Действующие лица будущей экономики

07.08.2022 / MBA в России
Источник: UBO.RU

Лариса ГУСЕВА, ректор Урало-Сибирского Института (USIB), консультант по управлению, обладатель премии Сократа «Socrates International Award» (Окфорд, Великобритания) – за личный вклад в интеллектуальное развитие современного общества.

Согласитесь, что для каждого из нас интеллектуальное развитие и развитие в целом, наверное, не выбор. Скорее, это необходимость и даже потребность. …Естественно, если мы хотим двигаться вперед, чего-то добиваться, улучшать качество собственной жизни и свое благосостояние.

Современный мир характеризуется одним емким словом – глобализация. Основные ее атрибуты всем известны: технологический прогресс, либерализация торговли, феномен транснационализации.  В то же время кризис, который сейчас переживает весь мир, – это тоже глобализация, точнее, ее последствия.

Проблемы, которые породил кризис, сегодня решают правительства всех стран. В нашей стране так же разрабатываются программы, много по-настоящему хороших программ. Но для того, чтобы они начали работать, не хватает главного – поддержки населения.

Любую проблему, которая связана с экономикой, движением и созданием богатства, можно решить лишь в том случае, если люди – участники данного государства или предприятия, сами начинают проявлять инициативу и в действительности создавать это богатство.

Ситуация эта зависит не только от политики государства, его банковских или финансовых систем, но и от интенциональности, культуры и уровня развития его граждан. От их способности быть главными действующими лицами. Их умения объединять всевозможные ресурсы: финансовые, денежные, духовные, материальные и другие – и создавать некий иной порядок, иные стоимости и ценности.

Вот именно этих людей-новаторов или предпринимателей у нас сегодня катастрофически не хватает. По данным глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) , который представляет собой ежегодную оценку национального уровня и масштабов предпринимательства, уровень предпринимательской активность в России является одним из самых низких среди 59 стран-участниц проекта GEM. Индекс ранней предпринимательской активности в 2009 году составил 3,9 процента против 3,5 в 2008 году. Уровень нарождающихся предпринимателей в 2009 году в России снизился. Число владельцев вновь созданного дела составило 2,3 процента (1,9 – в 2008 году). Общий уровень предпринимательской активности в России показывает, что всего лишь около одного процента людей делают свой бизнес в течение пяти лет и им нравится этим заниматься. Для создания благосостояния и богатства государства этого явно недостаточно.

Все средства массовой информации наперебой готовы говорить о том, что наша молодежь ориентирована на бизнес, на организацию собственного дела. Однако статистика с этим утверждением как-то не в ладу. Не думаю, что кто-то кого-то хочет ввести в заблуждение. Просто от декларации намерений до реальных конкретных шагов дело как-то не доходит. Почему? Хочу попытаться ответить на этот вопрос.

Наша школа бизнеса, занимаясь образованием взрослых людей, все время сталкивается с ситуацией подготовки руководителей, которые уже действуют в социуме. 13 лет мы проводим обучение по программе МВА и другим программам повышения квалификации и в последнее время заметили на практике одну серьезную вещь: к нам по-прежнему приходят учиться умные и замечательные люди, но постепенно уровень их базового образования снижается.

Где начинается человек-новатор? Вероятно, еще на школьной скамье. Именно здесь должна стимулироваться и воспитываться в нем знаменитая предпринимательская жилка. Если мы хотим в будущем видеть предпринимателей, людей, способных двигать вперед и бизнес, и науку, и образование, и многие другие сферы, то нам нужно обратить внимание на человека раньше, чем в бизнес-школе, надо обратить на него внимание еще в школе общеобразовательной.

Нужно, делая выводы, извлекая уроки из тех ошибок, которые уже были совершены, обратить внимание и на ту базовую систему образования, которую мы осуществляем в глобальном масштабе.

А она сегодня явно демонстрирует, что происходит потеря определенных элементов  образования.
Один из них – контакт человека с самим собой – очень важен. Когда мы обучаем ребенка, необходимо формировать у него не просто файл с энциклопедическими знаниями, но обучать его действительно быть человеком: знать, кто я есть и чего хочу в жизни, уважать себя, быть победителем и выстраивать свою логику действия в социуме.

Этот недостающий элемент предстоит восстановить в будущем. Причем в самом ближайшем. Как говорил великий Наполеон: «Если государство теряет армию – это беда. Если государство теряет императора – это двойная беда. Если государство теряет образование – это крах нации».

Конечно, начинать эту ответственную работу следует со школы, закреплять в вузе и развивать, доводить до результата в школах бизнеса. и тогда появится эта действующая интеллектуальная сила, которая поднимет науку, экономику и общество.

Урало-Сибирский Институт Бизнеса

Урало-Сибирский Институт Бизнеса

Статьи от USIB
Парадоксы мотивации персонала