Материал предоставлен MBA Consult
Американец и бразилец договорились о деловой встрече. Бразилец опоздал на встречу на 20 минут. А после того, как американец показал ему презентацию в PowerPoint, демонстрирующую шаги, необходимые для заключения сделки, бразилец был немного сбит с толку. Он предпочел бы сразу перейти к сделке, а не смотреть презентацию. Но прежде необходимо было вместе пообедать.
Директора местных программ МВА утверждают, что понимание подобных культурных различий необходимо, чтобы вести бизнес в Бразилии успешно. Это означает, что все больше иностранных студентов в Бразилии будут изучать особенности менталитета и характера ведения дел у бразильцев. Так, из-за валютных кризисов и свирепствующей в течение нескольких десятилетий инфляции у бразильцев отсутствует навык долгосрочного планирования.
В бизнес-школах стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) наблюдается рост числа заявок иностранных кандидатов, которые хотят получить степень MBA, погрузившись в культуру страны, где они надеются остаться работать или же установить тесные деловые связи.
Набор на программы MBA в ведущих учебных заведениях Бразилии растет. Согласно Graduate Management Admission Council, организации, контролирующей Graduate Management Admission Test, в 2010 экзаменационном году 1628 бразильцев сдали GMAT, в то время как в 2006 году их было на 300 человек меньше.
Быстрее всего на программы MBA в Бразилии растет спрос среди иностранных студентов. Доля заявок с результатами GMAT, высланных на бразильские послевузовские программы в сфере менеджмента иностранцами, выросла с 8,3% в 2006 году до 20% в 2010. Большинство будущих студентов уже живет в Бразилии, однако, формируется и новый тип студентов: выпускники элитных зарубежных университетов, которые едут в Бразилию, чтобы подробно разобраться в одной из самых многообещающих экономик мира.
«Эти студенты быстро соображают, они получили хорошее образование на родине – в Европе или США – и теперь хотят попробовать свои силы в Бразилии», — замечает ВанДайк Сильвейра (VanDyck Silveira), глава Ibmec, одной из ведущих бизнес-школ Бразилии.
«Сейчас их немного, но в ближайшие несколько лет число этих пилигримов в нашу экономику будет быстро расти. Они многое ставят на кон, решая, где будут работать или куда будут инвестировать в ближайшие 10 лет», — продолжает он. Из 5000 студентов МВА Ibmec 600 – иностранцы. Хотя еще четыре года назад таких студентов можно было пересчитать по пальцам.
Решение получить степень МВА в Бразилии – это всегда риск. Дело вовсе не в качестве курсов, а в том, что в связи со структурными особенностями сектора эти «глобальные студенты» все еще остаются в меньшинстве.
Во-первых, в Бразилии почти все программы МВА проводятся в формате part-time, главным образом потому, что лишь немногие местные студенты могут позволить себе учиться на программе full-time, а высокие процентные ставки делают студенческие кредиты бессмысленными. По этой причине многие иностранные студенты уже работают в Бразилии и учатся на программе MBA в свободное время, а работодатели оплачивает значительную часть стоимости обучения (около 30 000 долларов на двухлетней программе MBA). Второе препятствие для потенциальных иностранных студентов – это язык, большинство программ МВА проводится только на португальском.
Кроме того, сами бразильские курсы МВА нередко рассматриваются как облегченная версия модели МВА в США. Дело в том, что послевузовское образование в Бразилии разделено на Lato sensu (специализированные курсы, направленные на удовлетворение потребностей рынка труда) и Stricto sensu (курсы для подготовки магистров, связанные с проведением исследований), и только последние строго регулируются государством. Программы MBA в Бразилии, по большей части, считаются курсами повышения квалификации, а не магистратурой, то есть, оказываются в категории Lato sensu. Единственное требование к ним заключается лишь в том, что обучение должно составлять не менее 360 учебных часов.
«Учеба на бразильской программе МВА редко превышает 600 часов, в то время как стандартная программа МВА full-time в США или Лондоне длится приблизительно 1600 часов, — сообщил Рикардо Бетти (Ricardo Betti), консультант в сфере образования в кадровой компании MBA Empresarial. – У нас MBA – это, скорее, бренд».
Однако по мере того, как увеличивается влияние Бразилии в мире, растет и число будущих предпринимателей, готовых изучать особенности управления компаниями в стране. Работодатели начинают понимать, каких бразильских магистров делового администрирования принимать на работу, благодаря появлению независимых аккредитующих органов, в том числе National MBA Association. Кроме того, в большей степени стали учитываться интересы иностранных студентов.
