Талантливых студентов пересчитают и положат в банк

Светлана Данилова Источник: Комсомольская правда

Помощник министра образования и науки Андрей Волков рассказывает о том, как будет работать национальный проект в области образования.

Чуть больше месяца назад президент Владимир Путин предложил несколько приоритетных национальных проектов. Один из них — в области образования.

— Андрей Евгеньевич, чем национальный проект лучше других программ, которые предлагались раньше?

— Самая острая проблема образования — нехватка денег. Уровень зарплат сильно отстал от зарплат в других областях экономики, например, в промышленности. Но быстро их повысить сложно. Нет сейчас таких денег у государства. Национальный проект задуман, чтобы поддержать тех, кто работает в сфере образования качественно, активно, постоянно развивается.

— То есть только самых лучших?

— Самых лучших в широком смысле слова. Понятно, таких людей и организаций не будет очень много. Например, 10 тысяч учителей — это, конечно, очень немного на фоне полутора миллионов всех школьных педагогов. Но, представьте, каждому педагогу из этих десяти тысяч мы выделим по 100 тысяч рублей. Для человека, который зарабатывает 3 тысячи рублей в месяц, это ощутимые деньги.

— Кого еще, кроме передовых учителей, вы планируете поддержать?

— В проекте очень много направлений. Кроме учительских зарплат — еще и грантовая поддержка школ, вузов, компьютеризация и интернетизация образования, поддержка талантливой молодежи, создание национальных университетов, бизнес-школ, центров профподготовки в армии.

— А на сколько лет рассчитан этот проект?

— Пока средства расписаны на ближайшие два года — 2006 и 2007-й. Но, надеюсь, он будет продлен и дальше.

— А не получится так, что кому-то прибавят денег, а у кого-то их «урежут»…

— Нет, выделено дополнительно 20 миллиардов рублей в год. То есть сверх того, что заложено в госбюджете.

1. О студентах и вузах

— То есть вы собираетесь вкладывать деньги в студентов? Стипендии поднимете?

— Скорее вузы. Нужно оснастить их современным оборудованием, поддержать научные исследования и разработки. Инвестиции, которые предлагаются, очень серьезные — около 500 миллионов рублей в год на каждый институт. В первый год мы рассчитываем отобрать по конкурсу примерно 10 вузов. А в следующем году к ним добавится еще как минимум 20.

— Сейчас уже можно сказать, что это будут за университеты?

— Пока нет. Должна быть создана экспертная группа из очень уважаемых и авторитетных людей, по возможности — не чиновников, которые и будут выбирать институты. Но критерии отбора тех, кто получит деньги, уже сформулированы.

— А не получится так, что это снова будут крупнейшие, передовые вузы, которые и так на десять шагов впереди всех остальных?

— Если хорошему, крепкому вузу, например, Московскому физико-техническому институту или Московскому институту электронной техники, достанутся деньги, то это для них будет прорывом, возможностью развиваться, закупать дорогое оборудование, учебные тренажеры. Кстати, мы в первую очередь будем ориентироваться на институты естественно-научного, инженерно-технического, медицинского, сельскохозяйственного профиля. Чтобы заниматься со студентами технических вузов, нужно вкладывать в оснащение гораздо больше денег, чем для обеспечения всем необходимым (то есть книжкой и партой) гуманитариев.

— А как вы намерены поддержать студентов и аспирантов?

— Тут схема такая. Планируется выделить 5 тысяч грантов для талантливых молодых людей, отличившихся на олимпиадах, конференциях, занимающихся интересными научными проектами.

— Представим, что я — талантливый молодой ученый. Как мне получить такой грант?

— Для этого тоже будет создана экспертная комиссия. Эксперты будут работать в каждом крупном регионе, во всех федеральных округах. Претендент должен будет подать туда заявку и рассказать о своих достижениях.

— А как будут поощрять самых продвинутых школьников, например, победителей российских и международных олимпиад. Пока что государство в их жизни никак не участвует!

