За рамками служебных отношений порой рождаются самые смелые идеи, решаются наболевшие проблемы и устанавливаются прочнейшие дружеские связи, наладить которые не способен ни один тренинг по командообразованию. Но, несмотря на это, не все руководители склонны доверять неформальным группам внутри своих компаний. В чем причина?
Надо чаще встречаться
В крупной компании пейджинговой связи несколько молодых операторов-телефонистов решили разнообразить свои рабочие будни и, приобретя пейджеры, начали слать друг другу веселые сообщения. Имея доступ к общей базе, они могли читать все эти «пикантные письма» одновременно, что напоминало переписку в чате. Сами сотрудники позже объясняли свой поступок тем, что просто развлекались и вовсе не стремились к дополнительному заработку, который им на самом деле давало каждое отправленное сообщение. Но руководство, случайно обнаружившее этот «неформальный клуб», приняло суровые меры: операторов оштрафовали за весь период переписки, которую, в свою очередь, придали общей огласке.
Потребность в общении — один из основных мотивов, из-за которого сотрудники сходятся ближе, нарушая чисто деловые рамки. «Неформальные объединения в любой организации в 90% случаев возникают там, где численность сотрудников превышает 10 человек, — тогда, оставаясь членами общей команды, люди собираются в мелкие группы, которые помогают им добиваться своих личных целей, — считает Наталья ВОЛОДИНА, заместитель генерального директора по персоналу «Московской ореховой компании». — Препятствовать такому объединению бесполезно — нужно учиться с ним работать». Ведь зачастую, казалось бы, безобидные неформальные группы могут сыграть с компанией злую шутку.
Сообразили на девятерых
В IT-отделе уважаемой пивоваренной компании работали девять предприимчивых сотрудников. За спиной у руководства они успешно создали подставную фирму по продаже технического оборудования, которое в течение долгого времени и поставляли своей же компании по завышенным ценам.
Когда же в ходе проверки махинация раскрылась, компания оказалась в непростом положении: решение об увольнении всех IT-сотрудников разом ставило под угрозу работу предприятия. В итоге была разработана специальная программа по срочному замещению провинившихся специалистов, которые в компании не задержались и на неделю.
В опасениях многих управленцев по отношению к любым неформальным группам, действительно, есть свой резон. Дело не только в том, что далеко не все могут вовремя диагностировать внутрикорпоративную ситуацию и взять под контроль добровольные объединения сотрудников. Научиться использовать их энергию на благо компании — это также большое мастерство. В некоторых компаниях проблему решают, «спуская» организацию неформальных групп сверху.
Так, в ОАО «Аптечная сеть 36,6» с 2002 г. по инициативе руководства действует неформальный «Аптечный клуб», членами которого на добровольной основе могут стать все директора аптек. По словам Марины КОВАЛЕВОЙ, директора по персоналу, ежемесячные встречи и беседы в неофициальной обстановке позволили не только решить накопившиеся вопросы, но и значительно повысить лояльность линейных менеджеров к компании. «Руководство обеспечило начинанию полную поддержку и принципиально сохранило неформальный характер этих встреч, — рассказывает г-жа Ковалева. — Такие объединения не должны становиться очередным ресурсом для управления подчиненными, только в этом случае к ним сохранится доверие».
Другая проблема, с которой обычно сталкиваются «неподготовленные» руководители, — это авторитет лидеров неформальных групп. Заручившись поддержкой ценных сотрудников, они могут представлять собой серьезную альтернативу генеральному управлению. Именно поэтому многие руководители поощрению и культивированию неформального общения предпочитают строгий контроль. «Я убежден, что подобные группы образуются тогда, когда в компании нет единого лидера и четкой структуры, — рассказывает Дмитрий ДРАЧЕВ, генеральный директор компании «Отличные окна». — На одном из этапов развития моей компании тоже появилась неформальная группа влияния, которая серьезно мешала управлению и нормальной продуктивной работе. Избавиться от нее было сложной, но архиважной задачей. Вначале я выявил и уволил лидера, и затем группа распались как бы сама собой». По словам г-на Драчева, самое главное в этой ситуации — это однозначная позиция руководителя компании: любое неформальное объединение, целью которого является не работа на благо компании, а интриги и борьба за власть, необходимо «ликвидировать», пока это не нанесло непоправимого урона делу.
Объединение вокруг профессиональных интересов — единственное, достойное уважения и поддержки. Однако именно такую группу бывает сложнее всего «приручить».
Вместе мы сила
Новому руководству торговой фирмы любимчик прежнего начальства, директор финансового отдела, не пришелся ко двору. Вслед за его отставкой о своем уходе заявили еще четверо сотрудников финансового подразделения — ближайшие друзья уволенного. Несмотря на реальные карьерные перспективы, которые открывались перед ними в связи с реструктуризацией фирмы, эти люди не пожелали остаться в компании, которая «обидела» их лидера. Сразу после ухода они планировали открыть собственное предприятие, но эта идея не получила развития, и трое из друзей долгое время не могли найти работу.