Многие школы, как, например, Coppead Graduate School of Business в Рио-де-Жанейро, теперь предлагают программы по международному обмену студентами. Coppead одна из немногих проводит двухлетнюю программу full-time и два раза в год на 10-недельный срок принимает иностранных студентов зарубежных школ, в том числе, Wharton School при University of Pennsylvania.
Из-за того что в Coppead больше модулей проводится на английском языке, число иностранных студентов в школе увеличилось. В этом году в программе по обмену принимают участие 45 иностранных студентов. Для сравнения в прошлом году их было лишь 35 человек.
«Бразилия сейчас в моде, все хотят сюда приехать», — говорит Клебер Фигейредо (Kleber Figueiredo), декан Coppead.
Другие учебные заведение пошли еще дальше. В Fundação Instituto de Administração (FIA) в Сан-Паулу три года назад стартовала программа full-time MBA полностью на английском языке, стоимость обучения составляет 38 500 реалов, или 24 275 долларов.
«Одни иностранные выпускники этой годовой программы остаются, другие возвращаются в свои страны, где становятся специалистами по Бразилии в банках и консалтинговых компаниях», — рассказал Джеймс Райт (James Wright), координатор программ MBA в FIA.
«Как и в Китае, культура Бразилии весьма специфична, мир здесь не делится на черное и белое. И студентам следует постоянно об этом помнить», — добавил он, имея в виду, что ради получения результата бразильцы готовы применять всевозможные уловки, начиная с инновационных и заканчивая запрещенными законом.
Однако курс FIA удивителен еще и тем, что почти половину из 30 студентов набора составляют бразильцы. Традиционно бразильские студенты, которые могли позволить себе обучение за рубежом, уезжали в США или Европу, это считалось более престижным, а также давало возможность завязать международные контакты. Но учитывая количество иностранных студентов в Бразилии, местные жители стали понимать, что вполне могут получить международный опыт на родине.
«Еще одна бразильская черта – наследие колониального прошлого – это уверенность, что все, что приходит из-за границы, всегда лучше, — объясняет Паоло Ресенде (Paulo Resende), директор по развитию Fundação Dom Cabral, одной из ведущих бразильских школ. – Поэтому иностранные компании стали приезжать сюда, чтобы наконец-то показать бразильцам, что наша страна может стать гораздо богаче».
Если посмотреть на резюме самых влиятельных мужчин и женщин Бразилии, можно решить, что степень МВА – необязательное условие успеха. Например, Эдемиру Пинто (Edemir Pinto) не понадобился диплом МВА, чтобы стать генеральным директором BM&FBovespa, крупнейшей фондовой биржи в Латинской Америке.
У большинства представителей высшего руководства банковского сектора Бразилии инженерное образование – это следствие проблем в строительном секторе в 1980 годах, когда многим пришлось искать работу в сфере финансов.
Но с тех пор многое изменилось. «Теперь степень МВА – это необходимость. Если вы хотите претендовать на хорошую работу в хорошей компании, вас, скорее всего, даже не пригласят на первое собеседование, если вы не говорите по-английски или не получили диплом МВА», — говорит Армандо Даль Коллетто (Armando Dal Colletto), директор по учебной части Business School São Paulo.
Однако вопрос, в каком учебном заведении вы получили эту степень, остается открытым.
«Время, проведенное за границей, ценно, и тем, кто может себе это позволить, не стоит упускать такую возможность», — советует Рикардо Спинелли (Ricardo Spinelli), исполнительный директор фирмы FGV Management. Многие более маленькие компании Бразилии также склонны отдавать предпочтение кандидатам, получившим диплом МВА в зарубежном университете, только из-за кажущегося престижа.
Крупные компании в последнее время более взвешенно подходят к подбору сотрудников.
«Теперь это не вопрос географии, — утверждает Адмильсон Гарсия (Admilson Garcia), директор по международным отношениям в Banco do Brasil. – Хорошие компании в состоянии оценить качество университета, к тому же, в Бразилии есть свои прекрасные учебные заведения».
Патрисия Просперо (Patrícia Próspero), директор по работе с персоналом в Бразилии швейцарской страховой компании Zurich Insurances, добавляет: «Благодаря глобализации заблуждения исчезают. Я отказала многим кандидатам со степенью МВА, потому что они просто не подходили для данной работы».
![]() | MBA Consult | Статьи от MBA Consult |