— Есть такая хорошая идея создать базу данных талантливой молодежи на 50 тысяч человек: туда должны войти самые умные студенты, аспиранты, молодые ученые. И, конечно, школьники: надо начинать следить за их судьбой и научной карьерой как можно раньше, чтобы поддержать.

2. О военном образовании

— Расскажите о том, как будут организованы Центры профессиональной подготовки на базе армии?

— В учебных центрах частей и соединений будут открыты специальные классы для занятий. Эти центры нужны для того, чтобы молодой человек параллельно с военной службой получал какую-нибудь полезную профессию и мог подтвердить ее дипломом или квалификацией. Все это поможет молодому человеку чувствовать себя после армии более уверенно и, если он сразу не собирается поступать в вуз, без проблем найти работу.

3. О бизнес-школах

— Зачем нам нужны бизнес-школы?

— Это аналог западных программ Master of Buissness Adminictration. Пока система MBA сложилась только в США, Франции и Великобритании. России они нужны, чтобы готовить грамотных управленцев. У нас в стране на них дефицит, несмотря на то, что уже есть около 100 бизнес-школ. В этом проекте должен активно участвовать бизнес, в том числе и деньгами.

Скорее всего, появятся новые, специально построенные учебные заведения, где учебное пространство будет по-новому организовано.

— Чем бизнес-школа будет отличаться от экономических факультетов вузов?

— Нетрадиционными формами обучения. Это должны быть не лекции, а занятия, направленные на анализ опыта российских и зарубежных компаний (это так называемые кейсы, деловые игры, проектно-аналитические сессии). В обычной аудитории на 200 человек всего этого сделать нельзя.

— А кто будет там преподавать?

— Это главная проблема в любой бизнес-школе мирового класса. Поскольку бизнес — это международная деятельность, часть преподавателей должна быть из-за границы. Нужно приглашать на работу топ-менеджеров из ведущих российских корпораций. Ведь бизнес — практическое искусство, и учиться этому надо у работающих специалистов.

4. О национальных университетах

— В некоторых российских регионах Минобрнауки объединяет несколько вузов в один. Какая в этом польза?

— Сегодня многим регионам (например, Восточной Сибири, Южному федеральному округу) требуется много грамотных молодых и умных профессионалов. Где их взять? Их должны поставлять ведущие вузы. Чтобы готовить суперсовременных профессионалов, эти университеты должны продвинуться вперед.

Смысл в том, что, когда вуз большой, управлять ресурсами проще. Так, например, один выдающийся преподаватель может заниматься с большим количеством студентов, а дорогостоящими лабораториями воспользуется больше молодых ученых. Будет проще закупать современное дорогостоящее оборудование, завязывать контакты с крупными компаниями, выполнять их заказы на различные разработки и исследования. Например, вуз не сможет купить электронный микроскоп за 2 миллиона долларов для тысячи студентов. А для 30 тысяч — легко.

В общем, вузы объединяют свои усилия и получают статус национального университета.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Вузы должны стать научными центрами

Вице-президент РАН, член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию Валерий КОЗЛОВ:

— На следующей неделе состоится заседание Совета при Президенте России, где мы будем обсуждать вопросы развития системы образования всех уровней. Представить развитие науки в отрыве от образования невозможно. Но, к сожалению, не так много вузов сегодня серьезно занимаются фундаментальными исследованиями. А должно быть наоборот: молодым ученым — студентам и аспирантам — нужно дать возможность сотрудничать с ведущими научно-исследовательскими институтами, заниматься в лабораториях и на базовых кафедрах ведущих НИИ. А чтобы студенты могли развиваться и проводить исследования прямо у себя в вузе, университеты следует оснастить высококлассным оборудованием — создать крепкую материальную базу. В ближайшее время мы постараемся определить ведущие вузы, которые должны стать точками кристаллизации отечественной системы высшего образования.