Не многие предприниматели рискуют надолго отвлечься от работы ради новых знаний. Бизнес-школы идут навстречу клиентам, сокращая длительность программ MBA. На пестром рынке бизнес-образования одновременно сосуществуют программы разной продолжительности.
![]() |
|
Время – деньги. Известную формулу пытаются применить на западном рынке MBA для сравнения эффективности разных образовательных программ с помощью временной концепции стоимости денег, которая позволяет оценить выгоду вложения средств с учетом того, что стоимость денег сегодня всегда дороже той же суммы, полученной завтра. Применяя эту теорию к расходам, связанным с получением степени MBA и потенциальным ростом доходов, абитуриенты выбирают подходящие им программы, а в качестве оценочного показателя используется коэффициент ROI (return on investments). Логика подсказывает, что чем быстрее из «мастерового» студент станет «мастером бизнес-администрирования», тем быстрее на него снизойдет финансовая благодать: ведь не секрет, что для большинства получение степени MBA воспринимается как возвратная инвестиция, которая в определенный срок должна привести к серьезному росту доходов. Пример разных подходов к бизнес-образованию в Европе и Америке это утверждение оправдывает. Специалистов MBA «по-американски» чаще всего готовят два года, а «по-европейски» справляются всего за год. По версии международного рейтинга Forbes, сформированного на основе данных по возврату на инвестиции в образование MBA, именно образование в европейских школах приносит наиболее быстрый рост доходов. Так, выпускники французской бизнес-школы INSEAD, прошедшие обучение за один год, могут рассчитывать заработать на своем образовании за пять лет после выпуска дополнительные $200 тыс., за вычетом расходов и уровня заработка до получения диплома. Для сравнения: американские программы в школах-лидерах для специалистов из финансовой сферы принесли $165 тыс., а их коллегам в других секторах еще меньше – $125 тыс.
Сравнение средних финансовых результатов от инвестиций в образование российских выпускников и их американских коллег явно будет не в пользу наших программ MBA. Причиной этого является вовсе не качество образовательного продукта, а скорее, вечная песня о невозможности сопоставлять уровень жизни в разных странах. Зато есть и объективные недостатки. Повторить европейский опыт быстрого продвижения к цели – диплому MBA – у нас просто не удастся.
Повторить оценку финансовой эффективности образования в российской практике невозможно из-за отсутствия необходимой статистической базы выпускников российских программ, которая бы обобщала карьерные успехи, их выражение в зарплате и скорости ее роста. И хотя ценность каждого часа, проведенного за партой в той или иной бизнес-школе, менеджеры в России высчитать не могут, спрос на максимально сжатые по срокам программы говорит о том, насколько они ценят свое время.
Быстро и доходно? Сама мысль о коротком варианте программ MBA обычно вызывает у представителей бизнес-школ негодование. Причем даже у тех из них, кто предлагает дистанционные программы обучения, также зачастую испытывающие дефицит доверия. «Согласно государственным требованиям, программа МВА с отрывом должна длиться не менее полутора лет, а без отрыва от работы – два года. Поэтому в России получить МВА за один год невозможно. И если на российском рынке кто-то подобное обещает, то надо иметь в виду, что вам придется пожертвовать государственным дипломом и качеством приобретенных навыков», – категорична Наталья Жаворонкова, директор программы МВА «Стратегия» Международного института менеджмента ЛИНК. По мнению Сергея Расторгуева, руководителя центра маркетинга и PR Института делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, сокращение времени обучения на программах MBA может отрицательно сказаться на качестве образования. «Сократить время на получение степени МВА возможно только в случае перехода на обучение в режиме full-time. Для работающих российских менеджеров уплотнять график по вечерней и модульной формам обучения просто нецелесообразно – при таком подходе кому-то придется отказаться от работы. Если уплотнить график в вечернем формате до года, то курс будет скомкан, ведь программа рассчитана на осмысление и применение полученных навыков на рабочем месте», – считает эксперт.
В Европе короткая программа MBA – это далеко не вольное катание. Цель – уложить в один год необходимый объем знаний – потребовала отказаться от обучения базовым дисциплинам и оставить только специализированные. Поэтому без обширного опыта здесь делать нечего, тем более что «производственная» практика, часто входящая в двухгодичные программы, в расписание большинства программ не поместилась. Одним из плодов плотной упаковки образовательного продукта стали 10-месячные программы MBA, самый известный пример которых – программа в INSEAD. В школе уверяют, что за 10 месяцев покрывают 80% курсов, предлагаемых на двухгодичных стандартных программах MBA за счет учебы 5 дней в неделю без перерывов. При этом возможность ввести в свое расписание до 11 курсов по выбору, сконцентрировав их вокруг одной темы – будь то финансы или предпринимательство – позволяет на выходе получить специалиста, «заточенного» под решение задач, которые перед собой ставит ученик.
