Реальное училище

Предприниматели по-прежнему предпочитают осваивать науку ведения бизнеса на практике

Эксперты отмечают, что уральский рынок бизнес-образования в конце лета перешагнул кризисный рубеж и постепенно стал восстанавливаться. Но популярность образовательных семинаров среди предпринимателей все еще невысока.

Конечно, по сравнению с докризисным периодом и спрос, и объем предложения на этом рынке существенно уменьшились. Так, за год — с июля 2009 года по июль 2010-го — количество фирм, предоставляющих образовательные услуги бизнесу, сократилось на 60 процентов. До лета деятельность многих компаний была приостановлена. Те же, что остались на плаву, старались подстраховаться, с оглядкой пополняли штаты сотрудников и вводили новые продукты.

Некоторые сделали ставку на сотрудничество с властью. Например, одна из аудиторских фирм Челябинска, параллельно с основной деятельностью организующая обучающие семинары, при поддержке министерства экономического развития Челябинской области в первом полугодии 2010 года проводила тренинги для начинающих предпринимателей и временно безработных в Нязепетровске и Катав-Ивановске.

В сентябре, с началом нового учебного года, рынок образовательных услуг для бизнеса вновь оживился. Сейчас фирмы массово публикуют свои предложения в Интернете. Однако полноценно работать бизнес-школы начнут с конца сентября, поэтому пока оценить их конкурентоспособность сложно: еще не ясно, какие из предлагаемых потенциальным слушателям программ будут реализованы. Единственное, что уже сейчас можно прогнозировать со всей очевидностью, — это то, что четыре-пять компаний-лидеров вскоре начнут делить оставшиеся от разорившихся в кризис конкурентов куски рынка.

По словам директора одного из образовательных центров Ольги Жигальцовой, сегодня только в Екатеринбурге работает более 60 школ для бизнесменов. Они предлагают совершенно разные и по стоимости, и по длительности курса программы — от недорогих двухдневных семинаров до двухлетней программы МВА, которая обойдется студенту в полмиллиона. Различны и задачи, решаемые бизнес-тренерами. Например, одна из бизнес-школ Екатеринбурга предлагает начальный курс для предпринимателя по программе «Как умело открыть свое дело» за 8,5 тысячи рублей, декларируя, что для создания собственного бизнеса этих знаний будет достаточно. А вот более солидная образовательная структура, именующая себя «институтом», предлагает программу, нацеленную на развитие лидерских качеств, которая стоит 180-200 тысяч рублей.

— Прошлый год стал лакмусовой бумажкой, разграничившей структуры, работающие в этой сфере, — говорит Жигальцова. — Здесь, как и везде, есть серьезный бизнес, который отличают хорошо отработанные технологии, система, настроенная на принесение прибыли. А есть «индивидуальное предпринимательство» — это один-два тренера, у которых все программы и методики «в голове».

Зачастую бывает так, что такого рода предпринимательством начинают заниматься люди, мало что вообще понимающие в бизнесе как таковом. По оценке экспертов, весь российский рынок бизнес-образования фактически еще в зачаточном состоянии — и это несмотря на то, что первые бизнес-школы в их современном виде появились в стране еще в начале 1990-х. Это одна проблема. Вторая заключается в том, что на недорогие семинары в маленькие бизнес-школы приходят чаще всего сотрудники небольших фирм: директора, юристы, бухгалтеры. На «точечное» обучение тратиться никто не хочет, поэтому их собирают в группы и читают курс, ориентированный на «середнячка». В итоге для каждого из участников семинара минимум 40-50 процентов информации оказывается ненужной или непонятной.

— Для меня были более полезны самообразование и индивидуальные консультации с тренерами, чем семинары, — говорит руководитель юридической фирмы Елена Артюх. — Я считаю, что тратить несколько дней и солидную сумму денег на программу, где рассматриваются десять вопросов, из которых лично меня интересуют только полтора, — неэффективно. А именно так зачастую и бывает.

Президент союза женщин-предпринимателей Челябинской области Вера Соколова считает, что многие бизнес-школы просто продают образование как продукт — причем порой некачественный. Часто они анонсируют совсем не то, что преподают. Положительные отзывы клиентов сфальсифицировать несложно, а сертификация услуг в этой сфере не практикуется. Правда, некоторые подвижки в этой области три-четыре года назад сделала Российская ассоциация бизнес-образования, разработавшая и внедрившая процедуру добровольной сертификации бизнес-школ. Однако программа оказалась нерентабельной: проработав пару лет, ее свернули. Как пояснили «РГ» специалисты ассоциации, выдававшиеся в то время сертификаты подкреплялись только авторитетом ассоциации, а этого потенциальным их обладателям показалось недостаточным. Впрочем, до сих пор в России нет четко сформулированных требований к бизнес-тренерам.

Из-за отсутствия стандартов и отношение к бизнес-образованию в предпринимательской среде порой полярное. Одни говорят, что обучение в бизнес-школах помогло по-новому взглянуть на свое дело и на себя как на руководителя. Другие отмечают, что вести бизнес научились исключительно благодаря собственному опыту и первоначальному, базовому образованию. Точку зрения многих современных управленцев выразил директор уральского филиала крупного металлоперерабатывающего предприятия Валерий Шевелев, отметивший, что без личного опыта вообще ничему не научишься, но учиться только на нем — долго и дорого. Бизнес-тренинги же дают возможность познакомиться с опытом других людей.

— Самое главное, что я вынесла из своего курса обучения, — практический опыт, которым обменивались слушатели. Совершенно бесплатно, в так называемых «кейсах» (группах. — Прим. «РГ») ты можешь обсудить с другими проблемы своего предприятия и методом мозгового штурма найти новые идеи, — говорит Юлия Франгулова, генеральный директор сети клиник лазерной медицины.

На вопрос о том, как выбрать бизнес-школу, обеспечивающую оптимальное соотношение цены и качества образовательных услуг, большинство бизнесменов ответили, что доверять стоит лишь отзывам тех, кто с этой организацией уже сотрудничал. Увы, когда в отрасли нет общепризнанных стандартов качества, потенциальный потребитель вынужден руководствоваться исключительно сообщениями «сарафанного радио» и собственной интуицией.

Мнение

Екатерина Кузина, исполнительный директор института бизнеса:

— В 1990-е годы вузы, несмотря на глобальные перемены, все еще обучали студентов в духе советской системы знаний. Но молодые люди смелее начинали заниматься бизнесом, узнавая все тонкости управления предприятием главным образом на практике. Сегодняшние выпускники и студенты вузов почему-то не рвутся открывать собственные компании, реализовывать проекты. Они в большей степени стремятся работать в госструктурах, крупных международных компаниях. Не все, конечно, но некая общая тенденция прослеживается. Как правило, они менее решительны, менее амбициозны, у них не хватает знаний, компетенции, не сформирован образ мышления, необходимый для создания своего дела. В вузах им дают хорошую базу, но не формируют в них предпринимателей. Такую задачу как раз и выполняют сегодня бизнес-школы.