EMBA. Считается, что у тех, кто уже в топах, средства всегда найдутся – если не в своем кошельке, так в корпоративном.

Мода на инновации

Бизнес-школы, похоже, так и не превратились в корпоративные университеты – редко в какой из них более четверти средств поступает от компаний. Заказчики продолжают тяготеть к малым формам, закрывая четко определенные потребности отдельными модулями. Но и в тех случаях, когда «корпораты» оплачивают целую программу MBA, они требуют ее специализации, адаптации под отраслевые нужды. Специализированные программы растут как грибы. Но для некоторых школ в этом спасение. Предлагая свою программу, они четко определяют целевую аудиторию и имеют шанс «застолбить» этот конкретный сегмент рынка, оставив его за собой на долгие годы. Правда, сколько школ могут учить моде или медиа как бизнесу? А там тоже нужны топ-кадры. Вот и появляются программы, которых по определению много на рынке быть не может.

Светлана Жильцова, декан институт экономики и финансов «Синергия», так объясняет это явление: несмотря на стратегический характер МВА, интерес к специализированным программам не пропадает из-за желания слушателей выстраивать карьеру на отдельных рынках. Так, программа МВА «Франчайзинг» помогает слушателям стать владельцами собственного дела, построенного на успешной бизнес-модели, в основе которой лежат технологии с низкими рисками и минимальными затратами на маркетинг и рекламу. Программа реализуется при участии владельца брэнда «Экспедиция» Александра Кравцова, выступающего в качестве носителя отраслевой экспертизы. Программа МВА «Налоговый консалтинг» предназначена для лиц, имеющих профессиональный аттестат «Налоговый консультант» и готовых расширить диапазон своих возможностей за счет понимания макропроцессов и систем менеджмента, с дальнейшим выходом на новый качественный уровень – стать более универсальным руководителем.

Но порой специализация заходит слишком далеко. Как недавно антикризисные, так и сейчас инновационные курсы стали любимой рекламной приставкой, способной привлечь внимание потенциальных слушателей. И если специализированная программа MBA для агропромышленного комплекса явно нужна, то продавать ее как «Инициатор инноваций в АПК» – явный перебор. Особенно когда с ними соседствуют ни много ни мало такие программы, как «Лидер инноваций и модернизации».

Маркетинговые уловки – следствие конкуренции между школами, а вот растущая специализация программ – проявление конкуренции на рынке труда. Декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян считает, что размеры групп на программах MBA будут сокращаться и дифференцироваться все больше, а число специализированных модулей – расти. «Еще 5–7 лет назад большую долю среди слушателей занимали “тяжеловесы” – представители крупных отечественных гигантов. Нынешние группы заметно пополнились молодыми собственниками, которые постепенно завоевывают все сферы бизнеса», – отмечает он изменения в составе групп. Специализация требует запуска множества образовательных продуктов. Процесс непростой и недешевый, но повысить их прибыльность поможет выход с этими программами в регионы, что ВШКУ уже делает, видя будущее в диверсификации клиентской базы.

Женская сила

Профиль слушателей действительно меняется, но не у всех школ с одинаковой скоростью. Возрастная а­удитория оседает в более дорогих и именитых заведениях. Мода на MBA в целом снижает возраст слушателей, делая аудиторию моложе. Так, в МИРБИС на программу МВА 2010–2011 поступили слушатели, которые имеют опыт работы в среднем 7 лет. Как правило, менеджеры среднего и высшего звена, которые прошли кризис или выходят из него, ищут возможность по-новому взглянуть на бизнес-процессы и бизнес в целом. Они сфокусированы на получении конкретных знаний. В школе отмечают незначительное омоложение аудитории. Однако, несмотря на эту тенденцию, средний возраст слушателя не сильно изменился: 31 год против 32–33 лет в 2009–2010 учебном году.

Сергей Календжян отмечает, что именно в московских группах произошли самые заметные изменения портрета слушателя. По его наблюдениям, происходит смена поколений: «Высший менеджмент компаний отучился и уступил место менеджерам среднего звена – амбициозным молодым людям, готовым выкладываться в полную силу ради активного продвижения карьеры. Им очень важно обрести современные знания и навыки для дальнейшей конкурентной борьбы за высшие управленческие посты как в отечественных, так и в иностранных компаниях, работающих в России».

