MBA. Совместных программ на рынке отечественного бизнес-образования множество. Они имеют ряд преимуществ перед отечественными курсами. Но зачастую там ничего российского, кроме места обучения и студентов.
Разнообразие видов. Понятие совместных программ довольно широкое. «Часто под этим понимают просто сотрудничество, то есть обмен студентами и преподавателями. Но для России характерна его слабая форма — односторонний обмен. Преподаватели-иностранцы приезжают к нам читать лекции, причем не системно, а стихийно, и крайне редко отечественных педагогов приглашают на Запад. Прямого отношения к совместным программам подобный «обмен» не имеет», — считает ректор Института бизнеса и экономики (создан при Академии народного хозяйства) Эдвард Гойзман. Стоит добавить, что и россияне гораздо охотнее едут учиться за границу, чем иностранцы приезжают к нам.
«Совместными можно назвать те программы, в разработке и реализации которых участвуют два или более учебных учреждений. Каждое из них вносит свой вклад: создает образовательные курсы, проводит набор, обучение, экзамены, обеспечивает административную поддержку и выдает документ о присвоении квалификации»,-поясняет администратор программ МВА Международного банковского института Юлия Мишина.
К характерным признакам совместных программ следует отнести договор о партнерстве двух школ, единый учебно-тематический план, проведение программы на регулярной, постоянной основе интернациональным коллективом преподавателей, аккредитацию на международном уровне, получение двух дипломов (российского и иностранного).
Несомненные плюсы, неочевидные минусы. «МВА — это западное изобретение, и при всех достоинствах отечественного образования для нас — совершенно новое дело. Все возрастающая популярность подобных курсов и связана с тем, что российский стандарт МВА написан по западному образцу, ориентирован на практический бизнес и международные принципы его ведения. Поэтому в совместных программах зарубежный партнер-это гарант качества образования, источник современных методик, учебников, кейсов, примеров передовой мировой бизнес-практики»,объясняет замдиректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Михаил Зайцев.
Важное достоинство отметил директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков: «Бизнес не варится в своем котле, и совместные проекты позволяют увидеть мир не только с самой высокой точки на нашем болоте, но и с сопредельных болот. У людей, которые обучаются по данной программе, более объективная картина того, что происходит в мире бизнеса, и соответственно они более адекватно подготовлены к работе». Участие в совместной программе дает слушателю возможность ознакомиться с примерами взаимодействия и столкновения разных деловых культур как на теоретическом уровне (лекции, разбор кейсов), так и на практике (дискуссии с западными профессорами и бизнесменами, сдача экзаменов, защита дипломного проекта). Нет сомнений в том, что для человека, связанного с международным бизнесом, этот опыт очень ценен.
Есть еще один момент: обучение-это двусторонний процесс и без упорной работы слушателей достижение высокого качества образования невозможно. «А современная российская ментальность все еще нередко допускает, что отсутствие серьезных усилий со стороны студента может компенсироваться высокой платой за обучение, — комментирует Михаил Зайцев. — Западные партнеры категорически не приемлют подобный подход, и это, несомненно, приносит большую пользу участникам программы».
Одной из слабых сторон международных проектов считается сотрудничество с крепкими западными середняками, а не с элитой бизнес-образования. Но «в лоб» смотреть на эту проблему вряд ли целесообразно. «Топовых школ нет не только в России, но и в Европе. Все они сосредоточены в США. Есть те, которые работают по американскому образцу, — INSEAD и Лондонская школа бизнеса,- отмечает Василий Солодков. — В России же развивается европейский формат MBA-это нельзя назвать недостатком, это данность».
Специалисты отмечают, что вряд ли в обозримом будущем школы из top-10 придут в Россию. «Я сам окончил Гарвард, — продолжает Василий Солодков. — И неоднократно звал их сюда: «Ребята, приходите». Все время получал один и тот же ответ: лучше уж вы к нам. Топовые школы не разбрасываются». А Михаил Зайцев заявляет: «Пренебрегать «крепкими середняками» на нынешнем этапе российского бизнес образования было бы крайне самонадеянно. Руководители серьезных школ понимают, что уровень обучения в западных заведениях в целом существенно выше».
Нерусский путь. Есть те, кто ратует за особенный путь развития России-не только исторический, культурный, экономический, но и образовательный. В кругу подобных «славянофилов» приветствуется точка зрения, что и программы MBA должны разрабатываться и осуществляться исключительно своими силами. При этом не принимается в расчет «подростковый» возраст отечественного бизнес-образования. «Нет особых российских знаний, все бизнес-школы мира используют американские учебники. Нужно признать, что все мы учимся по одной идеологии, и придавать ей национальные особенности несколько странно — во всяком случае пока у российского бизнеса не накопится своя история успеха»,-считает вице-президент по коммуникациям Стокгольмской школы экономики в России Маргарита Адаева-Датская. С ней согласен Михаил Зайцев: «Дискуссию об особом «русском» пути считаю совершенно неуместной. Разумеется, для России важна интеграция в цивилизованное мировое сообщество, и в частности в области бизнес-образования». Создание совместно с западными партнерами MBA-программ — один из действенных способов решения этого вопроса. «Он позволит обеспечить уровень подготовки специалистов, соответствующий мировым стандартам, создать лучшие условия трудоустройства российских выпускников, повысить престиж наших бизнес-школ»,-добавляет Юлия Мишина. Второй способ-аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях: AACSB, AMBA, EFMD, CEEMAN. Но она требует интенсивной исследовательской и консалтинговой работы, а также публикаций в специальных международных журналах.