«Выделить неформальную группу и понять, как именно она настроена по отношению к компании, не так сложно, — отмечает г-жа Володина. — Достаточно проанализировать направленность действий ее лидера». Гораздо сложнее проконтролировать работу объединения, особенно если оно является по-настоящему сплоченным. Одни руководители стараются купить лояльность членов неформальных сообществ, создавая им все условия для общения: корпоративные мероприятия, абонементы в спортивные залы, празднования памятных дат. Другие выбирают лозунг «Разделяй и властвуй».
Но есть и третья возможность — мирного и взаимовыгодного сосуществования компании и неформального объединения.
Местный профсоюз масштабного производственного предприятия объединял около 80% сотрудников. Его главным организатором и безусловным лидером была сотрудница отдела HR, амбициозная дама, которая старалась всеми возможными способами продемонстрировать окружающим и, прежде всего, руководству свою независимость и силу. Авторитет этой сотрудницы был настолько высок, что вновь назначенному директору по персоналу поначалу не удалось «перехватить» ее власть, в частности, он не смог привлечь работников для создания новой корпоративной газеты. Решить эту проблему ему удалось после того, как он сумел доказать этой сотруднице, что они оба работают на достижение общих целей, и наладил с ней отношения.
«На конфликт с профсоюзами, комитетами и другими неформальными объединениями, равно как и с их лидерами, лучше не идти — худой мир, как говорится, лучше доброй ссоры, — комментирует ситуацию Игорь ДУБИННИКОВ, заместитель генерального директора ОАО «Киришская ГРЭС» РАО «ЕЭС России». — Успех вашего взаимодействия во многом будет зависеть от того, какие цели вы преследуете. Если вы действительно заинтересованы в совместной работе на благо компании — налаживайте открытое и предельно честное общение, если же вы поддержкой таких групп просто питаете собственные амбиции, то никакая манипуляция не поможет вам привлечь их на свою сторону и быть при этом уверенным в их преданности». Стихийно сложившаяся или централизованно созданная неформальная группа станет незаменимым помощником руководства только в том случае, если перед ней поставить амбициозную и понятную цель, выгодную и компании, и ее сотрудникам. Только в этом случае вложение средств и сил в такие объединения будет оправданным.
Точка зрения
Стоит ли поощрять неформальные отношения в коллективе? Не мешает ли это рабочему процессу?
Галина ЧЕРНЯК, директор по маркетингу Консультационной группы АТК:
— Таков наш менталитет: личные отношения на работе неизбежны. На мой взгляд, мы еще не скоро станем «роботизированным придатком» бизнес-процессов. Искоренить личные отношения, которые иногда мешают эффективной процессу создания прибавочной стоимости, невозможно. Поэтому ситуацию лучше принимать как данное и по мере необходимости корректировать, руководствуясь здравым смыслом и общими моральными принципами.
Татьяна МИХАЙЛИЧЕНКО, руководитель отдела PR и рекламы компании «Амплуа-брокер»:
— Если исходить из того, что мы проводим на работе минимум восемь часов в сутки и общаемся с коллегами чаще, чем с домочадцами, просто невозможно представить только формальное общение на рабочем месте. Ведь даже в больших коллективах люди находят себе среди коллег партнеров по игре в теннис или боулинг независимо от того, в каком отделе или департаменте они работают. Что уж говорить о небольших компаниях, где совместные выезды на природу или празднование дня рождения сотрудника являются неотъемлемой частью корпоративной культуры!
Рабочему процессу могут помешать разве что бесконечные перекуры или чаепития, но это происходит, на мой взгляд, тогда, когда у людей слишком много свободного времени.
Василий ПИГИН, генеральный директор компании «Диалог Менеджмент консалтинг»:
— В целом, я бы разделил неформальные объединения на три группы, к каждой из которых нужен свой подход. Первая — это родственники, работающие в одной организации. Более, чем все остальные сотрудники, они склонны лояльно относиться к производственным ошибкам друг друга и обсуждать «нежелательные» темы. Именно поэтому я не советую брать их на работу, даже если речь идет о вакансиях в разных подразделениях.
Вторая группа — бывшие коллеги, которые раньше уже работали друг с другом в другой компании и теперь хорошо приняты новым коллективом. Надо иметь в виду, что такие сотрудники в любой момент могут снова стать «бывшими», поскольку имеют за плечами опыт коллективной смены работы.
Наконец, третья — группа «заинтересованных», к которой относятся сослуживцы, объединенные каким-либо общим интересом. Взаимоотношения руководителя с этой группой напрямую зависят от сложившейся системы мотивации в компании. Его основная задача состоит в определении интересов и целей группы, которые, в идеале, должны быть, прежде всего, производственными.