Инвестиции в зеленые корочки. Особенности подготовки кадров, ориентированных на инновации

Источник: UBO.RU

Игорь Анатольевич Анисимов, генеральный директор ООО Центр профессионального развития «Европейский» , директор некоммерческого партнерства «Центр повышения квалификации кадров Пермь-нефть»

Вы готовы брать на себя ответственность? Как вы избавляетесь от стресса? В каком неудачном проекте вам приходилось участвовать? Это вопросы из анкет для поступления в западные бизнес-школы. Абитуриенты не только часами пишут и редактируют сочинения, но и годами копят сотню тысяч долларов для оплаты обучения, сдают и пересдают тесты, добиваются рекомендаций… Потому что заветный диплом — это пропуск в мир высоких доходов и головокружительной карьеры.

Популярность бизнес-образования в мире сегодня настолько высока, что создается впечатление, что весь мир сел за парты.

И эти тенденции обоснованы. Люди организации несут в себе богатый потенциал, умелое использование которого способно многократно увеличить возможности самой организации. Человеческие ресурсы (human resources, HR) фирмы – это её реальное или потенциальное богатство. Помощь в умелом и эффективном управлении этими ресурсами могут оказать только квалифицированные специалисты, знающие не только инновационные механизмы HR-управления, но и особенности рынка, в условиях которого функционирует предприятие.

Всем известно, что успех в бизнесе определяется совершенством управления, но мало кто осознает, в какой степени это совершенство зависит от подбора квалифицированных кадров для работы на всех уровнях. Кадровый ресурс является основной составляющей частью организационной структуры предприятия. Сегодня мы чувствуем, что руководители предприятия готовы вкладывать деньги в развитие своих сотрудников, повышение их квалификации.

Чтобы оценить рынок услуг в области бизнес-образования, надо вернуться лет на десять назад, когда в России о бизнес-образовании и упоминали-то редко. Когда во всем мире крупнейшие корпорации отправляли своих менеджеров на семинары и тренинги лучших бизнес-тренеров, у нас на работу не трудоустраивали студентов заочных отделений вузов. Сегодня ситуация меняется, и меняется так быстро, что лично меня это очень радует.

Бизнес-образование становится не просто популярным, а действительно востребованным: люди готовы платить деньги и потратить некоторое количество времени на определенную программу, если приобретенные знания будут способствовать росту доходов. Школы бизнеса занимаются не просто обучением, а развитием карьеры специалиста. Из всех образовательных учреждений они наиболее чувствительны к изменениям экономической конъюнктуры. Российские бизнес-школы, по сути, должны быть лидерами реформ в сфере образования, ведь они наиболее близки к прогрессивному рыночному сообществу.

У современных руководителей огромное желание учиться. Безусловно, и это не случайно. Экономический подъем всех отраслей производства диктует нам свои правила. Перед его капризами равны и новоиспеченные дипломированные специалисты, и «старожилы отраслей». Рынок сегодня меняется так быстро, что даже если ты занимаешься самообразованием, тебе за ним не угнаться. Бизнес-тренер же – это профессионал, который отслеживает любые изменения на рынке и готов поделиться с тобой теми инструментами, без которых в конкретной ситуации не обойтись. Крупные холдинги, промышленные производства, торговые сети — все заинтересованы в образовании.

«Бизнес-образование» — термин, который каждый трактует по-своему. Важно не путать его с экономическим образованием. В основе экономического образования лежит изучение теоретических экономических дисциплин. Бизнес-образование ориентировано на то, чтобы слушатели усвоили инструменты, с помощью которых можно решать практические вопросы управления бизнесом.

Сегодня стало популярным отправлять на обучение не только менеджеров, но и руководителей высшего звена, то есть менеджер по продажам и коммерческий директор садятся за одну парту. Это действительно эффективно.

Плюсов у этой схемы обучения несколько. Во-первых, руководитель на себе оценит качество предлагаемой образовательной услуги. Во-вторых, тренинг – это отличный способ проверить своих работников в действии, открыть каждого из них с новой стороны. И самое главное: очень важно, когда сотрудники говорят на одном языке, а пройдя совместный курс обучения по единой методике, делать это становится гораздо легче.