Одновременно со сменой поколений происходит изменение в гендерном пространстве. Приходит конец доминированию мужчин в бизнес-школах. И хотя в МИРБИС гендерный состав сохранился прежним – в среднем 70% мужчин и 30% женщин, в большинстве школ отмечают увеличение числа бизнес-леди, пришедших на программы. Более того, в отдельных школах общее соотношение уже не в пользу мужчин – тренд проявляет себя ярче всего на околофинансовых специальностях.

В бизнес-школах те же проблемы, что и в сфере общего платного образования: когда слушатели готовы платить за брэнд, содержание курсов в этом случае выполняет скорее маркетинговую функцию. Усиливается расслоение. Ведущие школы стараются нажимать на качество и берут премию за брэнд. Остальные участники рынка балансируют в зоне приемлемой цены за объем знаний под брэндом MBA – и ежегодно решают задачу ценообразования в пределах платежеспособного спроса.

Юрий Тазов считает основной причиной расслоения рынка бизнес-школ приверженность поступающих сильным брэндам. Слушатели уверены, что «правильное» содержание программы МВА и качественные бизнес-контакты «брэндовая» школа бизнеса им гарантирует. Когда борьба за клиента обостряется, это выливается в небольшую войну рекламных бюджетов, заставляя школы превозносить свои реальные и мнимые преимущества. В таких условиях, по мнению Юрия Тазова, только вдумчивому и критично настроенному менеджеру по силам разобраться, что из себя на деле представляет та или иная программа. Своего рода коммунальный дарвинизм: правильный выбор школы ведет к росту доходов выпускников, а успешные выпускники – лучший магнит для притяжения новых слушателей. В таких условиях разделение в бизнес-образовании на первый эшелон и прочих игроков будет только усиливаться. Потенциальным клиентам остается пожелать сделать правильный выбор – в свою пользу.

Программы MBA с российским дипломом (перечислены в алфавитном порядке)

