Подготовить к форс-мажору

Евгения Решетникова

Современный рынок бизнес-образования должен выпускать специалистов с экстремальным уровнем подготовки

За десять докризисных лет в России успело вырасти поколение качественных специалистов, способных успешно работать и развиваться в условиях устойчивого рынка. Но они оказались не готовы к форс-мажорным ситуациям и резким изменениям привычных условий, как это случилось в кризис. Это привело к разочарованиям и крушению многих карьер, не говоря уже о последствиях для компаний. О том, каким должно быть современное бизнес-образование, способное вырастить успешного топ-менеджера, «РБГ» рассказал исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко.

— Какие задачи стоят перед работодателем в условиях экономической нестабильности?

— В настоящее время работодатели больше чем когда-либо заинтересованы в квалифицированных специалистах, способных принимать решения в экстремальных условиях и ситуации неопределенности. Эта потребность особенно ярко высветилась в кризис. Приведу пример: обучение в простой автошколе и на курсах экстремального вождения. То есть простые курсы обеспечивают лишь получение навыков управления транспортным средством в обычном режиме, а курсы экстремального вождения — умение сохранять устойчивость на дороге с любым покрытием, в любых погодных условиях, готовность к неожиданным препятствиям и к любым сценариям развития ситуации, а также умение найти выход с минимальными потерями для всех субъектов дорожной ситуации.

Таким образом, рынку нужны специалисты с экстремальным уровнем подготовки, способные работать в любых условиях и действовать в соответствии с текущими приоритетами компании-работодателя.

— Каковы перспективы бизнес-образования в России в целом?

— До тех пор, пока бизнес предъявляет растущий спрос на управленцев, перспективы образовательной отрасли хорошие. А такой спрос есть, и он растет. Задача образователей поспевать за спросом или, что еще лучше, предугадывать будущие тенденции и потребности рынка. Ведь если мы начинаем обучать вчерашнего школьника менеджменту, то он получит специальность только через несколько лет, а ситуация на рынке за это время может измениться, и те специальности, которые сегодня идут на ура, через пару лет могут оказаться менее востребованными. И наоборот.

Говоря об отличиях между столицами и регионами, не думаю, что сделаю большое открытие, если скажу, что, конечно же, в крупных городах отрасль бизнес-образования будет развиваться быстрее. И это логично — специалистов готовят там, где они нужнее всего. К тому же обучение менеджменту и другим экономическим специальностям — это не просто процесс преподавания в классическом виде, но еще и обширная научно-исследовательская работа и тесное взаимодействие с будущими работодателями еще на стадии обучения. При том что крупный бизнес в России сконцентрирован в основном в столицах и нескольких крупных городах, вывод напрашивается сам собой.

— Каковы ключевые проблемы бизнес-образования?

— Основная проблема, на мой взгляд, это слабость взаимодействия образовательной отрасли как поставщика квалификаций с бизнесом как с их заказчиком. Образователю важно понимать, каковы точные потребности рынка сейчас и в будущем и на какие цели ему нужно работать. Бизнесу, в свою очередь, тоже бывает нелегко выработать консолидированную позицию и поставить высшей школе такие задачи на уровне технического задания.

Другая проблема — это качество среднего образования. По моему опыту общения с работодателями, многие отмечают катастрофический уровень владения базовыми предметами у нынешней молодежи — математикой и русским языком. Если человек не научен считать и писать, его сложно чему-то дальше научить (дообучить) в высшей школе, а потом и на рабочем месте.

Третья проблема — мотивация молодежи к получению бизнес-образования в частности, да и высшего образования вообще. Популярность бизнес-образования остается высокой. Причины популярности, к сожалению, часто не отличаются благородством — части студентов, увы, нужна просто «корочка», и они не готовы серьезно учиться. Другая часть идет по принципу «что попрестижнее». И только часть идет туда за реальными знаниями. Отсюда вытекает смежная проблема — по количеству выданных дипломов у нас перепроизводство специалистов. Не только по экономическому, но и по всему высшему образованию в целом. По данным Всемирной организации университетов (2008), в России 21% населения имеет диплом о высшем образовании, что ставит нашу страну примерно на один уровень с США или Японией и сильно превосходит многие развитые страны Европы. При том что интеллектоемкость нашей экономики ниже западной, вывод один — количественный перебор. Результат — большинство обладателей дипломов не работает по специальности. Согласен, что высшее образование способствует становлению всесторонне развитой личности, но с экономической точки зрения такое образование бесполезно. Вывод: нужно стремиться не к количеству, а к качеству.

Основные тенденции в российском бизнес-обучении в 2021 году

Эксперт EastRussia назвала основные тенденции в бизнес-обучении в 2021 году: от идеи lifelong learning до точечных компетенций и soft skills...

Последний звонок. Ситуация на рынке бизнес-образования

За время кризиса спрос на MBA и EMBA просел на треть и вряд ли восстановится в ближайшем будущем.

Проектирование интегрированной в бизнес модели обучения руководителей

Обучение руководителей – важный социальный фактор как на микроуровне, так и на макроуровне экономики страны...

Макроэкономические тенденции развития России: влияние на бизнес-образование

Какие вызовы ожидают бизнес-образование в условиях современной экономической и политической турбулентности?

Подготовить к форс-мажору

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.