Бизнес-школам и деловому сообществу пора подумать о разработке новой системы стандартов бизнес-образования — критериев качества продуктов и квалификации игроков.
Полгода назад я почти ежедневно получал от одной и той же конторы приглашения на курсы по управлению продажами. Когда поток электронных писем прекратился, ради интереса набрал телефон, указанный в послании: фирма закрылась. Застал лишь новых арендаторов, которые объяснили, что обанкротившаяся компания не смогла подстроиться под рынок, распугав клиентов программами, которые пользовались спросом еще до кризиса.
Какой запрос для рынка формирует сегодня предпринимательство и что должны сделать
— Кризис вытеснил непрофессионалов: выжили и успешно работают
Региональные центры
Директор программ
Но не стоит обольщаться: это лишь следствие кризиса, а не тенденция, продолжает Лукьянов:
— Многие компании, «прописанные» на Урале, являются филиалами федеральных и международных предприятий с головным офисом в Москве, где и принимаются решения. Понятно, что те же московские банки не будут заказывать обучение на Урале. Конкурировать в этой нише можно, только получив международную аккредитацию, а это быстро не произойдет.
Мнения, однако, разделились. Так, заведующая кафедрой теории и практики менеджмента экономического факультета УрГУ Людмила Ружанская убеждена, что топы останутся на региональном рынке: «Какой бы замечательной зарубежная школа ни была, руководитель компании не сможет надолго оставить свой бизнес, особенно в период, когда экономика восстанавливается после кризиса».
Генеральный директор «Центра
Чтобы конкурировать с Москвой, требуются новые нишевые продукты, которых нет у федеральных игроков, считает директор Уральской школы бизнеса (Челябинск) Татьяна Вальчук. По мнению Ларисы Гусевой, такими продуктами могут стать обучающие программы, учитывающие специфику бизнеса, которым руководит слушатель. Например, управленец строительной компании, занимаясь вместе с представителями торговли, недополучает необходимой ему специализированной информации. Значит, нужна программа, которая полностью позволит учесть его интересы.
Кризис привнес еще одну тенденцию, свойственную нестабильным временам, — рост краткосрочных программ. Ольга Жигальцова отметила, что рынок
Те, кто говорил «что я там за три дня получу?! Лучше системно учиться» пришли за актуализацией знаний. Это признак того, что в турбулентный период особенно востребованы «быстрые» знания от авторитетных экспертов. При этом стоимость
Другой интересный момент — рост числа чиновников среди клиентов центров образовательных услуг. Главная задача: переподготовка специалистов, не имеющих профильного образования по направлению «государственное и муниципальное управление». Государство решило повысить компетенцию госслужащих. По словам заместителя директора Института управления и предпринимательства УрГУ Андрея Лёгостева, его институт выиграл грант на сумму 18 млн рублей на обучение 400 человек.
Одно из ключевых требований к обучающим программам — расширение компетенции управленцев высшего и среднего звена. По словам руководителя Уральского офиса кадровой компании «Ventra Employment» Елены Ларичевой, в период кризиса главной задачей бизнеса было сокращение расходов, а сейчас оставшихся сотрудников нужно сделать максимально эффективными, а для новых вакансий найти грамотных специалистов.
Тем временем на рынке
В августе этого года количество вакансий и количество резюме на региональном рынке труда сравнялось. Рынок вернулся к ситуации острого кадрового дефицита. Однако
— Человек может иметь огромное количество дипломов и сертификатов, но быть слабым профессионалом. Это прямая корреляция с качеством образовательных программ, — считает Елена Ларичева. — Если раньше, чтобы подобрать нормального кандидата для предоставления заказчику у профессионально работающих рекрутеров отсев был 1 к 10 (из десяти резюме можно было выбрать одно подходящее), то сегодня по некоторым позициям эта пропорция составляет 1 к 50. Сейчас у меня в работе позиция директора ИТ: откликов 247, отобрано 69 для телефонного интервью, девять — для личного интервью, один представлен в компанию. И то компания сказала, что представленный им специалист на должность не подходит по личностным характеристикам. Поэтому участникам рынка
Директор представительства Международного института менеджмента ЛИНК Владимир Ромашов соглашается: не все игроки выпускают на рынок труда компетентных специалистов. И ставит диагноз:
— Рынок
Так каким представляют себе действенное
Учи ученого
— На Западе выделяют несколько моделей
Ключевое слово «стандарт» не раз звучало на круглом столе. Сегодня рынок
Импульс к их формированию может дать открытие
Именно стандарты качества должны помочь сегментировать рынок: есть школы и долгосрочные программы — у них свои клиенты и задачи, а есть образовательные центры, перед которыми стоят другие цели. Игроки и их программы должны оцениваться
Дискуссия
Мнения участников рынка
Директор Уральской школы бизнеса (Челябинск) Татьяна Вальчук считает, что в 2010 году определяющим фактором работы предприятий с бизнес-школами стала возможность оперативно использовать полученную в ходе обучения информацию и технологии с целью сохранения продаж
Директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая экономическая школа» (Екатеринбург) Юлия Голомшток: «В 2009 году на рынке
Руководитель Уральского офиса кадровой компании «Ventra Employment» Елена Ларичева считает, что игроки рынка
Генеральный директор «Центра
Владимир Синчук, директор учебного центра «Потенциал»: «Корпоративные заказчики сократили бюджет на обучение сотрудников, увеличивая инвестиции в собственные учебные центры. Но рост спроса на краткосрочные программы, в частности по промышленной безопасности и ЖКХ, позволил нам выйти на докризисные объемы»
Приложение :: Рэнкинг Уральских компаний, предлагавших услуги бизнес-образования в 2009 году и I полугодии 2010 года