Бизнес-школа Возраст
школы
Выпускники
MBA
Студенты
MBA
Международная
аккредитация
программ
Зарубежные
партнеры
Штатные
преподаватели
Из них
преподающих
в западных
учебных
заведениях,
%
Из них
имеющих
степень
PhD, %
Из них
кандидатов
и докторов
наук, %
Бизнесмены-
спикеры
Количество
корпоративных
программ
01.04.10–
01.04.11
(до 72 часов /
более 72 часов)
Формы и
специализации
MBA-программ
Наличие центра
карьеры/ассоциации
выпускников
Студенты-
иностранцы:
ближнее /
дальнее
зарубежье
Средний
возраст
студента
Язык
обучения
Стоимость
обучения,
тыс.
рублей
Бизнес-школа
Уральского
федерального
университета
(УрФУ)
11 147 28 Нет Да 8 13 0 63 12 8/1 1 Да/Да 0/0 34,6 Русский, английский (80:20%) 398
Высшая школа
бизнеса
и менеджмента
Международного
университета
в Москве
19 465 19 ECBE Да 22 0 0 91 5 0/0 7 + EMBA Да/Нет 1/1 34,0 Русский >400
Высшая школа
корпоративного
управления РАНХиГС*
при президенте РФ
17 2175 175 ECBE Да 89 0 0 72 19 0/3 1 + EMBA Да/Да 10/1 34,0 Русский 440–690
Высшая школа
международного
бизнеса РАНХиГС*
при президенте РФ
23 4120 335 AMBA Да 25 4 12 76 21 0/0 6 + 3 EMBA Да/Да 26/1 27-37 Русский, английский (90:10%) 420–960
Высшая школа
менеджмента
СПбГУ
18 478 122 AMBA Да 63 13 2 94 30 5/3 EMBA Да/Да 3/0 35,0 Русский 1200
Высшая школа
финансов
и менеджмента
РАНХиГС*
при президенте РФ
15 858 109 EPAS Да 20 20 0 95 11 2/0 1 + ЕМВА Да/Да 8/0 32,0 (MBA), 37,0 (EMBA) Русский, английский (90:10%) 550–650
Высшая
экономическая
школа СпбГУЭФ**
(ФИНЭК)
22 475 35 Нет Да 93 0 5 100 2 н.д. 1+ ЕМВА Да/Да 0/0 28–45 Русский 583
Институт делового
администрирования
и бизнеса Финансового
университета
при правительстве
РФ
10 766 186 Да 52 92 26 12/7 2 Да/Да 15/1 33,0 Русский От 396
до 456
Институт
магистерской
подготовки МЭСИ ***
12 924 236 Нет Да 51 0 0 86 6 1/5 6 Нет/Да 14/1 32,0 Русский 175–396
Институт экономики
недвижимости
НИУ
Высшей школы
экономики
3 1 30–35 Русский 420
Институт экономики
и финансов
«Синергия»
22 1166 324 AMBA Да 60 15 0 75 6 0/3 9 + EMBA Нет/Да 9/1 34,0 Русский, английский (80:20%) 320–480;>160 для дистанционных форм
Международная
бизнес-школа
Новосибирского
государственного
университета
экономики
и управления
НИНХ
6 81 63 Нет Да 15 0 0 80 6 0/0 1 Да/Да 1/0 35,0 Русский 240–300
Международная
школа бизнеса
Финансового
университета
5 98 253 FIBAA Да 47 4 0 70 39 8/0 7 + EMBA Да/Да 17/3 33,0 Русский, английский (90:10%) 546
Международный
институт
менеджмента
ЛИНК
19 668 1568 AMBA Да 20 0 0 55 20 0/10 1 Да/Да 251/0 34,0 Русский 509
Московская
международная
высшая школа
бизнеса МИРБИС
23 5793 1568 AMBA Да 175 37 3 61 78 18/3 23 + 2 EMBA Да/Да 45/4 32,5 Русский, английский (85:15%) 360–480
Плехановская
школа
бизнеса
Integral
7 800 213 AMBA Да 27 11 0 93 4 0/1 1 Да/Да 5/2 32,0 Русский, английский (90:10%) >420
Российско-немецкая
высшая школа
управления при РАНХиГС
при президенте РФ
18 1030 150 Нет Да 72 8 4 100 9 0/5 2 Да/Да 11/1 28,0 Русский 224–400
Санкт-
Петербургский
международный
институт
менеджмента (ИМИСП)
22 1210 172 AMBA Да 15 27 0 73 10 21/5 1 + EMBA Да/Да 0/0 33,5 Русский 700;
1100
Урало-Сибирский
институт бизнеса
(USIB)
15 1170 265 Нет Да 32 10 0 43 16 0/0 1 Да/Да 4/0 35,0 Русский 480–550
Факультет
инновационно-
технологического
бизнеса РАНХиГС*
17 675 293 Нет Да 25 0 0 80 33 5/5 1 Да/Да 3/0 32,0 Русский 445
Факультет финансов
и банковского
дела РАНХиГС*
при президенте РФ
10 300 66 Нет Да 34 0 0 62 18 0/3 1 Да/Нет 2/0 35,0 Русский, английский (90:10%) 540

* РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
** СПбГУЭФ – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
*** МЭСИ – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Дополнительные сведения: MBA-программы с возможностью получения двойного диплома (участники расположены в алфавитном порядке)

