Суббота, 25 марта, 2023

Принцип айкидо в искусстве убеждения

Долгих Валерия — тренер, бизнес-консультант. Центр бизнес-образования НИСЭТ

Понятие айкидо уже давно стало у многих восприниматься как инструмент достижения своих целей с помощью использования ресурсов второй стороны.  Это связано с тем, что японское боевое искусство айкидо система самозащиты, использующая движение атаки противника . А можно ли использовать такой же принцип в убеждении? Использовать для убеждения человека его ресурсы? И основная задача этой статьи показать, что не только можно, но и нужно.

Личность человека – это целостная структура, которая действует по законам системы. А любая система стремиться к стабильному состоянию. Удерживать это состояние ей помогают защитные механизмы. Поэтому,  когда оказывается внешнее воздействие на систему, вместо того, чтобы меняться, система только еще больше укрепляет свои границы.  А то может даже и начать бороться против внешнего источника. Это же относится и к человеку. У человека есть своя система ценностей и представлений о мире. Если мы начнем напрямую убеждать его в неправильности его  воззрений, то он не только еще больше укрепиться в них, но есть вероятность, что начнет вести с нами довольно агрессивно.

Но предположим нам все же нужно изменить его представления нужно! Что делать? Самый эффективный способ – это  побудить систему саму себя изменить. В своей книге “Искусство системного мышления” Джозеф О’Коннора и Иан Макдермотт говорят о том, что единственный способ изменить систему – это обнаружить так называемые “ключевые точки”. Слабые места в системе,  воздействие на которые позволит изменить всю систему. “Приглядитесь к связям, которые не дают сдвинуть тот узел, который вы хотели бы переместить. Обрубите их или ослабьте, и все изменится само собой”, – говорят авторы книги. То же самое и в системе представлений человека. Не нужно прикладывать много усилий, чтобы поменять ее. Достаточно просто найти слабые звенья в логических связях его представлений и воздействовать на них.

Как найти эти слабые звенья? Сначала нужно понять его систему и логику представлений, обнаружить слабые звенья и только после этого воздействовать на них.  Обращу внимание, что первым является ПОНЯТЬ эту систему! Т.е. для начала человек должен раскрыться и поделиться своими мировоззрениями.  А единственный способ это сделать – это задавать вопросы и ИСКРЕННЕ интересоваться мнением человека.

Основная ошибка большинства людей заключается в том,  что даже не попытавшись понять человека они сразу  же начинают “навязывать” свое мировоззрение, убеждая его в правильности своего мнения. И в результате человек защищается и только еще больше убеждается в правильности своих мыслей .

Действительно результативные изменения можно сделать, только поняв логику мировоззрения человека. Используя правильные вопросы и демонстрируя искренний интерес к собеседнику можно делать настоящие чудеса.  Более того человек, рассказывая о своем мнении (естественно этот рассказ направляется спрашивающим), начинает сам видеть свою не логичность своих воззрений и переубеждает себя сам.

Приведу пример. Несколько лет назад я занималась продвижением одного продукта посредством проведения семинаров по продажам. Эти семинары учили людей продавать продукт компании, которую я представляла. Т.к. на эти семинары приходили далеко не всегда лояльные клиенты, то скрытая  их цель была еще и продвижение продукта в их умах. И вот на одном из таких   семинаров один из участников начал хвалиться: “Да я! Я что хочу, то и продам клиенту! Хочу продать (называет марку более дешевого конкурента), я его и продаю!”. И так несколько раз. Конечно, мне было совершенно не выгодно то, что этот участник продает продукцию конкурентов, да еще так в открытую их рекламирует. Поэтому я подхожу в перерыве и спрашиваю участника: “Т.е. вы в основном только (дешевого конкурента) продаете?”.

Участник эмоционально: “Да! Я вижу клиента, хочу ему продать (дешевого конкурента) и продаю!”.

“И основные объемы у Вас это (дешевый конкурент)?”, – спрашиваю я.

“Да! Я только его и продаю!” – отвечает так же эмоционально клиент.

Я спрашиваю: “А прибыль какая?”.

Клиент немного потухшим голосом: “Да я с него вообще ничего не получаю…”.

Я не убеждала участника! Все что я делала – это только задавала вопросы! Но он сам пришел к выводу, что его действия на данный момент не логичны. Если бы я начала убеждать его обычным способом это не дало бы такого эффекта. Он придумал бы массу аргументов в пользу своей позиции.

Именно такой способ убеждения, когда я, как бы, не убеждаю, а просто интересуюсь мнением человека, задаю ему правильные вопросы и тем самым управляю его размышлениями я и назвала принципом айкидо в искусстве убеждений.  И такой способ во многих случаях оказывается гораздо более эффективным, чем обычный.


Центр бизнес-образования НИСЭТ

Центр бизнес-образования НИСЭТ
Образовательные программы

Статьи от НИСЭТ
Конкурент – друг или враг? Чем может оказаться полезен конкурент?


Проведите 6 и 7 апреля с пользой для будущего образования и будущей карьеры!

Вас ждут интересные интерактивы на каждой площадке, насыщенная концертная программа и информативные встречи с представителями образовательной сферы.