Старожилы. Несмотря на юный возраст отечественного бизнес-образования, среди совместных программ, реализуемых в России, есть свои долгожители. Об опыте Института бизнеса и экономики «Ф.» рассказал Эдвард Гойзман: «В 1991 году меня пригласили преподавать в Калифорнийский университет. Там-то я и увидел, что MBA-серьезное направление в образовании. У нас мало кто так думал. А тут оказалось: два года обучения, толстенные учебники. Тогда-то и возникла идея воспроизвести эту модель в России. Наши будущие партнеры ее поддержали, но с большой осторожностью, и поставили множество условий». С тех пор 60% лекций читаются американцами из Калифорнийского университета, производится строгий отбор при поступлении, экзамены — исключительно письменные, причем нельзя пропускать занятия и списывать, а пересдавать разрешается в экстраординарных случаях.
В Международном банковском институте программа Executive MBA Banking and Finance реализуется с 1994 года. Слушатели проходят двухнедельную преддипломную практику в Стокгольмском университете, там готовят и защищают выпускную работу, а по завершении получают степень магистра этого учебного заведения. «Реализация проекта находится под постоянным, неусыпным контролем со стороны западного партнера. Ежегодно происходит утверждение как содержания программы в целом, так и каждого курса в отдельности и вопросов для письменных экзаменов. Занятия проводят шведские и российские преподаватели, а также специалисты-практики»,-рассказывает Юлия Мишина.
В Банковском институте ВШЭ совместная программа начала создаваться с 1995 года. «Со временем мы поняли, что готовы к тому, чтобы делать полноценную MBA-программу, — вспоминает Василий Солодков. — Мы совместно разработали учебный план, который, с одной стороны, соответствовал российскому образовательному стандарту, с другой — требованиям наших западных партнеров. После этого надо было сертифицировать программу в Нидерландах, что и произошло в конце прошлого года». Пока преподавание ведется российскими педагогами, но уже с этого года планируется использовать опыт Inholland. Предполагается, что иностранные преподаватели будут вести три курса: корпоративное управление, управление рисками и освещать проблемы, связанные с МСФО. Лекции будут проводиться в России и Нидерландах, где обязательным станет посещение различных финансовых учреждений.
Интересную программу предлагают в ИБДА, где смогли привлечь к участию интернациональную команду преподавателей из Бельгии, России, Америки. Бонус курса — интенсивная недельная программа «Европейская среда бизнеса», проводимая в Антверпене. Слушатели посещают лекции профессоров UAMS и авторитетных педагогов-практиков, а также крупные компании, где встречаются с их руководителями и, главное, представляют предварительные презентации командных мастерских проектов на суд бельгийского жюри. Квалифицированные рекомендации помогают в дальнейшей работе над дипломами. «Все количественные и качественные методы, рассматриваемые в программе, призваны помочь слушателям структурировать их собственный опыт и на этой основе построить свое видение современного бизнеса и определить в нем место своей компании»,-подводит итог Михаил Зайцев.
СОВМЕСТНЫЕ MBA-ПРОГРАММЫ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ
Название школы | Зарубежный партнер | Программа | Продолжи- | Получаемый диплом | Стоимость |
(специализация) | тельность | обучения | |||
за весь курс | |||||
Академия народного хозяйства (факультет «Компьютерные технологии в бизнесе») | Высшая школа бизнеса Гренобля | MBA (электронный бизнес, глобальный менеджмент, управленческий консалтинг) | 1,5-2 года | Дипломы Высшей школы бизнеса Гренобля и АНХ | 10,9 тыс. евро |
Банковский институт ВШЭ | Университет Inholland | MBA (Финансы и банки) | 2 года | Диплом Банковского института и сертификат Inholland | $12,6 тыс. |
Высшая школа корпоративного управления | Швейцарская школа бизнеса | MBA (предпринимательство) | 2 года | Диплом SBS | 7 тыс. евро |
Институт бизнеса и делового администрирования АНХ | Школа менеджмента Университета Антверпена (UAMS) | Executive MBA | 1,5 года | Диплом Школы менеджмента Университета Антверпена | 12 тыс. евро |
Институт бизнеса и экономики АНХ | Калифорнийский государственный университет (Ист Бэй) | MBA (общий курс) | 2 года | Дипломы Калифорнийского университета и Института бизнеса и экономики | $13,2 тыс. |
Институт экономики и финансов «Синергия» | Бизнес-школа Университета Дарема | Дистанционная программа MBA (общий курс) | 2 года | Диплом Университета Дарема | 8 тыс. евро |
Международный банковский институт | Школа бизнеса Стокгольмского университета | Executive MBA Banking and Finance, MBA (Финансовый менеджмент, банковский менеджмент, корпоративные финансы) | 1,5 года 2 года | Диплом Школы бизнеса Стокгольмского университета и диплом Международного банковского института | 7, 8 тыс. евро (Executive MBA); 9,75 тыс. Евро (на русском и английском языках); 6 тыс. евро (на русском языке) |
Международный институт менеджмента «Линк» | Школа бизнеса Открытого университета Великобритании | MBA (общий курс) | 3 года | Диплом Открытого университета Великобритании | 441 тыс. рублей |
Московская школа социальных и экономических наук АНХ | Кингстонский университет | MBA (общий курс) | 2 года | Диплом Кингстонского университета | 8,5 тыс. фунтов стерлингов |
По данным бизнес-школ
Статья публикуется с разрешения редакции журнала «Финанс»