Локальная практика. Потребность в ускоренном бизнес-образовании на нашем рынке им же и доказана – иначе откуда бы взяться обилию продуктов, вводящих клиентов в заблуждение относительно присваиваемой квалификации или мимикрирующих под программы MBA, но предлагающих подготовку за существенно сокращенный срок. При этом тенденция к росту спроса на краткосрочные программы, по данным The Graduate Management Admission Council, провайдера тестов GMAT, сдаваемых большинством поступающих на программы MBA, усиливается по всему миру. Почти наполовину сократилось число подавших заявки на full-time программы, при этом большая часть двухгодичных программ показала падение числа поступающих, а программы, длящиеся один год, показали рост.
На российском рынке образовательные программы уровня MBA имеют существенное ограничение для сокращения сроков обучения. Минобрнауки России планирует в 2010–2011 годах разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Возможно, подобный документ сможет прояснить и перспективы освоения программ MBA в сжатые сроки. Пока же их судьба из-за длящейся образовательной реформы не ясна, а представители школ по-прежнему ссылаются на старые требования. «Согласно Государственным требованиям к специалистам, для получения дополнительной квалификации МВА сократить время на получение степени МВА можно в случае перезачета дисциплин, ранее изученных в этом же учебном заведении, а также по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, что должно быть подтверждено документами государственного образца. Общее количество часов программы МВА не может быть менее 1800», – описывает требования Анастасия Воскресенская, замдекана факультета дистанционного образования Московского института международного бизнеса. Если программа обучения сокращена согласно гостребованиям (перезачтен ряд дисциплин), то наградой слушателю станет государственный диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования»». Исходя из гостребований видно, что если в день осваивать по восемь часов программы, то как раз за год можно было бы управиться. Одним словом, возможность предложить короткий MBA-курс у бизнес-школ вроде бы и есть. Так как же она реализована?
Маркетинговые уловки. Замдекана ФДО МИМБ заявляет, что за год МВА получить все же нельзя: «Если мы говорим о МВА в соответствии с гостребованиями к нему и о получении дополнительной квалификации – ”Мастер делового администрирования“, за год вы можете получить что-то похожее или неполное, а значит, откажетесь от государственного диплома МВА, от квалификации и от самой программы». Хотя это не мешает партнерам МИМБ продавать годичный курс под названием «Управление бизнесом (MBA on-line)». Правда, из более подробного описания продукта становится понятно, что и здесь по-быстрому MBA не получить. Ведь данная программа, по сути, только часть полного курса программы МВА – из четырех циклов, входящих в его структуру, в программе «Управление бизнесом» представлены полностью только два: «Научные основы бизнеса и менеджмента» и «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента». По окончании программы выдается Государственный диплом о профессиональной переподготовке в рамках программы МВА. Но, чтобы получить квалификацию MBA, нужно опять-таки выполнить гостребования, а значит, доучиваться и снова терять время. Налицо маркетинговая хитрость – клиента не обманывают, но заманивают на скороспелый MBA.
В этом стремлении гораздо дальше пошли создатели курса Mini MBA Русской школы управления (РШУ) – они не только смело ассоциируют свой продукт со степенью MBA, но и называют его уникальным только на том основании, что предложили его рынку первыми, а теперь страдают от клонов-конкурентов. В том, что в наш век продукты легко копируют, сомневаться не приходится, но вот предоставить доказательства уникальности курса, подкрепив смелость своих заявлений, школа не сочла нужным. Не менее смело создатели РШУ заявляют, что работая с 2003 года по числу выпускников, а их уже более 2,5 тыс., они давно оставили позади любое из традиционных образовательных учреждений в России, предлагающих программы MBA. Это утверждение как минимум вызывает сомнение – даже если закрыть глаза на то, что сравнивать приходится яблоки и апельсины. Ведь вполне возможно, что такие участники рынка бизнес-образования, как Академия народного хозяйства, за десятилетия работы выпустившая тысячи выпускников по программе MBA, на промежутке последних семи лет опередила неожиданного «конкурента» по числу выпускников.
Впрочем, у курсов Mini MBA есть своя прелесть – длятся они 208 часов и обещают сжатое изложение практически применимого материала, а среди преподавателей встречаются довольно известные специалисты-практики. В целом же попытка продвинуть программу, мимикрируя под качественно иной продукт, блеска курсам РШУ явно не добавляет. Зато регулярные наборы слушателей и развитая региональная сеть этого феномена на рынке повышения квалификации подтверждают силу брэнда MBA на российском пространстве и четко диагностируют интерес к краткосрочному бизнес-образованию, которое на уровне традиционных провайдеров MBA образования в России пока удовлетворять совершенно не готовы.