Многие спрашивают: значит ли это, что после обучения продажи в компании вырастут в разы?

Это очень распространенное заблуждение. Методике не достаточно обучить: нельзя научить, можно научиться. Сотрудник должен адаптировать новую методику к своему опыту и собственному темпераменту, опробовать ее в практической деятельности -на это уходит примерно две недели.

Но бывает и другая ситуация: прослушали, все понравилось, но вышли – и забыли. В чем причина? В нашей ментальности: стереотипное мышление и консервативность не дают развиваться новому. Менеджеры рассуждают так: работали худо-бедно по-старому, доход был, зачем что-то менять? Так рассуждают не все, но подобные ситуации встречаются, к сожалению, часто.

В последнее время все более популярными становятся альтернативные формы получения образования и повышения квалификации. Все большую популярность завоевывает система дистанционного обучения.

Еще недавно пределом совершенства считались корпоративные университеты, где сотрудники периодически проходили очные курсы. Однако стоит задуматься, насколько соизмеримы затраты на организацию такой формы обучения с реальными результатами. Сначала вкладываются значительные средства в проведение семинаров и тренингов, а через некоторое время часть сотрудников увольняется, и на их место приходят новые. На сбор следующей очной группы уходит время. В этом смысле является более выгодным и разумным применение дистанционных форм обучения (e-learning). Оно более эффективно, потому что каждый слушатель может обучаться по своему графику, арабочий процесс при этом не будет прерван.

В Европе дистанционное образование достаточно быстро нашло своего ученика. Лица, непосредственно занятые в бизнесе (особенно те, кто работают в быстроменяющихся бизнес-процессах), увидели в нем быстрый и достаточно дешевый способ получения необходимых для работы знаний. По официальной информации, крупные холдинги ежегодно экономят на дистанционном образовании до 75 процентов стоимости курсов.В США количество обучающихся на дневных и дистанционных курсах равно. Опираясь на эти потребности и на собственный опыт работы на рынке бизнес образования, мы разработали систему дистанционного обучения, которая совмещает лучшие качества различных подходов.

Курсы разработаны опытными преподавателями с учетомсовременных требований экономики и бизнеса. Наши программы построены таким образом, что пользователи в регионах имеют возможность проходить обучение с домашних компьютеров. Мы не делаем упора на технические средства, такие как спутниковые каналы, для нас очень важен интерактивный компонент: ученики общаются не только с преподавателем, но и между собой. Многие учителя отмечают феномен дистанционного обучения — эффект присутствия при физическом отсутствии.

Такая форма обучения не требует затрат на дорогостоящие командировки, на оплату штата преподавателей. Еще одним весомым преимуществом e-learning для компаний является возможность одновременно обучать своих сотрудников в удаленных филиалах. В этом случае электронная технология — это своеобразный корпоративный ресурсный центр, аккумулирующий информацию не только для нынешних, но и для будущих кадров компании. Например, в нефтегазовой отрасли людям приходится порой работать на очень удаленных точках, для них дистанционное обучение — единственный шанс повысить квалификацию без отрыва от производства. Хороший пример: в связи с Приказом Ростехнадзора №37 от 29 января 2007 года «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-19-2007) руководители и специалисты предприятий с опасными производственными проектами должны проходить предаттестационную подготовку по вопросам промышленной безопасности.

В вопросах подготовки кадров нового поколения не существует одного верного решения – в каждой конкретной ситуации необходим индивидуальный подход, однако в любом случае следует обратиться к специалистам-профессионалам своего дела. Они помогут вам в определении структуры организации, её философии и целей, а также в согласовании целей разных субъектов организации и их соответствия стратегии развития.  В итоге работа с профессионалами позволит оценить и повысить качество работы персонала, эффективность системы управления компанией, будет способствовать улучшению качества работы каждого отдельно взятого сотрудника организации и увеличению продуктивности организации в целом.


Центр профессионального развития «Европейский»
Образовательные программы

Статьи от ЦПР «Европейский»
История творится на глазах: обзор нормативных актов и изменений в законодательстве РФ по вопросам безопасности и подготовке персонала за 2007-2010гг.