Не обманывайте себя!

Константин Наумов

Вы уверены, что управляете сотрудниками? Что все действия и мероприятия службы персонала приносят пользу компании? Зачастую после обучений и коучингов приходится удерживать подготовленных своими силами специалистов необоснованным повышением зарплаты, посулами новой должности либо наблюдать смену кадров. Как бороться с этой проблемой?

«… хорошие руководители занимаются не только зарабатыванием денег,
но и помогают людям обрести смысл».
Энтони Атос (P&G)

«В нашей компании создана система управления персоналом и даже есть соответствующая служба», – все чаще можно услышать эту фразу от руководителей предприятий. Фразу, которая, наверное, должна вызывать у собеседника благоговейный трепет, а у директоров по персоналу неописуемую гордость. Но чаще она вызывает ироничную, а иногда и горестную усмешку.

Бросьте, господа, не обманывайте себя! Персоналом мы не управляем! И как бы ни утверждали обратное перед лицом своих подчиненных на очередном торжестве, как бы ни усердствовали на конференциях и круглых столах, как бы ни водили за нос наивных журналистов, давая им интервью и гордо именуя персонал человеческим ресурсом – все это блеф!

Кадры! Кадры решают все, а, следовательно, и управляют всем. Да, да, именно кадры, а не персонал и уж тем более не ресурс.

Фраза, рожденная когда-то и прозвучавшая с досадой и даже с чувством безысходности, характеризующая упадок системы партийного управления государством, актуальна и поныне.

Как и много лет назад, наши замечательные начинания (только теперь в бизнесе) натыкаются на безразличие, непрофессионализм, лень, а иногда даже на откровенный саботаж и вредительство со стороны персонала. Приходится постоянно испытывать чувство неудовлетворенности от того, что попытки развить подчиненных, обучить и воспитать их, приводят к тому, что они уходят к конкурентам. И вот когда мы устаем бороться в одиночку, то создаем отдел с гордым названием «служба персонала». И тогда это становится не нашей, а их проблемой. «Мне не важно, как вы это сделаете, но чтобы вакансии были заполнены, аттестации с нужными мне результатами проводились, обучение было недорогим, но обязательно приводящим к прибыли», – вот новая парадигма мышления.

Но если уж не справились мы, то почему вдруг решили, что с этим справятся сотрудники отдела?

Безусловно, сегодня в арсенале специалистов служб персонала богатый ассортимент методик и техник так называемого экстенсивного управления персоналом. Это и рекрутинг, и центры оценки, позволяющие заглянуть в сокровенные уголки души подчиненных, и огромный выбор обучающих программ, и даже новомодная технология «коучинг». К нашим услугам, ставший доступным, опыт зарубежных компаний и множество возможностей корпоративного времяпрепровождения, от саун до воздушных шаров. Но…

Но кадры по-прежнему решают все!

Зададимся вопросом: Почему же так происходит?

Ответ прост. Мы не встречали еще ни одной компании, которая бы добилась сколько-нибудь значительных успехов только за счет того, что у них есть служба персонала. Все большие достижения связаны в первую очередь с лучшим менеджментом.

Что же такое лучший менеджмент? Это менеджмент, в котором культивируются не тупое исполнительство, а профессионализм и самореализация. Это менеджмент, в котором не мы (руководители) устанавливаем рамки и регулируем заинтересованность сотрудников в общем деле посредством зарплаты, а работники, реально вовлеченные в процесс управления, обращают свои усилия на то, чтобы предприятие функционировало более результативно и эффективно.

Как этого добиться? С чего начать?

В первую очередь, надо признать, что наш бизнес окружает агрессивная конкурентная среда, которой играют на руку и низкая приверженность персонала своей компании, и обилие не самых лучших человеческих качеств наших работников, порожденных изъянами в культуре общества. И эта ситуация не изменится в одночасье, если вообще изменится. А вера в то, что мы найдем лучших работников – утопия.

Второе, что нужно сделать, – это принять главную ценность цивилизованного бизнеса – ценность отдельного человека с его достоинствами и недостатками. Пора, наконец-то, отказаться от этакого чванства, что мы лучше их, что мы избранные. Надо создавать благоприятные условия для сотрудников своей организации, чтобы работа расценивалась ими не как место отбывания обязанностей, а как место реализации возможностей.

Третье, – необходимо научиться считать деньги. Нам почему-то легко просчитать прибыль от новой сделки, но практически невозможно оценить, насколько экономически выгодно то или иное обучение персонала.

Решив эти три стратегических задачи, мы можем приступить к решению тактических вопросов, связанных с развитием персонала, превращению его из кадров в ресурс. Для этого нам придется признать, что традиционные технологии в области управления персоналом из-за их недостаточной комплексности слабо влияют на повышение качества продукции и рентабельность бизнеса.

Многоступенчатые системы отбора персонала, всевозможные программы обучения, изощренные методы аттестации и самые совершенные системы стимулирования труда – не что иное, как латание дыр в корабле, подвергшемся обстрелу со стороны конкурентов и рынка и вырывающем из рядов команды лучших ее бойцов.

Другими словами, для «зрелого» бизнеса на сегодняшний день задача состоит не в том, как привлечь и удержать толковых работников, а как согласовать скорость роста карьеры работников и их выбытия со скоростью подготовки специалистов и управленцев, готовых заменить выбывших без потери эффективности бизнеса.

Поняв это, вы займетесь главным – бизнесом, а ваши конкуренты по-прежнему будут искать на рынке «классных» специалистов и платить им отступные, чтобы те не ушли раньше срока.

 

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Не обманывайте себя!

Образовательные программы

Кадровое делопроизводство

Как оформить прием на работу без ошибок. Алгоритм действий до заключения трудового договора.

Суммированный учет рабочего времени: практические рекомендации и разбор задач по введению удобных графиков. Анализ и судебная практика

Cлушатели получат подробное представление об особенностях кадрового учета, табелирования, оплаты, сложных вопросах трудового права при СУРВ.

Управленческий контроль при удаленной работе. Контроль исполнения

Системы контроля в общей системе управления. Организация систем контроля при удаленной работе. Система стратегического контроля. Система организационного контроля.

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.