Бизнес-школа Партнер Специализации
MBA-
программы
Аккредитация
программы
Возможность
обмена
студентами
с парнерами
обучения
студентов
из школ-
партнеров
Количество
иностранцев
ближнее /
дальнее
зарубежье
Средний
возраст
студента
Язык
обучения
Стоимость
обучения
Бизнес-школа
УрФУ
МВА Pierre Mendece France University (Франция) MBA Нет Стажировка 0 34,6 Русский
и английский (80:20%)
398 тыс. рублей
Высшая школа
корпоративного
управления
РАНХиГС
Академия экономики и управления AFW (Германия);
Европейский институт международного менеджмента IEMI
(Франция) или EBS (Швейцария)
MBA, EMBA, DBA ECBE 40 часов в Европейском институте международного менеджмента IEMI 0 н.д. 440–940 тыс. рублей (российская часть) + 3–5 тыс. евро
Высшая школа
менеджмента
СПбГУ
Высшая коммерческая школа Парижа (Франция) HEC Paris EMBA AMBA Два зарубежных учебных модуля в Катаре, Франции, Италии, Сингапуре, США, Китае или Бразилии по 10 дней каждый 1/4 35 Английский 51,9 тыс. евро
Институт бизнеса
и экономики
California State University East Bay (США) MBA AACSB Практика после окончания обучения в США 8/0 29 Английский и русский (75:25%) $20 тыс.
Институт
магистерской
подготовки МЭСИ
IEDC-Bled School of Management (Словения) MBA + EMBA AMBA 4 зарубежных англоязычных модуля в Словении по 12–14 дней каждый 0 34 Русский
и английский (50:50%)
17,5 тыс. евро
Международная бизнес-школа Новосибирского государственного университета экономики
и управления НИНХ
Колледж Mancosa (ЮАР) MBA Нет н.д. 1/0 35 Русский 240 тыс. рублей
Международная школа бизнеса Финансового университета Франкфуртская школа финансов и менеджмента (Германия) MBA FIBAA Недельная стажировка с посещением компаний и банков Франкфурта-на-Майне 0 31 Английский 18 тыс. евро
Международная школа-бизнеса «Синергия» Newcastle Business School – ЕМВА, Durham Business School – МВА MBA + EMBA AMBA, AACSB Durham Business School, Newcastle Business School 5/0 34 Русский
и английский (50:50%)
14,5–16,8 тыс. евро
Международный институт менеджмента ЛИНК The Open University Business School (Великобритания) MBA AMBA, EFMD, AACSB н.д. 6/3 35 Английский 849 тыс. рублей
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС London Metropolitan University Business School, University
of London и еще
4 бизнес-школы
16 + EMBA AMBA В школах-партнерах
по 7–8 дней
45/4 31,5 Русский
и английский (70:30%)
н.д.

Лидеры по доле преподавателей-россиян, читающих лекции за рубежом

Место Бизнес-школа %
1 Московская международная высшая школа бизнесаМИРБИС 37
2 Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) 27
3 Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 20
4 Институт экономики и финансов «Синергия» 15
5 Высшая школа менеджмента СПбГУ 13

Лидеры по количеству проведенных корпоративных программ

Место Бизнес-школа штук
1 Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) 26
2 Московская международная высшая школа бизнесаМИРБИС 21
3 Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации 19
4–6 ИДАБ Финансовой академии 10
4–6 Международный институт менеджмента ЛИНК 10
4–6 Факультет инновационно-технологического бизнеса РАНХиГС 10

Лидеры по объему оценочной выручки от основной деятельности (минимальная заявленная стоимость обучения на число студентов)

Место Бизнес-школа млн рублей
1 Международный институт менеджмента ЛИНК 798
2 Московская международная высшая школа бизнесаМИРБИС 565
3 Высшая школа менеджмента СПбГУ 146
4 Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС при президенте РФ 140
5 Международная школа бизнеса Финансового университета 138

Лидеры по количеству студентов-иностранцев (программы с российским дипломом)

Место Бизнес-школа человек
1 Международный институт менеджмента ЛИНК 251
2 Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 49
3 Высшая школа международного бизнеса
РАНХиГС при президенте РФ
27
4 Международная школа бизнеса Финансового университета 20
5 Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ 16

Лидеры по приросту числа обучаемых (отношение числа обучаемых этого года в сравнении с прошлым, для участников 2010 года)

Место Бизнес-школа Динамика, %
1 Институт экономики и финансов «Синергия» + 42
2 Высшая школа менеджмента СПбГУ + 17
3 Международная бизнес-школа Новосибирского государственного университета экономики и управления НИНХ + 16
4 Международная школа бизнеса Финансового университета + 10
5 Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) + 9

Прогноз развития рынка бизнес-образования России 2019

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным,...

Новая совместная российско-французская магистратура «Международный менеджмент: технологии стратегического прорыва»

Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по праву считается родоначальником и лидером бизнес-образования в России.

МВА для организаций социальной сферы

В России происходит коммерциализация социальной сферы. А значит, управление такими организациями требует новых подходов. Одной из возможностей для топ–менеджеров, работающих в социальной сфере, становится...

Какой будет российская МВА?

Л.И.Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, Почетный Президент РАБО Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к...

Чем жив рынок MBA

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.